§17. Погода и метеорологические наблюдения

Вопросы перед параграфом

Задание №• 1

Что называют атмосферой?

Ответ:

Атмосфера − воздушная оболочка Земли.

Задание №• 2

Из каких газов состоит воздух?

Ответ:

Воздух состоит в основном из азота и кислорода (99%). Количество водяного пара, озона и некоторых других газов непостоянно. Содержание водяного пара в воздухе у поверхности Земли меняется в среднем от 0,2 до 2,6 %

Задание №• 3

Каким прибором измеряют атмосферное давление?

Ответ:

Атмосферное давление измеряется барометром.

Задание №• 4

Какие признаки изменения погоды вам известны?

Ответ:

Признаки изменения погоды
1. Изменения температуры: резкое падение или подъем температуры.
2. Облачность: увеличение или сокращение количества облаков.
3. Влажность: если влажность резко увеличивается или уменьшается.
4. Ветер: направление и скорость ветра.
5. Атмосферное давление: резкое падение атмосферного давления может указывать на появление ненастья.
6. Осадки: сильные дожди или снегопады.
7. Запах воздуха: запах дыма, сырости или цветов.
8. Поведение животных: некоторые виды животных, такие как птицы, насекомые, крупные млекопитающие, изменяют свое поведение перед предстоящими погодными условиями.
9. Визуальные признаки: электрические разряды молнии, песчаная буря и т.п.

Задание №• 5

Какие специалисты занимаются изучением атмосферы?

Ответ:

Изучением атмосферы занимаются метеорологи.
Метеорология − наука о воздушной оболочке земли.

Вопросы и задания

Задание №1

Своими словами сформулируйте определение погоды. Опишите погоду в своём населённом пункте за прошедшие сутки.

Ответ:

Погода − это состояние атмосферы в данную минуту и на определенном месте, которое определяется параметрами, такими как температура, влажность, давление, скорость и направление ветра, наличие осадков и другие характеристики.
Погода в Оренбурге 23.01.2023. В эту дату в Оренбурге был холодный и сухой день. Температура воздуха составила около −15°C, а ветер дул со скоростью около 5−7 м/с с северного направления, создавая ощущение еще более холодной погоды. Осадков не было, небо было ясным, и солнце светило почти весь день.

Задание №2

Как вы думаете, можно ли говорить о погоде в течение суток или недели?

Ответ:

Да, конечно, можно говорить о погоде в течение суток и недели, так как погода постоянно меняется и в зависимости от времени суток, дня недели, места нахождения и других факторов может быть разная. Однако, следует помнить, что прогнозы погоды являются вероятностными и не всегда могут быть точными, поэтому важно учитывать возможные изменения в прогнозе и быть готовым к любым погодным условиям.

Задание №3

Объясните для чего организуются метеорологические станции.

Ответ:

Основной целью организации метеорологических станций является сбор, обработка и анализ метеорологической информации о состоянии атмосферы и климатических условиях в данной местности. Метеорологические станции позволяют определять температуру, температурный режим и облачность, направление и скорость ветра, солнечную радиацию, влажность воздуха, атмосферное давление и другие параметры атмосферы.
Это информация необходима для прогнозирования погоды на короткие и длительные сроки, предсказания наводнений и засух, изучения климата в определенном регионе, разработки мер по борьбе с неблагоприятными климатическими явлениями, а также для многих других целей в различных областях, таких как сельское хозяйство, транспорт, строительство, здравоохранение и др.

Задание №4

Совершите экскурсию на ближайшую метеостанцию.

Ответ:

Совершим экскурсию на учебную метеостанцию (УМС) г. Оренбург.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

По периметру, в четырех углах располагаются стационарные снегомерные рейки.
Для определения высоты снега на участке УМС используется стационарная снегомерная рейка, которая представляет собой брусок длиной 180 см, шириной 4 см и толщиной 2 см. На нижнем конце рейки имеется металлический наконечник, который позволяет проникать к земле через твердый снег или ледяную корку. На лицевой стороне рейки нанесена шкала в сантиметрах.

Рядом с одной из реек установлен Флюгер Вильда.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

Флюгер Вильда – комбинированный метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра, сконструированный Г. И. Вильдом. В отличие от большинства приборов и установок на метеостанции, которые устанавливаются на высоте 2 м от земли, флюгером измеряется ветер на высоте 10–12 м. На такой высоте, поток воздуха менее подвержен искажению окружающими объектами, например, деревьями или домами, а, следовательно, характеристики ветра измеряются точнее. С этим же фактом связано одно из требований к расположению метеостанций: они должны находиться на определенном расстоянии от высоких домов и леса. Из всех приборов для измерения ветра, флюгер Вильда имеет самое простое строение. Он состоит из нескольких частей. Флюгер закрепляется на мачте. Она представляет собой металлическую трубу или деревянный шест. Мачта укрепляется в земле своим нижним концом, а также металлическими растяжками. Сверху на мачту устанавливается втулка с восемью ввинченными в нее металлическими штифтами, которым соответствуют стороны горизонта. К штифту, обращенному на север, прикреплена металлическая буква С (или буква N). Во втулку вставляется трубка флюгера. Флюгер можно разделить на две части: флюгарку, для определения направления ветра, и указатель скорости ветра. Флюгарка состоит из двух лопастей, расположенных под острым углом друг к другу, и противовеса – указателя направления ветра, укрепленных на трубке. Внешним видом флюгарка напоминает стрелу. Благодаря лопастям, противовес указывает направление, откуда дует ветер. Само же направление определяется по укрепленным ниже штифтам. Указатель скорости ветра укреплён на верхней части трубки. Он состоит из металлической пластины (доски) и рамки. Рамка в свою очередь состоит из так называемого сектора, на котором находятся восемь штифтов для определения скорости ветра и противовеса, который уравновешивает сектор. Рамка с доской укреплена на той же стороне трубки, где и лопасти флюгарки. Благодаря флюгарке доска всегда располагается перпендикулярно направлению ветра. Под воздействием ветра доска начинает отклоняться от вертикального положения. Чем сильнее ветер, тем больше отклонение. Каждому штифту сектора соответствует своя скорость ветра.

Рядом с флюгером расположена Психрометрическая будка в количестве 2 шт.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

Срочный термометр ТМ−3 – ртутный, используют для измерения температуры воздуха или поверхности почвы в данный момент (срок). Срочный термометр состоит из резервуара с ртутью, к которому припаян капилляр, свободный конец которого запаян. Ртуть заполняет не только резервуар, но также часть этой трубки. В свободной части капилляра воздуха нет. Рядом с капиллярной трубкой укреплена шкала из стекла молочного цвета, на которой нанесены деления в виде горизонтальных черточек. Длинные черточки обычно обозначают целые градусы. Мелкие обозначают десятые доли градуса и проводятся через каждые 0,5 °С.
Термометр ТМ−4 «психрометрический» – предназначен для измерения температуры воздуха на метеорологических станциях и постах. Его конструкция сравнительно проста: в защитной стеклянной оболочке находятся резервуар с ртутью, из которого выводится капилляр, прикрепленный к шкале. Как правило шкалы имеют цену деления равную 0,2°С. Отличительной особенностью ТМ−4 является резервуар шарообразной формы. Верхний предел измеряемой температуры колеблется от +41°С до +50°С, а нижний − от −31°С до −35°С. С помощью ТМ−4 можно измерить влажность воздуха. Для этого необходимо взять два одинаковых термометра ТМ−4 (это нужно для более точных измерений): один из них обернуть батистом (специальной тканью), который перед измерениями будет смачиваться дистиллированной водой. Таким образом, получаем так называемые сухой и смоченный термометры, которые называются психрометрической парой или станционным психрометром. Значение влажности и ее характеристики можно вычислять по формулам, или воспользоваться готовыми результатами расчета, используя показания сухого и смоченного термометров. Они все сведены в сборник, называемый «Психрометрические таблицы».
Минимальный термометр ТМ−2 – предназначен для измерения минимальной температуры воздуха и почвы между сроками наблюдений. Диапазон измеряемых температур находится в пределах от −70 до +40°С. Это спиртовой термометр, в капилляре которого в столбике спирта находится стеклянный штифт с головками на концах. По положению штифта и определяется минимальная температура между сроками. Минимальный термометр ТМ−2 при измерении устанавливается горизонтально, а конец штифта (головка) подводится к краю спирта в капилляре. При исправном состоянии термометра штифт не должен выходить из спирта. При понижении температуры столбик укорачивается, поверхностная пленка спирта приходит в соприкосновение с головкой штифта и увлекает его в сторону уменьшения показаний. Когда же вследствие повышения температуры столбик спирта удлиняется, штифт остается на месте. Следовательно, при горизонтальном положении термометра тот конец штифта, который находится ближе к поверхности столбика спирта, показывает самую низкую температуру со времени последней установки штифта.
Максимальный термометр ТМ−1 – измеряет максимальную температуру от −35 до +70°С между сроками. Способность измерять максимальную температуру обусловлена особенностью строения резервуара термометра. В его дно впаян узкий конический стеклянный штифт. Конец штифта входит в начало капилляра, сужая его поперечное сечении, что затрудняет в этом месте свободный проход ртути при изменении температуры. При повышении температуры ртуть вытесняется в капилляр с достаточным для преодоления этого сужения усилием. При понижении же температуры сил внутреннего сцепления ртути недостаточно для преодоления повышенного трения в месте сужения отверстия капилляра, ртутный столбик мгновенно разрывается на две части — одна быстро уходит в резервуар, а вторая часть остается в капилляре, заполняя его от деления, при котором началось понижение температуры, до места обрыва. Таким образом, максимальный термометр фиксирует наибольшее значение температуры между сроками наблюдений. Для того чтобы оторвавшийся столбик ртути соединить с той частью, которая находится в резервуаре, термометр следует энергично встряхнуть, держа его в руке резервуаром вниз.
Волосной гигрометр МВ−1 применяется для определения относительной влажности воздуха. При температуре воздуха ниже −10°С он является основным прибором для наблюдений за влажностью воздуха. Приемной частью гигрометра служит обезжиренный человеческий волос, натянутый на металлическую рамку. Один конец его за­ креплен в нижней части регулировочного винта, другой в отверстии металлической дужки. Крепление волоса снизу и сверху производится деревянными штифтами. Стержень и стрелка укреплены на одной оси. Изменение длины волоса в результате изменения влажности воздуха вызывает поворот стрелки вокруг оси и смещение ее свободного конца по шкале с делениями от 0 до 100. Цена деления равна 1 % относительной влажности. Так как волос меняет свою длину неравномерно, то и деления шкалы тоже неравные: в начале шкалы они крупнее, чем в конце.

Также, на территории УМС находится Осадкомер Третьякова.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

Осадкомер Третьякова – прибор для измерения атмосферных жидких и твёрдых осадков. Измерение количества осадков производится два раза в сутки: в 8 ч и 20 ч по местному времени. Осадкомер представляет собой комплект различных приборов и установок: 2 осадкосборных сосуда; 2 воронки; крышка; таган (место для установки осадкосборных сосудов); ветровая защита; 2 измерительных стакана. Основной частью, конечно же, являются осадкосборные сосуды. Иногда их ещё называют осадкомерные ведра. Очевидно, что эти вёдра служат для сбора и накопления осадков. Они представляют собой металлические цилиндры высотой 40 см. Площадь приемного отверстия составляет 200 см2. Внутри, примерно посередине ведра, припаяна конусообразная диафрагма. Она служит опорой для воронки. С внешней стороны к осадкосборному сосуду припаян носик, для слива осадков. Носик закрывается колпачком, служащим также для уменьшения испарения. Также к осадкосборным сосудам прилагается крышка. Она используется при смене сосудов (чтобы при смене ведер во время осадков, последние не попадали в сосуды и не искажали результатов), а также при взвешивании твердых осадков (если они не успели растаять ко времени измерения). Как и многие приборы на метеоплощадке, осадкомер устанавливается таким образом, чтобы приемное отверстие осадкосборного сосуда находилось на высоте 2 м над землёй. Для удовлетворения этого условия используется столб, у которого верхней части располагается таган для установки вёдер. Вокруг тагана устанавливается ветровая защита. Она состоит из 15 планок (пластинок) в форме трапеций. Планки крепятся к металлическому кольцу, с помощью имеющихся в них "ушек". Кольцо крепится к столбу с таганом с помощью трёх укосин. Между собой пластинки сверху и снизу связаны цепочками, которые позволяют им свободно колебаться.

Гелиограф.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

Гелиограф − это прибор для регистрации продолжительности солнечного сияния. Его основной рабочей частью является стеклянный шар, который представляет собой сферическую линзу. Линза собирает весь солнечный свет в один пучок, который прожигает специальную ленту. Гелиограф важно установить правильно. Неровная установка (с уклоном) повлияет на запись линии, она будет наклонена вниз или вверх. Косая линия влечёт ошибку измерений (Показываю ошибочную ленту гелиографа и правильную). Важно, чтобы на прибор не попадала тень от стоящих рядом объектов. Особенно сильно объекты затеняют во время восхода и заката, когда Солнце низко над горизонтом. Кроме этого, чтобы запись была более точной, необходимо содержать шар в чистоте.

Участок с почвенными термометрами.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник ЛетягинаКак вы уже знаете, термометры измеряют не только температуру воздуха, также они могут измерить температуру поверхности почвы. Почвенные термометры находятся у нас на участке без растительности. Пройдёмте к нему. На нашей метеостанции используются следующие почвенные термометры (максимальный, минимальный, срочный). Но в метеорологии измеряют не только температуру поверхности почвы (температуру подстилающей поверхности), но и температуру почвы на глубине. Для этого существуют специальные приборы – термометры Савинова и вытяжные термометры.
Коленчатые термометры (Саеиноеа) ТМ−5 – ртутные, предназначены для измерения температуры почвы в теплый период на глубинах 5, 10, 15 и 20 см. Выпускаются такие термометры в комплекте из четырех штук. Оболочка и капилляры термометра на расстоянии около 2 см от резервуара изогнуты под углом 135°. Деления на шкале термометра нанесены через 0,5. Нижняя часть капилляра, от резервуара до шкалы, изолирована, чтобы на ту часть термометра, которая находится в почве, не влияла температура окружающей почвы. Изоляционный слой состоит из прослоек ваты и золы. Термометры устанавливаются для наблюдений весной, когда оттаивает верхний слой почвы, на глубине около 25 см и снимаются осенью перед наступлением заморозков. Таким образом, наблюдения ведутся только при температуре почвы выше 0 °С. Термометры располагают по мере увеличения глубины их установки с востока на запад. Шкалы термометра обращают на север, чтобы не затенять их во время производства отсчетов, и, кроме того, солнечные лучи в полуденные часы будут как бы скользить по термометрам, при этом минимально их нагревая. Чтобы установить термометр в почве, делают прикопку с отвесной северной стороной, в которой на соответствующих глубинах предусматривают небольшие углубления для резервуаров термометров. Посла установки термометров ямки засыпают осторожно почвой, которую слегка уплотняют. Для большей устойчивости выступающую часть термометров подпирают рогаткой из деревянных палочек. При снятии показаний глаз наблюдателя должен находиться на таком уровне от почвы, чтобы черточка шкалы на уровне мениска была ровной линией. В жаркий период лета на термометры Савинова рекомендуется надевать футляры из−под минимального, максимального или срочного термометров во избежание прокрашивания (окисления ртутью) стенок капилляра парами ртути и ошибок при снятии отсчетов.

Мерзлотомер.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

Мерзлотомер − прибор, предназначенный для измерения глубины промерзания и оттаивания почвы. Принцип действия мерзлотомера основан на свойстве воды замерзать при температуре 0°С. Глубина промерзания почвы определяется по линейному размеру столбика льда, образующегося в трубке ПВХ.

Задание №5

Дополните предложения названиями свойств воздуха.
С помощью барометра измеряют _.
Гигрометр показывает _ .
Термометром можно измерить _ .
Флюгер указывает, откуда дует _ и с какой скоростью.

Ответ:

С помощью барометра измеряют атмосферное давление.
Гигрометр показывает влажность воздуха.
Термометром можно измерить температуру воздуха, жидкостей, твердых тел.
Флюгер указывает, откуда дует ветер и с какой скоростью.

Задание №6

Составьте краткий рассказ о метеорологических приборах. Узнайте дополнительную информацию о них из энциклопедий или Интернета.

Ответ:

Метеорологические приборы используются для измерения различных параметров атмосферы и погодных явлений. Один из наиболее известных метеорологических приборов − барометр, который измеряет атмосферное давление. Другой распространенный прибор – термометр, который измеряет температуру воздуха.
Также существуют гигрометры, которые помогают измерять влажность воздуха, и анемометры, которые измеряют скорость ветра. Измерения проводятся с помощью электронных приборов, таких как пирометры, радары и лидары, и многие другие инструменты. Все эти приборы используются для сбора данных, которые помогают метеорологам прогнозировать погоду и изучать изменения в климате.

Задание №7

Сравните показания метеорологического и ртутного медицинского термометров. Проанализируйте полученный в ходе наблюдения результат.

Ответ:

Метеорологический и ртутный медицинский термометры различаются тем, что метеорологические термометры измеряют температуру окружающей среды в настоящем моменте, а ртутные медицинские термометры используются для измерения температуры тела и максимальное значение фиксируется.
Такой результат достигается внутренним строением термометров. Метеорологический термометр имеет прямую трубку, а медицинский − конусообразную (расширяется к верху).
К тому же, шкала метеорологического термометра имеет как положительные, так и отрицательные значения. А медицинский градусник имеет только определенный диапазон (от 34 градусов до 44 градусов по Цельсию).

Задание №8

Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение о современных метеорологических приборах, используемых в быту (барометр−анероид, электронный термометр, цифровые метеостанции).

Ответ:

Современные метеорологические приборы, используемые в быту, включают в себя барометр−анероид, электронный термометр и цифровые метеостанции.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

Барометр−анероид — это прибор для измерения атмосферного давления. Он работает на основе изменения формы металлического корпуса под воздействием изменений атмосферного давления. Барометр−анероид является более точным и надежным, чем ртутный барометр, и не содержит вредных веществ.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

Электронный термометр — это прибор для измерения температуры, который использует электрический сигнал для определения температуры. Он имеет высокую точность и быстрое время измерения, а также может быть использован для измерения температуры жидкостей и газов.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник ЛетягинаЦифровая метеостанция — это компактный прибор, который обычно включает в себя термометр, барометр, гигрометр (для измерения влажности) и иногда датчик скорости и направления ветра. Она позволяет получать актуальную информацию о погодных условиях в реальном времени и может быть использована как внутри помещения, так и на открытом воздухе.
Современные метеорологические приборы, используемые в быту, обладают высокой точностью и надежностью, что позволяет получать более точную информацию о погоде и создавать более комфортные условия жизни. Они также обычно имеют компактный размер и удобны в использовании, что делает их доступными для широкого круга пользователей.

Школа географа-следопыта

Задание №I

Почувствуйте себя метеорологами
Создаём свою метеорологическую станцию!
Для своей метеорологической станции мы сделали самодельный барометр.
Осталось оснастить нашу метеостанцию простейшим флюгером, дождемером
и термометром.
I. Сделайте флюгер.
Чтобы сделать простой флюгер, нам потребуются: картон, карандаш, компас, деревянный стержень, клей, две катушки для ниток и небольшая обувная коробка.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

План работы.
1. Приклейте одну катушку для ниток на дно коробки так, как показано на рисунке.
2. Заполните коробку песком до верхнего торца катушки.
3. На крышке коробки сделайте отверстие так, чтобы оно было расположено над отверстием первой катушки. Приклейте вторую катушку так, чтобы её отверстие совпадало с отверстием на крышке коробки.
Вставьте деревянный стержень во вторую, а затем в первую катушку. Положение стержня должно быть вертикальным, чтобы он мог свободно вращаться. Прикрепите к стержню вырезанный из картона треугольный флажок, к которому приклейте карандаш, как показано на рисунке.
4. Установите коробку по компасу так, чтобы длинные боковые стороны коробки были направлены вдоль линии «север − юг». На крышку коробки положите тетрадный лист в клетку.
5. К указателю направления ветра прикрепите карандаш, который будет
оставлять на тетрадном листе отметки. По этим отметкам можно определить направление, откуда дул ветер. Если каждый день менять тетрадные листы, то можно собрать сведения о преобладающих направлениях ветра в вашей местности.

Ответ:

I. Сделайте флюгер.
1. Приклеили одну катушку для ниток на дно коробки так, как показано на рисунке.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина2. Заполнили коробку песком до верхнего торца катушки.
3. На крышке коробки сделали отверстие так, чтобы оно было расположено над отверстием первой катушки. Приклеили вторую катушку так, чтобы её отверстие совпадало с отверстием на крышке коробки.
Вставили деревянный стержень во вторую, а затем в первую катушку. Положение стержня должно быть вертикальным, чтобы он мог свободно вращаться. Прикрепили к стержню вырезанный из картона треугольный флажок, к которому приклейте карандаш, как показано на рисунке.
4. Установили коробку по компасу так, чтобы длинные боковые стороны коробки были направлены вдоль линии «север — юг». На крышку коробки положили тетрадный лист в клетку.
5. К указателю направления ветра прикрепили карандаш, который будет
оставлять на тетрадном листе отметки. По этим отметкам можно определить направление, откуда дул ветер.

Задание №II

Сделайте дождемер.
Чтобы сделать простой дождемер, нам потребуются: пластиковая бутылка, цветной скотч, ножницы.
ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

План работы.
1. Разрежьте пластиковую бутылку (без крышки) так, как показано на рисунке. Отрезанную горловину переверните и вставьте в нижнюю часть бутылки.
2. На получившийся из бутылки дождемер наклейте на одинаковом расстоянии друг от друга полоски цветного скотча. Измеряйте уровень воды в самодельном дождемере каждый раз после окончания дождя. Полученные результаты записывайте в Дневник географа−следопыта.

Ответ:

Сделайте дождемер.
1. Разрезали пластиковую бутылку (без крышки) так, как показано на рисунке. Отрезанную горловину перевернули и вставили в нижнюю часть бутылки.
2. На получившийся из бутылки дождемер наклеили на одинаковом расстоянии друг от друга полоски цветного скотча. Измерили уровень воды в самодельном дождемере несколько раз после окончания дождя. Полученные результаты записали в Дневник географа−следопыта.

Задание №III

Сделайте термометр.
Чтобы сделать простой термометр, нам потребуются: стеклянная бутылка с пробкой, ножницы, краситель (пищевой или цветные чернила), большая пластиковая бутылка (5 л), картон, скотч, пластилин, прозрачная пластиковая трубочка.ГДЗ ответы по Географии, 6 класс, учебник Летягина

План работы.

1. Стеклянную бутылку заполните до краёв подкрашенной водой.
2. Разрежьте пластиковую бутылку (без крышки) так, как показано на рисунке. Поставьте в неё стеклянную бутылку. Заполните пластиковую бутылку кубиками льда.
3. Просверлите в пробке отверстие, чтобы в него плотно входила пластиковая трубочка. Вставьте в пробку пластиковую трубочку так, чтобы нижний конец немного выходил из пробки. Пластилином закрепите трубочку у верхнего края пробки. Скотчем прикрепите к трубочке картонную полоску с делениями.
4. Когда вода в стеклянной бутылке охладится, её уровень снизится. Вставьте в бутылку с водой пробку с трубочкой.
5. Наблюдайте за изменением уровня воды в трубочке. Когда уровень станет самым низким, сделайте отметку на картонной полоске с делениями.
6. Вытащите самодельный термометр (бутылку с водой и вставленной в неё пластиковой трубочкой) из пластиковой бутылки со льдом и наблюдайте за изменением уровня воды в трубочке. Когда температура бутылки с водой и окружающего воздуха сравняются, уровень воды в трубочке перестанет подниматься. Сделайте ещё одну отметку на картонной полоске с делениями. Через некоторое время посмотрите, изменился ли уровень воды в трубочке.

Ответ:

Сделайте термометр.
1. Стеклянную бутылку заполнили до краёв подкрашенной водой.
2. Разрезали пластиковую бутылку (без крышки) так, как показано на рисунке.
Поставили в неё стеклянную бутылку. Заполнили пластиковую бутылку кубиками льда.
3. Просверлили в пробке отверстие, чтобы в него плотно входила пластиковая трубочка. Вставили в пробку пластиковую трубочку так, чтобы нижний конец немного выходил из пробки. Пластилином закрепили трубочку у верхнего края пробки. Скотчем прикрепили к трубочке картонную полоску с делениями.
4. Когда вода в стеклянной бутылке охладилась, её уровень снизился. Вставили в бутылку с водой пробку с трубочкой.
5. Наблюдали за изменением уровня воды в трубочке. Когда уровень стал самым низким, сделали отметку на картонной полоске с делениями.
6. Вытащили самодельный термометр (бутылку с водой и вставленной в неё пластиковой трубочкой) из пластиковой бутылки со льдом и наблюдали за изменением уровня воды в трубочке. Когда температура бутылки с водой и окружающего воздуха сравнялись, уровень воды в трубочке перестал подниматься. Сделали ещё одну отметку на картонной полоске с делениями. Через некоторое время посмотрели, как изменился уровень воды в трубочке.