Ответы к страницам 130 — 133. Ю. Коваль. Лес, лес! Возьми мою глоть!

? с. 131
— Я не понимаю, что означает слово «глоть», — признался Петя Захаров.
— Так старики в некоторых деревнях называют горло, — объяснила Евдокия Васильевна. — «Лес, возьми мою глоть!» означает: «Лес, возьми моё больное горло, вылечи меня!»
— Это суеверие? — решил уточнить Миша.
— Это народная примета, — улыбнулась Евдокия Васильевна.
— С одной стороны, она основана на знаниях народной медицины: когда человек широко открывает рот и напрягает горло криком, усиливается приток крови в этот орган, что помогает бороться с болезнью. С другой стороны, то, что человек должен просить помощи именно у леса, связано с древними представлениями о мире. Это то, что вы уже можете объяснить сами.
А ты можешь это объяснить?

Ответ:

Евдокия Васильевна объясняет значение выражения «взять глоть» и рассказывает, каким образом крик помогает лечить больное горло с медицинской и с обрядовой точки зрения. Вы уже можете объяснить, что в древних представлениях о мире лес воспринимался как территория другого, волшебного мира. С лесом связано происхождение священных растений и животных: именно к силам природы люди обращались за помощью в древние времена. Вера в волшебную силу леса сохранилась в народных приметах и суевериях.
Вспомните первую главу учебника (об отражении древних представлений о мире в волшебных сказках).

? с. 131 — 132
— Но смысл рассказа в другом, — продолжала Евдокия Васильевна. — Герой этого рассказа — сам автор. И то, что он делает, он делает как ПОЭТ, а не как суеверный человек. Для него прийти в лес и последовать народной примете означает стать частью природы и частью народной культуры.
— Выходит, он через примету общается с природой, с лесом? — спросил Миша.
— Можно и так сказать, — согласилась учительница.

Ответ:

Можете назвать те сказки, где лес или деревья были волшебными союзниками (помощниками) героя? Вероятно, вы вспомните такие сказки, как «Гуси-лебеди», «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк», «Крошечка-Хаврошечка», сказку об арабском дереве Вак-Вак и др. С чем связано подобное отношение к лесу? (Лес — волшебный мир; дерево — Мировое дерево, центр мира или тотемное растение, прародитель человека.) Согласны ли вы с Евдокией Васильевной в том, что герой рассказа — не суеверный человек, а тот, кто хочет приобщиться к народной культуре? Юрий Коваль знаком нам как писатель с поэтическим взглядом на мир, способный увидеть и передать красоту природы. Из этого небольшого рассказа видно, что к лесу писатель относится с любовью, как к живому существу, народные приметы являются для него ещё одним способом общения с миром природы.

— А кто сумеет подтвердить, обращаясь к тексту, что писатель в городе тоскует по лесу, что ему не хватает общения с природой?
Ты сможешь это подтвердить?
Зачем писатель так настойчиво повторяет, что он совершенно здоров? Тебе не кажется, что это звучит как жалоба? На что же он жалуется?

Ответ:

В городе герою не хватает общения с природой: «…Теперь я живу в городе, и горло у меня не болит. И ничего у меня не болит. И вообще я здоров как бык… гуляю среди каменных домов, а про себя всегда думаю: “Лес, лес! Возьми мою глоть!”». Перечитайте ещё раз последний абзац рассказа. Неужели герой жалуется на то, что у него больше ничего не болит? А может, он боится опять простудиться? (Нет. Вероятно, ему не хватает не болезней («Весело гуляю среди каменных домов»), а именно леса, общения с живой природой.) Недаром про себя он всегда думает: «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Эти слова обозначают для героя связь с народной культурой и его внутреннее родство с миром природы, с лесом.

Найди и прочитай в «Сведениях о писателях» статью о Юрии Ковале. Какие рассказы из упомянутых там ты читал(а)? Какие сведения о писателе тебе уже знакомы? А что является для тебя новым? Соглашаешься ли ты с выводом в конце этой статьи?
Подготовь к следующему уроку небольшое выступление о Юрии Ковале и его творчестве. Дополни его своими впечатлениями о писателе: расскажи, какой из его рассказов нравится тебе больше всего, и объясни почему.

Ответ:

Когда вы прочитаете статью в разделе «Сведения о писателях», вы вспомните, что из перечисленных там произведений писателя вы читали рассказы «Берёзовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами» («Литературное чтение», 3 кл., с. 9 и 55) и «Под соснами» («Хрестоматия», 3 кл., с. 120). Возможно, кто-о из вас читал и другие из упомянутых в статье рассказов. Назовите какие. Поскольку рассказы Юрия Коваля во многом автобиографичны, для вас не будет неожиданностью, что писатель работал учителем в сельской школе, любил и понимал природу. Неожиданным и интересным может оказаться то, что писатель писал не только рассказы, но и стихи, а также был художником. Обсудите вывод в конце статьи («Природа и люди в произведениях Юрия Коваля живут в полном согласии друг с другом») и аргументируйте своё мнение, опираясь на произведения этого автора, которые вам особенно запомнились и понравились.
Подготовить короткое выступление о Юрие Ковале и его творчестве поможет помещённый в учебнике «Русский язык», ч. 2, раздел «Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта» (с.105–107), а также материал самой статьи в разделе «Сведения о писателях».