§9. Человек и гидросфера

Вопросы перед параграфом

Задание №• 1

Почему водоёмы необходимо охранять?

Ответ:

Водоемы являются жизненно важными для экосистемы нашей планеты и имеют важное значение для человеческой жизни. Они являются источником питьевой воды, кормят множество животных, поддерживают биологическое разнообразие и экологическую устойчивость. Охрана водоемов играет критически важную роль в сохранении экосистемы и обеспечении человеческого благополучия.
Некоторые причины, по которым необходимо охранять водоемы:
• Источник питьевой воды. Многие водоемы используются для производства питьевой воды. Загрязнение водоемов может привести к отравлению и болезням у людей.
• Популяция животных. Водоемы являются местом обитания множества видов животных, таких как рыбы, насекомые, птицы, звери. Нарушение экосистемы водоемов может привести к исчезновению многих видов.
• Развитие рыболовства. Рыболовство − это важный источник питания и занятия досугом для многих людей. Охрана водоемов и их поддержание в хорошем состоянии позволяет сохранять рыбные ресурсы и развивать рыболовный туризм.
• Экономические и социальные выгоды. Водоемы являются источником воды для сельского хозяйства, промышленности и многих других отраслей экономики. Также они могут служить местом отдыха и туризма, создавая рабочие места и привлекая инвестиции.
Продуктивная и здоровая экосистема водоемов необходима для поддержания человеческой жизни и здоровья, а также для сохранения множества других видов жизни на Земле.

Задание №• 2

Какие меры для этого принимают?

Ответ:

Для охраны, здоровья и сохранения водоемов, принимают следующие меры:
• Контроль выбросов. Основными источниками загрязнения водоемов являются промышленные и муниципальные выбросы, сельское хозяйство, мусор, нефть и другие продукты нефтехимии.
• Охрана береговой линии. сохранение здоровья водоемов напрямую связано с сохранением здоровья береговой полосы.
• Восстановление экосистемы. Восстановление экосистемы водоемов может быть достигнуто различными способами, такими как устранение вредящих видов, организация посадки растений на береговой линии и улучшение качества воды.
• Образование и информирование. Важным аспектом охраны водных ресурсов является повышение уровня осведомленности и понимания обществом того, как влияют различные факторы на состояние водоемов. Создание и проведение образовательных программ и курсов может помочь повысить осведомленность и привить сознательность в восприятии проблемы загрязнения воды.
• Регулирование потребления и использования. Необходимо регулировать способ использования воды, как в промышленных, так и в бытовых целях, чтобы свести к минимуму ее использование и максимально обеспечить рациональное использование водных ресурсов.

Задание №• 3

Как человек использует водные запасы нашей планеты?

Ответ:

Люди используют водные запасы нашей планеты для различных целей. Нам нужна питьевая вода, а также вода нужна для сельского хозяйства, промышленности, производства энергии и туризма. Вода также используется в качестве средства транспорта, для рыболовства и спортивных мероприятий на воде. Однако, из−за неэффективного использования и загрязнения водных ресурсов, возникают проблемы с доступностью чистой воды. Поэтому важно бережно относиться к водным ресурсам и проводить мероприятия по их сохранению и охране.

Задание №• 4

Любите ли вы отдыхать на берегах водоёмов? Почему водоёмы привлекают отдыхающих?

Ответ:

Да, я люблю отдыхать на берегах водоёмов. Водоёмы привлекают отдыхающих своей красотой и спокойствием. Вода и природа вокруг создают атмосферу умиротворения и релаксации. Кроме того, водоёмы предоставляют возможность для занятий различными видами спорта, таких как плавание, водные лыжи, катание на каяках и каноэ, рыбалка и т.д. Водоёмы также могут быть местом для пикников, барбекю и других видов отдыха на свежем воздухе.

Вопросы и задания

Задание №1

Расскажите, как изменяется количество воды в организме человека от рождения до 18 лет.

Ответ:

С возрастом количество воды (процентное соотношение) в организме человека уменьшается:
• У новорожденного ребенка около 80−85% его веса составляет вода. Это связано с тем, что младенцы имеют очень высокое содержание воды в тканях и органах, а также потому, что молоко матери содержит большое количество воды.
• У детей до 2 лет количество воды в организме снижается до 75−80% от их веса. Это связано с тем, что дети начинают активно расти и развиваться, а также с тем, что они начинают употреблять больше твердой пищи, которая содержит меньше воды, чем молоко.
• У детей от 2 до 12 лет количество воды в организме составляет около 70−75% от их веса. Это связано с тем, что дети продолжают расти и развиваться, а также с тем, что они начинают употреблять больше пищи и жидкости, чем раньше.
• У подростков от 12 до 18 лет количество воды в организме снижается до 65−70% от их веса.

Задание №2

Определите, сколько в среднем воды выпивает ежедневно школьник вашего возраста.

Ответ:

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дети в возрасте 13−14 лет должны потреблять от 1,5 до 2 литров воды в день. Однако, необходимо учитывать различные физиологические и климатические условия, а также уровень активности и потребности организма в дополнительном потреблении воды.

Задание №3

Объясните, почему самые мощные ГЭС построены в районах с горным рельефом.

Ответ:

Самые мощные гидроэлектростанции (ГЭС) часто строят в районах с горным рельефом, потому что горные реки и реки с быстрым течением имеют большой потенциал выработки электроэнергии за счет своих высотных различий и сильного течения. Чем выше общая высота падения воды и чем больше объем воды, который можно использовать, тем более эффективным становится процесс преобразования энергии в электроэнергию на ГЭС.
Кроме того, в горах часто бывают озера и водохранилища, которые могут быть использованы для хранения воды, которая позднее используется для повышения мощности производства электроэнергии.
К тому же, горные районы обычно являются отдаленными от населенных пунктов, поэтому преобразование речной энергии в электроэнергию может создать возможность транспортировки энергии до населенных пунктов, где она нужна.

Задание №4

Есть ли в вашей местности санатории, в которых используются лечебные свойства воды?

Ответ:

В Оренбургской области есть несколько санаториев, в которых используются лечебные свойства воды. Например, санатории "Здоровье", "Южный Урал", "Космос".

Задание №5

Используя данные интернет−источников, определите, какие районы отдыха наиболее популярны среди россиян. Есть ли в этих районах водные объекты? Представьте, что вы менеджер туристического агентства. Придумайте маршрут, куда можно было бы отправлять туристов для укрепления их здоровья.

Ответ:

Наиболее популярными районами отдыха среди россиян являются Крым, Сочи, Анапа, Геленджик, Абхазия, Азовское побережье Краснодарского края и Черноморское побережье Краснодарского края. Во всех этих районах есть водные объекты: море, реки, озера.
Маршрут для укрепления здоровья можно составить на основе лечебного туризма. Например, можно отправить туристов в Сочи, где находятся многочисленные санатории и курорты, специализирующиеся на лечении заболеваний опорно−двигательной системы, сердечно−сосудистой системы, дыхательных путей и других заболеваний. Также в Сочи есть многочисленные источники минеральных вод и грязей, которые используются в лечебных процедурах.
Другой вариант – отправить туристов на Азовское побережье Краснодарского края, где находятся санатории и курорты, специализирующиеся на лечении заболеваний опорно−двигательной системы, нервной системы, органов дыхания и других заболеваний. В этом районе также есть многочисленные озера с минеральной водой, которые используются в лечебных процедурах.
В обоих случаях можно предложить туристам программу лечения, которая будет включать в себя массаж, физиотерапию, грязелечение, бассейн с минеральной водой и другие процедуры. Кроме того, можно организовать экскурсии по окрестностям, чтобы туристы могли познакомиться с культурным наследием региона.

Школа географа-следопыта

Задание №1

Выпишите в свой Дневник географа−следопыта географические названия, которые упоминаются в тексте легенды. Узнайте о происхождении этих названий.

Ответ:

Байкал (озеро) произошло от бурятского слова «Байгал далай», что переводится как «необозримый водоем»
Ольхон (крупнейший остров озера Байкал) происходит от бурятского слова «ойхон» − «лесочек» или «немного лесистый»
Ангара (река) произошло от бурятского корня «анга», означающего «разинутый», «раскрытый», «открытый», а также «промоина», «расселина», «ущелье». Происхождение названия Ангары связано с характером морфологии долины реки у ее истока, напоминающей расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала.
Иркут (река) в переводе с бурятского Эрхүү означает «несущий воронки», «крутиться, вертеться». По другой название Иркуту дали сойоты, как производное от названия озера Ильчир, откуда вытекает Черный Иркут.
Саяны (горы) по мнению одних, это искаженное монгольское саган − «белый».
Енисей (река) происходит от эвенкийского «ионесси» − «большая вода».
Шаман−камень (камень на озере Байкал) По верованиям бурят, Шаман−камень был местом обитания хозяина реки Ангары − Ама Саган Нойона.

Задание №2

Ангара − левый или правый приток Енисея?

Ответ:

Ангара является правым притоком реки Енисей.

Задание №3

Узнайте, какой город расположен на месте впадения реки Иркута в реку Ангару.

Ответ:

На месте впадения реки Иркута в реку Ангару в Иркутской области России расположен город Иркутск.

Задание №4

На берегах какой сибирской реки расположен город Красноярск?

Ответ:

Город Красноярск расположен на берегу реки Енисей в Красноярском крае России.