Ответы к упражнению 135

В этом упражнении школьники повторяют правила написания трех основных орфограмм, которые встречаются в приставках. Это:

1. «Безударный гласный». Написание этой орфограммы подчиняется фонематическому принципу русской орфографии, суть которого заключается в том, что звук в слабой позиции проверяется сильной позицией в той же морфеме. Таким образом, чтобы проверить безударный гласный в приставке, надо подобрать слово с такой же приставкой, в котором этот гласный стоит под ударением. Например: просушить – прорубь.

2. Правописание приставки «с-». Написание этой приставки также подчиняется фонематическому принципу, так как слабая позиция может быть проверена сильной. Например, в слове сдвигать – позиция слабая (перед другим шумным согласным), а в слове смыть – сильная (перед сонорным). Школьники начальных классов данную орфограмму не проверяют: в начальной школе написание приставки «с-» запоминается.

3. «Правописание приставок, оканчивающихся на З/С». Эти орфограммы подчиняются другому принципу орфографии – фонетическому. Написание по фонетическому принципу не требует проверки, та как опирается на произношение, то есть «как слышишь, так и пиши». Ориентиром для выбора буквы «С» или «З» в конце приставки является первая буква корня: если это буква глухого согласного, то пиши «С-», если буква гласного или звонкого согласного, то пиши «З-». Именно эти орфограммы выделены в словах данного теста.

Школьники устно объясняют их написание. Затем списывают текст и вставляют все пропущенные буквы. В этом упражнении внимание школьников акцентируется на том, что приставки встречаются не только у глаголов, но и у существительных.

Ответ:

Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх - проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.

Приставки используются с глаголами и с существительными. (Еще с наречиями, но наречия еще не изучались)