Ответы к упражнению 100, страница 97 — 98

100. Прочитай группы слов. В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова? Назови формы слов в 1-й группе.

1) играть,   играла,    играйте;
2) кричать, кричал,    кричи;
3) беречь,  берегли,   береги,
4) нести,     несла,      неси.

В каждой группе слов записаны разные формы одного глагола. Причём эти формы образованы с помощью формообразующих суффиксов.

В какой форме стоят все слова в первом столбике? Что общего в форме слов второго столбика? А чем различаются эти формы?
Что общего в словах третьего столбика? А в чём различие? Что помогло тебе сразу ответить на все вопросы? Назови суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику.
Запиши каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица. Можешь теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов?

Суффиксы «-ть-», «-чь-», «-ти-» указывают на начальную форму глаголов, суффикс «-л-» – суффикс прошедшего времени, а суффиксы, глаголов из четвёртого столбика «-й-» и «-и-» – суффиксы повелительной формы.

При образовании личных глагольных форм эти суффиксы исчезают, и появляются окончания, которые указывают на форму глагола (время, лицо и число).

Вывод: формы глаголов могут быть образованы как с помощью окончаний, так и с помощью суффиксов.
Суффиксы, которые выполняют такую же работу, как и окончания, указывают на форму глагола и в основу слова не входят.