ТЕМА 2. Атмосфера

§10. Воздушная оболочка Земли - атмосфера

Вопросы перед параграфом

Задание №• 1

Что называют погодой?

Ответ:

Погода − это состояние атмосферы в определенной местности, в определенное время (в настоящий момент или в ограниченный промежуток времени). Она характеризуется набором метеорологических элементов, включающих температуру воздуха, атмосферное давление, скорость ветра, направление ветра, влажность воздуха, количество осадков, облачность и другие факторы. Погода может изменяться на короткие промежутки времени и может оказывать влияние на животный мир, почву и даже на уровни воды в реках и океанах. Она является главным фактором, который влияет на общее состояние окружающей среды и поведение человека.

Задание №• 2

Какие сведения о погоде вы отмечали в календаре погоды?

Ответ:

В календаре погоды мы отмечали дату измерения, влажность воздуха, температуру воздуха, количество осадков, облачность, направление и скорость ветра, атмосферные явления.

Задание №• 3

Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни?

Ответ:

В своей жизни я наблюдал такие явления природы, как дожди, снег, град, туман, листопад, солнечные затмения, лунные затмения, полярные сияния.

Вопросы и задания

Задание №1

Какую оболочку Земли называют атмосферой?

Ответ:

Атмосфера − это воздушная оболочка Земли, состоящая преимущественно из азота (около 78%), кислорода (около 21%), аргонa (около 0,9%) и многих других газов, а также водяного пара. Она играет важную роль в жизни на Земле, защищая ее от солнечной радиации и удерживая тепло на поверхности планеты.

Задание №2

Определите, где расположена нижняя граница атмосферы. Есть ли у атмосферы верхняя граница? На какой высоте проводят условную границу между космическим пространством и атмосферой Земли?

Ответ:

Нижняя граница земной атмосферы точно очерчивается поверхностью нашей планеты, а о верхней границе так сказать нельзя. Атмосферный воздух постепенно переходит в межпланетное пространство. Поэтому верхнюю границу атмосферы проводят условно на различных высотах. Международная авиационная федерация в качестве границы между атмосферой и космосом установила высоту в 100 км над уровнем моря.

Задание №3

Назовите слой атмосферы, в котором сосредоточен почти весь (99,5 %) атмосферный воздух.

Ответ:

Почти весь атмосферный воздух сосредоточен в тропосфере.

Задание №4

В каком слое атмосферы наблюдается наибольшее содержание озона? Какое значение для живых организмов имеет этот газ?

Ответ:

Наибольшее содержание озона наблюдается в озоновом слое атмосферы. Озон является ключевым компонентом зоны озонового слоя и играет важную роль в сохранении жизни на планете Земля. Он пропускает световые лучи, необходимые для фотосинтеза, и блокирует ультрафиолетовые лучи, которые мешают жизнедеятельности организмов.

Задание №5

Составьте кроссворд «Атмосфера», используя слова из параграфа.

Ответ:

ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

1. Воздушная оболочка Земли.
2. Нижний слой атмосферы.
3. Наука о воздушной оболочке Земли.
4. Газ, которым дышит человек.
5. Газ, образующийся в результате воздействия солнечных ультрафиолетовых лучей на кислород.

Школа географа-следопыта

Задание №1

Почувствуйте себя метеорологами−наблюдателями!
Каждому из вас приходилось слышать о том, что изменение давления атмосферного воздуха (атмосферного давления) влияет на самочувствие человека.
Действительно, воздух атмосферы Земли имеет вес и давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы. Столб воздуха от поверхности Земли до верхней границы атмосферы оказывает давление на поверхность Земли с силой около 1 кг на каждый квадрат земной поверхности со стороной 1 см. В технике такую величину принимают за единицу давления и называют «одна атмосфера».

План работы.
I. Докажите существование атмосферного давления.
1. Посмотрите видеозапись с подробной инструкцией экспериментатора. http://gotourl.ru/1033
2. Наполните стакан водой. Накройте стакан листком бумаги.
3. Придерживая листок ладонью, переверните стакан кверху дном. Вода не вылилась, так как атмосферное давление, действующее на лист бумаги снизу, выше давления воды в стакане, действующего на лист бумаги сверху.
II. Измерьте атмосферное давление.
Атмосферное давление измеряют прибором, который называется барометром.
В сводках погоды сообщается о значении атмосферного давления, которое постоянно изменяется. Убедимся в этом в ходе наблюдения за изменением атмосферного давления с помощью самодельного барометра.
Чтобы сделать простой барометр, нам потребуются: стеклянная банка, воздушный шарик, ножницы, канцелярская резинка, основание прибора из картона или фанеры, резиновый клей, толстая пластиковая трубочка, лист картона, строительный уровень.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

 

План работы.
1. Срежьте часть шарика с отверстием для надувания. Оставшуюся часть шарика натяните на банку. Плотно закрепите шарик на горловине банки с помощью канцелярской резинки так, чтобы воздух не попадал и не выходил из банки.
2. Закрепите банку на основании прибора, используя пластилин, двухсторонний скотч или резиновый клей.
3. У пластиковой трубочки отрежьте один кончик под углом. Приклейте маленькой каплей резинового клея необрезанный конец пластиковой трубочки к шарику так, чтобы этот край немного не доходил до середины горловины банки. Это будет стрелка прибора.
4. Лист картона сложите так, чтобы получилась треугольная фигура. Приклейте фигуру к основанию прибора, поставив её на торец.
5. С помощью строительного уровня установите основание прибора (приподнимая один край основания) так, чтобы трубочка находилась в строго горизонтальном положении.
6. Теперь можно начать наблюдение за изменением давления атмосферного воздуха. Сделайте на картонной треугольной фигуре отметку положения острого конца трубочки. Рядом с отметкой запишите дату наблюдения. В последующие дни сделайте ещё отметки.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

7. По результатам сделайте вывод об изменении атмосферного давления за весь период наблюдений. Если давление повышалось, то отметки будут располагаться выше (объясните почему) первой отметки. Если давление понижалось, то последующие отметки будут находиться ниже первой отметки.

Ответ:

I. Доказали существование атмосферного давления.
1. Посмотрели видеозапись с подробной инструкцией по проведению опыта.
2. Наполнили стакан водой. Накрыли стакан листком бумаги.
3. Придерживая листок ладонью, перевернули стакан кверху дном. Вода не вылилась, так как атмосферное давление, действующее на лист бумаги снизу, выше давления воды в стакане, действующего на лист бумаги сверху.
II. Измерили атмосферное давление.
1. Срезали часть шарика с отверстием для надувания. Оставшуюся часть шарика натянули на банку. Плотно закрепили шарик на горловине банки с помощью канцелярской резинки так, чтобы воздух не попадал и не выходил из банки.
2. Закрепили банку на основании прибора, используя пластилин, двухсторонний скотч или резиновый клей.
3. У пластиковой трубочки отрезали один кончик под углом. Приклеили маленькой каплей резинового клея необрезанный конец пластиковой трубочки к шарику так, чтобы этот край немного не доходил до середины горловины банки.
4. Лист картона сложили так, чтобы получилась треугольная фигура. Приклеили фигуру к основанию прибора, поставив её на торец.
5. С помощью строительного уровня установили основание прибора (приподнимая один край основания) так, чтобы трубочка находилась в строго горизонтальном положении.
6. Сделали на картонной треугольной фигуре отметку положения острого конца трубочки. Рядом с отметкой записали дату наблюдения. В последующие дни делали ещё отметки.
7. По результатам сделали вывод об изменении атмосферного давления за весь период наблюдений. При повышении давления воздух в банке сжимался, и трубочка опускалась.
При понижении давления воздух в банке расширялся, и трубочка поднималась.