§26. Взаимосвязь оболочек Земли

Вопросы перед параграфом

Задание №• 1

О каких круговоротах веществ вы можете рассказать?

Ответ:

Круговороты веществ − это процессы, при которых важные элементы и соединения перемещаются через биосферу, атмосферу, гидросферу и другие среды в циклах между живыми и неживыми системами.
Жизнедеятельность организмов на Земле и единство биосферы обеспечиваются биологическим круговоротом веществ. Биологический круговорот веществ состоит из трёх процессов: процесса создания растительной продукции, процесса превращения её в животную продукцию и процесса разрушения растительной и животной продукции. Круговорот веществ начинается с процесса фотосинтеза: зелёные растения поглощают углекислый газ, воду, минеральные вещества и, используя солнечный свет, образуют органические вещества. Продукция зелёных растений, в свою очередь, служит пищей животным. Отходами жизнедеятельности животных, мёртвой органической массой питаются бактерии и грибы, которые в процессе своей жизнедеятельности разлагают органические вещества до состояния неорганических. В результате образовавшиеся неорганические вещества возвращаются снова в окружающую среду, где они вновь поглощаются зелёными растениями в процессе их роста и почвенного питания.
Круговорот воды – процесс перемещения воды между атмосферой, почвой, растениями, рекой и океанами. Вода испаряется в атмосфере, образуя облака, которые затем выпадают в виде дождя или снега на поверхность земли. Вода питает растения, отходит через корни в почву, а из почвы может поступить в реки и озера, а далее в океан.
Геологический круговорот − процесс миграции веществ, осуществляемый под влиянием абиотических факторов: выветривания, эрозии, движения вод и т. д. Живые организмы участия в нем не принимают.
Круговорот веществ − к нему относятся углеродный круговорот − процесс перемещения углерода между атмосферой, растительностью, почвой и океанами, азотный круговорот − процесс перемещения азота между атмосферой, растительностью, почвой и водой.

Задание №• 2

Приведите примеры влияния климата на растительный и животный мир.

Ответ:

Примеры влияния климата на растительный мир
1. В засушливых районах растительный покров состоит из кустарников и деревьев с мелкой листвой, чтобы минимизировать испарение воды.
2. В холодных климатах растительность ограничена кустарниками, мхом и лишайниками.
3. В тропических климатах растительный мир яркий и разнообразный.
4. В зоне умеренного климата растительность состоит из деревьев с толстой корой и мелкой листвой, чтобы выжить в условиях жары и засухи.
Примеры влияния климата на животный мир
1. В холодных климатах животные имеют толстую шерсть или мех, чтобы сохранять тепло.
2. В засушливых районах животные могут хранить запасы воды в своих телах или иметь развитую систему для сбережения воды.
3. В тропических климатах животные могут иметь яркую окраску для привлечения партнеров или для защиты от хищников.
4. В зоне умеренного климата животные могут иметь развитую систему для переноса тепла, такую как большие уши или кожа, чтобы охладиться в жару.

Задание №• 3

Какое влияние оказывает человек на оболочки Земли?

Ответ:

Влияние человека на оболочки Земли
• Геологические изменения: основные рудные месторождения и другие полезные ископаемые добываются человеком, что приводит к изменению геологической структуры и состава грунтовых вод, поверхностных и подземных вод;
• Атмосферные изменения: человеческая деятельность в виде выбросов выхлопных и производственных газов, ведет к изменению состава атмосферы и климата в целом на Земле;
• Гидрологические изменения: водоемы, реки и другие водные системы подвержены загрязнению токсичными отходами промышленности и сбросам сточных вод, что негативно влияет на экосистемы, которые зависят от чистой воды;
• Биохимические изменения: промышленные выбросы и земледельческое хозяйство также влияют на состав почв и обширно влияют на здоровье живых организмов.

Задание №• 4

Кто образует живое вещество нашей планеты?

Ответ:

Живое вещество образуют все живые организмы, населяющие биосферу и взаимодействующие друг с другом.

Задание №• 5

Возможно ли в наше время открытие новых видов живых организмов?

Ответ:

Да, открытие новых видов живых организмов в наше время возможно. Несмотря на то, что многие области земного шара уже исследованы, мы все еще не знаем многих вещей о жизни нашей планеты. Ошибочно считать, что все виды живых организмов уже научно описаны и классифицированы. Каждый год научные исследователи открывают и описывают множество новых видов живых организмов, включая растения, животных и бактерии. Открытие новых видов происходит как в экзотических, так и в обычных местах. Многие новые виды обнаруживаются в самых неожиданных местах, например, на дне океана, в глубоких пещерах и в национальных парках, которые никогда не были исследованы соответствующим образом. Кроме того, с развитием технологий и методов исследований, среди которых молекулярная генетика и ДНК−анализ, стало проще узнавать о новых видах. Но несмотря на постоянное открытие новых видов, многие эксперты считают, что большинство живых организмов на нашей планете еще не обнаружены и не исследованы.

Вопросы и задания

Задание №1

Перечислите отличия биосферы от других оболочек Земли.

Ответ:

Отличия биосферы от других оболочек Земли
1. Биосфера способна поддерживать жизнь, в то время как другие оболочки не могут.
2. Биосфера включает в себя все живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой.
3. Биосфера является саморегулирующейся системой.
4. Биосфера может изменяться в ответ на изменения в других оболочках Земли.
5. Биосфера имеет ограниченные ресурсы, и ее сохранение критически важно для поддержания жизни на Земле.

Задание №2

Назовите известные вам круговороты веществ в природе. Приведите примеры. Опишите биологический круговорот веществ. Из каких процессов он состоит?

Ответ:

Круговороты веществ в природе
• Углеродный круговорот: переход углерода из органического вещества в атмосферу и обратно.
Примеры: процессы дыхания живых организмов и горения ископаемых топлив.
• Кислородный круговорот: циркуляция кислорода в океане, атмосфере и растительном покрове.
Примеры: фотосинтез растений, дыхание животных.
• Круговорот азота: переход азота из атмосферы в почву и органические вещества, а также обратно в атмосферу.
Примеры: отходы жизнедеятельности животных перерабатывают микроорганизмы.
• Круговорот воды.
Примеры: вода испаряется с поверхности вод, поднимается вверх, формируется в облака и под действием силы тяжести падает обратно на Землю.
Биологический круговорот веществ состоит из трёх процессов: создание растительной продукции, превращение растительной продукции в животную продукцию, разрушение растительной и животной продукции микроорганизмами.

Задание №3

Объясните, почему человека считают компонентом природно−территориального комплекса.

Ответ:

Человека считают компонентом природно−территориального комплекса в силу того, что природно−территориальные комплексы представляют собой единое целое составляющих их компонентов, которые взаимодействуют друг с другом, постоянно обмениваясь веществами и энергией. Изменение даже одного из компонентов влечёт за собой нарушение устойчивости и часто вызывает перестройку всего природного комплекса.
Человек постоянно контактирует с окружающей средой, влияет на природную среду и использует ее ресурсы для своих нужд. Человеческая деятельность может приводить к изменению климата, загрязнению водных и воздушных ресурсов, уничтожению лесов и других экосистем, что может негативно сказаться на жизни многих видов животных и растений.

Задание №4

Используя рисунок 102, объясните, как взаимодействуют компоненты природно−территориального комплекса. Какой обмен энергией происходит в природно−территориальном комплексе?
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

Рис. 102 Схема природно−территориального комплекса.

Ответ:

Природно−территориальные комплексы представляют собой единое целое составляющих их компонентов, которые взаимодействуют друг с другом, постоянно обмениваясь веществами и энергией. Изменение даже одного из компонентов влечёт за собой нарушение устойчивости и часто вызывает перестройку всего природного комплекса.