Ответы к упражнению 155

Разбирая по составу слова из 1-й группы, дети не должны забывать показывать нулевое окончание у слов м.р. с основой на согласный:

Ответ:

Дом ик ☐, снежинка, медвежонок☐.

Суффикс «-онок-» в слове медвежонок дети закрасят желтым карандашом.

Слова из 2-й группы школьники разберут по составу так:

Ответ:

Лес н ой, хрип л оватый, домище.

В слове хрипловатый корень выделяется путем подбора таких родственных слов: хрип/еть, хрип/лый, хрип/ловатый. Общая часть хрип- и есть корень. В этом прилагательном легко выделить и окончание: хрип/ловат/ый ( хрип/ловат/ого). Неясным остается вопрос с суффиксом: является ли часть слова «-ловат-» самостоятельным суффиксом, или в ней несколько суффиксов. На основании того, что есть разные прилагательные: хрип/л/ый и хрип/ловат/ый и в первом из них после выделения корня хрип- и окончания «-ый» видно, что «-л-» – это суффикс, можно сделать вывод, что и в прилагательном хрипловатый тот же суффикс «-л-». Таким образом, состав прилагательного хрипловатый такой: хрип/л/оват/ый.

Можно предложить детям попробовать и дальше членить суффикс: ведь возможно, что это не цельный суффикс «-оват-», а два суффикса «-ов-» и «-ат-». Пусть школьники попробуют подобрать родственное слово так, чтобы использовался только суффикс «-ов-». Есть ли слово «хрипловый»? Поскольку слова с таким суффиксом нет, будем считать, что в слове хрипловатый используется цельный суффикс «-оват-».

Более того, следующий вопрос учебника обращает внимание именно на этот суффикс, поскольку как раз в нем заключено значение признака, выраженного не очень сильно. Хрипловатый голос – это не просто хриплый голос, но слегка, чуть-чуть хриплый. Именно суффикс «-оват-» дети должны закрасить голубым карандашом.

Слова из 3-й группы школьники разбирают по составу таким образом:

Ответ:

Охотнич ий ☐, лесник☐, звер ёк ☐.

Учитель обращает внимание детей на то, что в слове охотничий – два суффикса: «-нич-» и «-ий-». Сначала от основы слова охот/а было образовано слово охот/ник с помощью суффикса «-ник-». И лишь затем от основы слова охотник/' с помощью суффикса «-ий-» было образовано слово охотничий (здесь есть чередование звуков [к]/[ч’] в корне).

Охот/а – охот/; охот/ + ник + … = охотник/☐.
Охотник/☐ – охотник/; охотник/ + ий + … = охотничий/☐.

Вопрос учебника: «В каком из слов есть суффикс со значением “принадлежащий тому, о ком идёт речь в корне слова?”» подразумевает ответ – охот/нич/ий и второй суффикс «-ий-». Сравните «волч/ий»: суффикс «-ий-» показывает, что нечто (хвост, нрав и т. д.) принадлежит волку (то есть тому, о ком сказано в корне слова). Или «лис/ий»: суффикс «-ий-» показывает, что нечто (хвост, характер и т. д.) принадлежит лисе (то есть той, о ком сказано в корне слова).

Конечно, в случае со словом «охотничий» можно было точнее определить значение суффикса: «принадлежащий тому, о ком идет речь в производящей основе слова» (ибо производящей основой прилагательного «охотничий» является основа слова «охотник». Но в такой формулировке дети задание не понимают. Именно поэтому учебник так формулирует значение суффикса. Более того, учебник не требует выделить суффикс в слове «охотничий» – дети должны просто подчеркнуть нужное слово.

Последнее задание этого упражнения закрепляет представление о значении тех суффиксов, которые дети выделили и закрасили («-онок-» и «-оват-») и того суффикса, с которым они работали на протяжении всех последних уроков (имеется в виду суффикс «-ий-», используемый в притяжательных прилагательных).

Школьники должны дописать свои слова с тем же суффиксом на трех разных строчках:

Ответ:

1) Медвежонок, львёнок, утёнок, моржонок.

Предложите детям открыть Обратный словарь на К, на -ёнок и -онок и выбрать слова из этих двух списков. Объясните детям, записав часть слов звуками, что и в словах на -ёнок, и в словах на -онок- используется один и тот же суффикс [онок]: медвеж/онок: медве[ж/онок], морж/онок: мор[ж/онок]; льв/ёнок: ль[в’/онок], ут/ёнок: у[т’/онок], слон/ёнок: сло[н’/онок];

Ответ:

2) Хрипловатый, грубоватый, сероватый, красноватый, тускловатый.
3) Охотничий, собачий, волчий, паучий и т. д.

Предложите детям открыть еще раз Обратный словарь на Й, на -чий и посмотреть нужные слова. После этого спросите их: а есть ли среди слов на -ний те, в которых тот же суффикс -«ий»? (Конечно: в словах бараний, олений, тюлений, павлиний.) А можно ли использовать слова на -сий для пополнения третьей строчки? (Конечно: оба слова (пёсий и лисий) имеют такой же суффикс «-ий».)