Ответы к упражнению 147

Перед тем как дети начнут письменно выполнять это упражнение, его лучше всего выполнить устно. Для этого дети сначала по цепочке называют только те прилагательные, которые отвечают на вопрос «чей?»: сорочий, пёсий, заячий, паучий, беличий, лягушачий, овечий. Не нужно, чтобы дети сразу называли, от основ каких существительных образованы эти прилагательные – это лучше сделать на следующем шаге, когда они уже в третий раз будут просматривать весь список прилагательных.

Затем дети второй раз читают про себя список прилагательных, а по цепочке вслух называют только те из них, которые отвечают на вопрос «какой?»: живучий, шипучий, горячий, тягучий, дремучий, сыпучий, линючий. Просматривая слова в третий раз, дети должны будут вновь останавливаться только на притяжательных прилагательных, то есть отвечающих на вопрос «чей?», и, зачитывая прилагательное, тут же говорить, от основы какого существительного оно образовано: прилагательное сорочий образовано от основы существительного «сорока», прилагательное пёсий – от основы существительного «пёс» и т. д. (дети должны будут назвать слова: заяц, паук, белка, лягушка, овца).

Учебник в письменном задании не требует показывать, как шло словообразование, нужно лишь указать слова, от основ которых образованы прилагательные. Поэтому категорически не рекомендуется дополнять требования учебника своими заданиями по словообразованию. Прозрачных случаев словообразования здесь только три: сорочий, пёсий и паучий. Дети не справятся со всеми остальными случаями, да это и совершенно не нужно на данном этапе работы.

Просматривая слова в четвертый раз, дети вновь называют те, которые отвечают на вопрос «какой?», и тут же приводят краткую форму этого слова: живучий – живуч, шипучий – шипуч, горячий – горяч, тягучий – тягуч, дремучий – дремуч, сыпучий – сыпуч, линючий – линюч.

Вот такое четырехкратное возвращение к одному и тому же ряду слов по разным основаниям и является реализацией механизма формирования орфографической зоркости. Перед тем как дети начнут письменно выполнять работу, учитель обращает внимание на то, что все краткие формы прилагательных с шипящим на конце основы пишутся без Ь.

Записываем:

Ответ:

  Чей?                                  Какой?
сорочий (сорока)          живучий (живуч)
пёсий (пёс)                    шипучий (шипуч)
заячий (заяц)                горячий (горяч)
паучий (паук)                  тягучий (тягуч)
беличий (белка)            дремучий (дремуч)
лягушачий (лягушка)    сыпучий (сыпуч)
овечий (овца)                линючий (линюч)