ТЕМА 1. Гидросфера

§2. Вода на Земле

Вопросы перед параграфом

Задание №• 1

Как образовалась вода на Земле?

Ответ:

Предполагается, что вода на Земле образовалась приблизительно 4,6 миллиардов лет назад в результате кометных и метеорных катастроф. В начальном этапе формирования Земли, наша планета была сухой и горячей. Однако с приходом льда из космоса, вода на Земле стала накапливаться в конце этапа аккумуляции материи. Другая теория предполагает, что вода была создана в результате химических реакций внутри Земли, но это еще не доказано и является объектом научных исследований. Большинство ученых сходятся во мнении, что вода на Земле образовалась благодаря совокупности многих факторов, включая метеоритные воздействия, процессы горения и электролиз, который происходил в вулканах.

Задание №• 2

Приведите примеры водоёмов.

Ответ:

Примеры водоёмов: океан, море, озеро, пруд, водохранилище.

Задание №• 3

Как человек использует водоёмы?

Ответ:

Люди используют водоемы для различных целей, в зависимости от их типа и месторасположения.
1. Питьевая вода − одной из основных функций водоемов является обеспечение питьевой водой. Многие города получают питьевую воду из близлежащих рек, озер и водохранилищ.
2. Промышленное использование − водоемы могут использоваться для производства электроэнергии, охлаждения промышленных установок и водоснабжения промышленных предприятий.
3. Рыбалка − водоемы являются популярным местом для рыбалки различными видами рыб.
4. Рекреационное использование − многие люди посещают водоемы для туризма, плавания, катания на водных лыжах, водном спорте, пикников и отдыха.
5. Сельское хозяйство − водоемы используются для орошения сельскохозяйственных угодий.
6. Транспорт − некоторые водоемы используются для транспортировки людей и грузов на лодках и судах.
7. Эксплуатация природных ресурсов − многие виды природных ресурсов, такие как нефть, природный газ и руды, могут быть добыты из морских водоемов.

Задание №• 4

Что вам известно о круговороте воды в природе?

Ответ:

Круговорот воды, также известный как водный цикл, является непрерывным процессом перемещения воды на земле. Вода на земле находится в различных состояниях, например, в виде озер, рек, морей, ледников и океанов, в атмосфере в виде водяного пара.
Круговорот воды начинается с испарения воды с поверхности водоемов, земли, растений и тел животных. Испарение происходит под воздействием солнечного тепла и становится водяным паром в атмосфере. Когда водяной пар охлаждается, он конденсируется в облаках, которые в свою очередь могут выделяться в виде осадков, таких как дождь, снег и град. Часть осадков попадает в реки, озера и подземные воды, обеспечивая водоснабжение живых существ и сельского хозяйства.
Часть воды в подземных водах может просочиться через пористые слои земли и стать частью водосбора, который обеспечивает водой реки и озера. Часть воды в реках и озерах может вернуться в атмосферу через испарение или транспирацию растений.
Круговорот воды не только обеспечивает необходимую воду для растительности и животных, но и имеет глобальные климатические последствия. Он участвует в регуляции температур на земле и влияет на формирование облаков и атмосферных явлений.
Общий объем воды на Земле остается неизменным, однако круговорот воды в природе может быть нарушен хозяйственной деятельностью, например, использованием воды в промышленных целях или загрязнением, что может иметь негативные последствия для экосистем и населения.

Вопросы и задания

Задание №1

Назовите основные элементы круговорота воды. Чем различаются большой и малый круговороты воды?

Ответ:

Вода, испарившаяся с тёплой поверхности океана, поднимается вверх в виде водяного пара. Водяной пар в атмосфере охлаждается, превращается в капельки воды или кристаллы льда. Образуются облака. Из них вода в виде дождя или снега возвращается на земную поверхность под действием силы тяжести.
Большой круговорот воды охватывает весь мир и перемещает огромные объемы воды через океаны и атмосферу. Малый круговорот воды описывает циклы, которые происходят на локальном уровне, такие как циклы воды в речных бассейнах, водохранилищах, морях и океанах.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

Задание №2

Приведите примеры проявления различных свойств воды в природе и в нашей жизни.

Ответ:

Свойства воды:
1. Отсутствие запаха.
2. Отсутствие вкуса.
3. Отсутствие цвета.
4. Свойство растворимости − вода является универсальным растворителем, благодаря чему мы можем получать различные растворы, например, медицинские препараты, красители и т.д.
5. Свойство разрушения − вода разрушает самые твердые горные породы.
6. Свойство окисления − вода окисляет почти все металлы.
7. Свойство расширения − вода расширяется при замерзании, поэтому плотность льда меньше плотности воды, и он не тонет в ней.
8. Свойство теплоемкости − вода способна поглощать большое количество тепла.
9. Свойство электропроводимости − даже при наличии небольшого количества солей вода хорошо проводит электрический ток.

Школа географа-следопыта

Задание №1

Изучите свойства самого удивительного вещества на Земле − воды.
I. Исследуйте вкус, цвет, запах воды.
Рассмотрите, попробуйте на вкус и понюхайте питьевую воду из бутылки. Запишите в Дневнике географа−следопыта результаты своих наблюдений: "Вкус _, запах _, цвет _".
II. Исследуйте три состояния воды.
Превратите лёд (твёрдое состояние воды) в жидкость (жидкое состояние воды), а затем в водяной пар (газообразное состояние воды).
III. Исследуйте плотность пресной воды.
Плотность − физическая характеристика вещества. Она позволяет сравнить два вещества, которые, занимая одинаковый объем, будут различаться по весу. То вещество, которое весит больше, обладает и более высокой плотностью. Вещества с более низкой плотностью могут плавать на поверхности жидкости, плотность которой выше. Плотность вещества определяется делением веса вещества на его объем.

План работы.
1. Взвесьте пустой мерный стакан, налейте в него пол−литра (500 см3) воды и взвесьте мерный стакан с водой. Вес пол−литра воды будет равен разности весов мерного стакана с водой и без неё.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

2. Разделите вес воды (г) на её объем 500 см3. Запишите полученный результат: "Плотность пресной (питьевой) воды _ г/см3".
3. Опустите в мерный стакан с пресной (питьевой) водой яйцо (сырое). По результатам опыта сравните плотность яйца и плотность пресной (питьевой) воды. Вывод запишите: "Плотность пресной (питьевой) воды _ плотности яйца, поэтому яйцо _ (тонет/не тонет) в пресной воде".
4. Измените плотность воды − добавьте в тот же объём (500 см3) пресной воды три столовые ложки поваренной соли и размешайте её до полного растворения. Повторите опыт. По результатам опыта сравните плотность яйца и плотность солёной воды. Вывод запишите: "Плотность солёной воды _ плотности яйца, поэтому яйцо _ (тонет/не тонет) в солёной воде.
5. Самостоятельно сравните плотность пресной (питьевой) воды с плотностью льда. (Сначала расскажите, как будете проводить опыт и делать выводы.) По результатам опыта сравните плотность льда и плотность воды. Вывод запишите: "Плотность пресной (питьевой) воды _ плотности льда, поэтому лёд _ (тонет/не тонет) в пресной воде".
Интересно, что при нагревании от 0 до 4 °С вода сжимается, то есть её плотность увеличивается. Следовательно, при остывании от 4 до 0 °С плотность воды становится меньше, то есть вода расширяется. Благодаря этому свойству воды рыбы могут жить в замерзающих водоёмах.
Объясните этот факт на основе результатов предыдущих опытов. Объяснение запишите в дневник географа−следопыта: "При понижении температуры воды в водоёме ниже 4 °С более холодная вода как _ плотная остаётся на поверхности и замерзает, а подо льдом сохраняется положительная температура".

IV. Исследуйте свойство воды растворять соли и газы.
План работы.
1. Возьмите две бутылки с минеральной водой. Одну заранее охладите в холодильнике, другую храните при комнатной температуре. В заводских условиях минеральную воду перед тем, как разлить по бутылкам, насыщяют примерно одинаковым количеством углекислого газа.
2. Быстро откройте обе бутылки и наблюдайте за газом, который будет выделяться из минеральной воды. В какой бутылке газов выделилось больше?
3. По результатам опыта сделайте вывод о том, при какой температуре вода может содержать большее количество растворённых газов: "Из охлаждённой минеральной воды выделилось _ газов, поэтому в охлаждённой воде может быть растворено _ (больше/меньше) газов, чем в минеральной воде комнатной температуры".

Ответ:

Изучение свойств самого удивительного вещества на Земле − воды.
I. Исследовали вкус, цвет, запах воды.
Записали в Дневнике географа−следопыта результаты своих наблюдений:
"Вкус отсутствует, запах отсутствует, цвет прозрачный"
II. Исследовали три состояния воды.
Превратили лёд (твёрдое состояние воды) в жидкость (жидкое состояние воды) с помощью теплового воздействия, а затем дальнейшим нагревом − в водяной пар (газообразное состояние воды).
III. Исследовали плотность пресной воды.
1. Взвесили пустой мерный стакан (100 г), налили в него пол−литра (500 см3) воды и взвесили мерный стакан с водой (600 г). Посчитали вес пол−литра воды (разность весов мерного стакана с водой и без неё).
2. Разделили вес воды (г) на её объем 500 см3. Записали полученный результат: "Плотность пресной (питьевой) воды 1 г/см3".
3. Опустили в мерный стакан с пресной (питьевой) водой яйцо (сырое). По результатам опыта сравнили плотность яйца и плотность пресной (питьевой) воды. Вывод записали: "Плотность пресной (питьевой) воды немного меньше плотности яйца, поэтому яйцо тонет (тонет/не тонет) в пресной воде".
4. Изменили плотность воды − добавили в тот же объём (500 см3) пресной воды три столовые ложки поваренной соли и размешали её до полного растворения. Повторили опыт. По результатам опыта сравнили плотность яйца и плотность солёной воды. Вывод записали: "Плотность солёной воды больше плотности яйца, поэтому яйцо не тонет (тонет/не тонет) в солёной воде.
5. Самостоятельно сравнили плотность пресной (питьевой) воды с плотностью льда. (Сначала взяли кусочек льда и поместили его в пресную питьевую воду, и по аналогии с яйцом, сделали выводы.) По результатам опыта сравнили плотность льда и плотность воды. Вывод записали: "Плотность пресной (питьевой) воды больше плотности льда, поэтому лёд не тонет (тонет/не тонет) в пресной воде".
Интересно, что при нагревании от 0 до 4 °С вода сжимается, то есть её плотность увеличивается. Следовательно, при остывании от 4 до 0 °С плотность воды становится меньше, то есть вода расширяется. Благодаря этому свойству воды рыбы могут жить в замерзающих водоёмах.
Объяснили и записали этот факт на основе результатов предыдущих опытов в дневник географа−следопыта: "При понижении температуры воды в водоёме ниже 4 °С более холодная вода как менее плотная остаётся на поверхности и замерзает, а подо льдом сохраняется положительная температура".
IV. Исследовали свойство воды растворять соли и газы.
1. Взяли две бутылки с минеральной водой. Одну заранее охладили в холодильнике, другую хранили при комнатной температуре. В заводских условиях минеральную воду перед тем, как разлить по бутылкам, насыщают примерно одинаковым количеством углекислого газа.
2. Быстро открыли обе бутылки и наблюдали за газом, который выделялся из минеральной воды. Больше газов выделилось в бутылке с холодной водой.
3. По результатам опыта сделали вывод о том, при какой температуре вода может содержать большее количество растворённых газов: "Из охлаждённой минеральной воды выделилось меньше газов, поэтому в охлаждённой воде может быть растворено больше (больше/меньше) газов, чем в минеральной воде комнатной температуры".