Ответы к упражнению 116

Цель – формирование умения писать безударные гласные в окончаниях слов разных частей речи.

Школьники устно называют пропущенные орфограммы, а также указывают место в слове, где находится данная орфограмма. Если орфограмма в окончании, называют часть речи, к которой относится данное слово.

Затем списывают текст, вставляя пропущенные буквы. Рядом со словами с пропущенными окончаниями в скобках объясняют выбор буквы.

Ответ:

                           Мой дом
    Особенно хорошо в беседке (I скл., П.п.) в тихие (мн.ч., В.п.) осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый (м.р., ед.ч., И.п.) отвесный дождь.
     Прохладный (м.р., ед.ч., И.п.) воздух едва качает (1 спр., ед.ч.) язычок свечи. Угловые тени от виноградных (мн.ч., Р.п.) листьев лежат на потолке беседки (I скл., Р.п.).
   На рассвете (II скл., П.п.) я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане (II скл., П.п.) падают (1 спр., мн.ч.) листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает (1 спр., ед.ч.) лягушка. Я обливаюсь колодезной (ж.р., ед.ч.,Т.п.) водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околицы (I скл., Р.п.).
   Светает (1 спр., ед.ч.). Я беру вёсла и иду к реке. Я отплываю в тумане (II скл., П.п.). Восток розовеет (1 спр., ед.ч.). Уже доносится (2 спр., ед.ч.) запах дыма сельских печей.

Существительные: в беседке (I скл. П.п.), беседки (I скл. Р.п.), на рассвете (II скл. П.п.), в тумане (II скл. П.п.), у околицы (I скл. Р.п.), в тумане (II скл. П.п.).
Прилагательные: тихие (мн.ч. В.п.), неторопливый (м.р. ед.ч. И.п.), прохладный (м.р. ед.ч. И.п.), виноградных (мн.ч. Р.п.), колодезной (ж.р. ед.ч. Т.п.).
Глаголы: качает (I спр.), падают (I спр.), выскакивает (I спр.), светает (I спр.), розовеет (I спр.), не доносится (II спр.).