Ответы к § 10. Культура стран халифата

Вопросы в тексте параграфа

Что изучали в школах Западной Европы и Византии в раннее Средневековье?

В соборных школах Западной Европы ученики на латинском языке изучали «семь свободных искусств»: чтение и письмо, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только после изучения этих наук слушатели соборных школ могли начинать изучать богословие.

В Византии наряду с церковными в городах существовали государственные и частные школы. Кроме религиозных книг, византийские школьники изучали труды античных учёных, поэмы Гомера, древнегреческие трагедии. Обучение начиналось в 6-8 лет. Первые три года учили читать, писать, считать и петь. Часть учеников поступала затем в школы грамматиков, где изучали Библию, молитвы и труды «отцов церкви». В 16 — 17 лет поступали в школы риторики. Высшее образование давали школы философов, где изучали предметы квадривиума, логику, физику и этику. Такой набор предметов был продиктован практическими целями и задачами сохранения и развития культурного наследия Античного мира. Практические цели подразумевали умение эффективно работать на государственной службе.

Каких высот в науках достигли византийские ученые?

Наибольшее развитие в Византии получили такие науки как математика, медицина, химия, география и история. Ученые Византии внесли большой вклад в развитие науки. К сожалению, далеко не все помнят об их достижениях. Давайте посмотрим, что же удалось сделать византийским ученых:

- Византийский теолог и философ Иоанн Филопон задолго до Галилео Галилея опроверг ошибочную теорию Аристотеля о том, что тяжелые тела падают быстрее, чем лёгкие. Тем самым он вплотную подошел к пониманию одной из самых важных констант в современной физике, показывающей неизменность ускорения свободного падения.

- В XI веке византийский ученый Симеон Сет привел целый ряд доказательств того, что Земля имеет форму шара.

- Именно византийцы познакомили европейцев с арабскими цифрами. Это сделал ученый Максим Плануд, живший в конце XIII века. Правда он назвал эти цифры не арабскими, а индийскими, что в принципе является более правильным.

- Византийский астроном Никифор Григора на своем примере продемонстрировал, каких высот достигла византийская астрономия. Он предсказал сразу три ближайших затмения – одно солнечное и два лунных, а также их продолжительность.

- Поскольку византийцы вели активную торговлю, они много путешествовали. Их записи, описание земель, торговых путей, животного и растительного мира, данные о населении той или иной территории внесли неоценимый вклад в развитие географии.

- Именно в средневековой Византии появились первые произведения, посвященные зоологии и ботанике. В них помимо описания чудес животного мира содержались сведения, предназначенные для практических нужд сельского хозяйства. К X веку относится создание сельскохозяйственной энциклопедии – «Геопоники», обобщившей достижения античной агрономии.

- Развитие химии ограничивалось лишь практикой. Византийские ученые не только разработали состав «греческого огня», но и составляли рецепты веществ, использовавшихся ремесленниками в процессе производства. Также византийские химики придумали специальные знаки, обозначавшие различные химические элементы, и даже научились составлять из этих знаков химические формулы.

- Больших достижений византийцы достигли в области механики и металлообработке. Так византийцы стали использовать пахотные орудия плужного типа, которые не только рыхлили, но и переворачивали верхний почвенный слой. Были распространены водяные и ветряные мельницы. С их введением появились возможности автоматизации различных процессов при помощи силы воды и ветра. Также были усовершенствованы многие ремесленные станки, византийцы придумали ножной привод, чтобы освободить обе руки ремесленника. Лев-математик разработал конструкцию механического трона, зверей из металла, дерева с поющими птицами, которые украшали дворец императора.

Чем украшались стены зданий в арабской архитектуре?

Стены в арабской архитектуре украшались резьбой по камню, изразцами, полудрагоценными или драгоценными камнями и мозаикой. Формируемые на стенах сложные геометрические узоры назывались арабесками. Иногда стены украшались росписями изречений из Корана. Каллиграфическое арабское письмо было настолько красиво, что само по себе могло выступать декоративным узором.

Какие части мечети, описанные в тексте, можно найти на фотографиях на с.82-83?

На фотографии на странице 82 мы видим многоколонный молитвенный зал в одной из красивейших мечетей Мескита в Кордове. Этот зал знаменит более чем тысячью колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита. На фотографии мы так же видим особые двойные арки, которые в то время были новым решением в архитектуре и должны были помогать поддерживать огромный вес высоких потолков.

Также на странице 82 мы видим знаменитую мечеть – Купол скалы в Иерусалиме. Она была построена в конце VII века, когда еще само понятие мечети не было оформлено в канон. Мечеть Купол скалы представляет собой закрытое восьмиугольное пространство с центральным деревянным позолоченным куполом, который был возведен на высоком барабане над святым камнем, с которого по мнению некоторых богословов вознёсся пророк Мухаммед, а также на котором стол Ковчег Завета во времена Первого храма, и с которого, по еврейской традиции, началось сотворение мира. Вокруг купола находится обходная галерея, у которой снаружи сделаны плоские ниши.

На странице 83 мы видим минарет Великой мечети Укба в Кайруане, Тунис. Она знаменита своим многоколонным молельным залом, огромным мощённым мрамором двором и массивным квадратным минаретом, с которого муэдзин оповещает верующих о времени молитвы.

Обобщение информации параграфа

1. Почему арабский язык называли «латынью Востока»?

После арабских завоеваний многочисленные народы принимали ислам, а вместе с ним и арабский язык. В шариате, главном законе общественного права арабского мира, сказано, что верующий обязан знать арабский язык. Поэтому все люди на огромной территории Арабского халифата владели этим языком. Он стал универсальным средством общения для всего арабского мира. На нем проводилось обучение, на нем писались научные трактаты и стихи. По сути, он выполнял те же самые объединяющие народы функции, как и латинский язык, но в отличие от латыни был не мертвым языком, а живым и вполне разговорным.

2. Какое положение занимали ученые в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата?

Ученые в Арабском халифате занимали привилегированное положение. Каждый влиятельный мусульманин считал своим долгом держать в своем окружении ученого или поэта. Это было не только модно, но и полезно. Богатые мусульмане содержали ученых, финансировали их исследования, одаривали их подарками. Взамен ученые и поэты прославляли в своих трудах своих покровителей. Поддержка науки и искусств на всех уровнях благотворно сказывалось на культурном и техническом развитии Арабского халифата.

3. Назовите имена прославленных ученых и писателей мусульманского мира. Какие открытия и изобретения арабских ученых вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе?

Аль-Бируни средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Аль-Бируни владел почти всеми науками своего времен. Перечень работ Бируни, составленный им самим около 1036 года, содержит более ста названий. В числе прочего он сделал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца.

Ибн Сина, известный на Западе как Авиценна — средневековый персидский учёный, философ и врач. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него врачи не умели различать. Его труды, попавшие через арабскую Испанию в Западную Европу, стали настольными книгами для врачей.

Фирдоуси Туси — персидский поэт. Автор эпической поэмы «Шахнаме» («Книга царей»), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе). Пользовался большой популярностью и до сих пор считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане и Афганистане.

Ибн Баттута — знаменитый арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира. Считается одним из величайших путешественников в истории, он преодолел расстояние в 120 000 км. В результате странствий написал свой знаменитый труд «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», где описал все впечатления и наблюдения о местах, в которых побывал. Его труд был переведен на многие языки мира и внес большой вклад в развитие географии.

Ибн Аль-Хайсам — арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. Известнейший ученый, внесший огромный вклад в различные области математики, физики, оптики и астрономии. Ибн Аль-Хайсаму принадлежат многие труды и открытия: доказательство того, что свет идет от предметов в глаза, а не наоборот, как утверждали многие философы того времени. Многие считают, что его фундаментальный труд «Книга оптики» заложил основы для изобретения фотокамеры. Также он был первым, кто объяснил строение глаза и функции каждой его части. Кроме того, он раньше всех начал изучать влияние психических факторов на зрение. Его перу принадлежит труд, описывающий влияние музыки на животных.

Ибн Аль-Банна Аль-Марракеши — арабский математик и астроном. Ученый, работавший во многих областях, в том числе в математике, астрономии и медицине. Родился в 1256 году в Марокко, в городе Марракеш. Одной из главных работ ученого стало упрощение сложных арифметических теорий и правил. Также он занимался изучением дробей и разработал правила для сложения квадратов чисел и их кубов. Одним из его главных сочинений является книга «Краткое изложение математических действий», которая считается лучшим трудом по арифметике того времени.

Ибн Масавай — врач и ученый, родился в 777 году в Ираке. Внес свой вклад в развитие многих наук. Перевел множество ранних трудов по медицине. Основал первый в исламском мире медицинский факультет. Ибн Масавай первым описал некоторые глазные болезни и написал книгу о проказе. Также считается, что он первый, кто написал книгу по психиатрии. Самыми известными его трудами являются: «Книга о медицинских диковинках», «Книга о временах» и «Книга о лихорадках».

Абу Камил Шуджа — ученый-математик, родился в 850 году в Египте, в Каире. Первым в доступной форме объяснил алгебраические уравнения. Прославился своим подходом в решении сложных задач. Занимался изучением уравнений высоких степеней.

Можно много говорить об средневековых ученых арабского мира, но еще интереснее знать, какие именно изобретения появились благодаря именно арабской науке и искусству. Сегодня мы каждый день пользуемся системой нумерации и арабскими цифрами, авторучками, мылом и шампунями, пьем кофе. Все это изобретения арабской цивилизации.

4. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания?

Арабы завоевали половину мира и распространили ислам и свой язык. Религия и язык создали единое культурное пространство и способствовали взаимному проникновению элементов культуры завоеванных народов. Путешественники привозили из своих походов различные истории и сказки других народов. Со временем эти многонациональные истории стали основой для арабской литературы. Для примера можно привести известные во всем мире сборник сказок «Тысяча и одна ночь», а также более тысячи историй похождений сатирического героя Ходжи Насреддина. Кроме того, известность приобрела и мусульманская поэзия. Сегодня одним из самых известных поэтов является персидский ученый и поэт Омар Хайям. Его цикл философских рубаи стал всемирно известен после их перевода английским поэтом Эдвардом Фицджеральдом.

5. Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.

Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом в Медине и представляла собой просто огороженное место для молитвы. С развитием ислама, архитектуры и в результате арабских завоеваний появились несколько типов мечетей.

- Арабский тип. Представляет собой открытый прямоугольный или квадратный двор, по периметру обнесенный галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом с плоской крышей.
- Персидский тип. В нем широко используются купола над молитвенным залом и высокие прямоугольные порталы с полукруглой нишей.
- Османский тип. Под влиянием византийской культуры появляются многокупольные мечети. Мечети этого типа покоятся на многочисленных колоннах и украшены многочисленными куполами с одним центральным. Внутренний двор обнесен галереей, во дворе находится пруд.

Также мечети подразделяются на открытые, полузакрытые и закрытые. Несмотря на то, что архитектура мечети может быть разной, в ней есть два обязательных элемента: михраб (ниша, направленная на Мекку) и минарет (высокая башня, с которой муэдзин призывает верующих на молитву).

Внутреннее убранство мечетей на первый взгляд очень простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Но на самом деле все богатство и красота мечети – в ее декоративной отделке: богатые огромные ковры, мозаика, резьба по камню, изразцы. Использованные в декорировании стен арабески так же выглядят очень богато.

Подумайте

1. Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии?

На самом деле достижения науки в Арабском халифате были даже больше, чем в Византии. А сходство можно объяснить тем, что и византийская, и арабская наука в своей основе имели большую базу знаний, накопленных как в период античности, так и созданных позже многими народами, входящими в империю и в халифат. Но арабы, в отличие от византийцев использовали не только работы античных ученых и философов, но и достижения покоренных народов, у которых уже была развита наука и культура, а также достижения самих византийцев.

2. Какое явление в истории Западной Европы VIII-IX веков ученые назвали, как и арабское, Возрождением? Подумайте, почему ученые применили одинаковое определение для этих культурных эпох.

Рост культуры и науки в Западной Европе ученые назвали Возрождением, поскольку он был основан на переработке и развитии античных знаний. Арабское Возрождение так же основано на переработке достижений, созданных учеными и философами античности.

3. Рассмотрите изображения арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота.

Красота арабских построек кроется в четкой симметрии, величественности и богатому декору. Известно, что все, что мы называем красивым, обладает определенной симметрией: красивое лицо симметрично, красивая картина тоже симметрична в своей соразмерности форм, красок и т.д. Мы не всегда этого осознаем, но симметрия в нашей жизни является символом красоты, гармонии и совершенства. Так и с мусульманскими постройками – они красивы, благодаря своей симметрии. Но это только часть ответа. Как мы уже сказали, определенную долю красоте архитектурных сооружений добавляет величественность и богатство декора. И речь идет не только о стоимости отделочных материалов, обилии золота и драгоценных камней. Мы говорим об арабских декоративных узорах. Известно, что в исламе не разрешается создавать каких-либо изображений Бога. Поэтому именно арабесковые узоры в восточной культуре служили связующей нитью между Небом – обителью Бога и раем – и человеком. Считается также, что мусульманская арабеска может быть образом «Мирового дерева». Замысловатые переплетения различных элементов в арабских узорах на самом деле являются образцом симметрии и гармонии. Они изумительно изящны и красивы.

4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чем вы видите общие черты, чем они различаются?

Архитектура христианских храмов и мечетей во многом похожа. Конечно, вы не встретите ярко-выраженных мечетей крестово-купольного типа, поскольку крест – это символ христианства. Но, например тип византийской купольной базилики очень распространен был и в мусульманских храмах. Вспомните собор Святой Софии – символ христианского мира. После завоевания Константинополя турками-сельджуками, собор был переделан в мечеть путем лишь небольших архитектурных изменений. Были добавлены четыре минарета, установлен мраморный резной минбар, откуда ведется проповедь, и обустройство михраба, обращенного на Мекку. Давайте попробуем составить сравнительную таблицу, в которой будут явно видны сходства и различия христианских храмов и мечетей.

Храм Мечеть
Состоит минимум из трех раздельных помещений: притвор, молельный зал, алтарь. В современной мечети помещений может быть гораздо больше: главный зал или несколько вспомогательных залов для раздельной молитвы мужчин и женщин, открытый двор, комнаты для омовения, помещения для изучения Корана, обустройства школы и т.д.
Обычно у храмов есть один или несколько куполов. В некоторых типах мечетей тоже есть один или несколько куполов.
Обычно есть одна или две колокольни для призыва на молитву и возвещении о других событиях при помощи колокольного звона. Вместо колоколен в мечети есть минареты. Их может быть сколько угодно: от одной и даже до девяти.
Алтарь в храме смотрит строго на восток. Михраб (аналог алтаря) должен смотреть не на сторону света, а на Мекку.
Богатое убранство внутри храма. Помещения обильно отделаны золотом, множество богато отделанных предметов обихода. В католических храмах есть скамейки для молящихся. Простота и минимализм в убранстве мечети. Нет лишних предметов обихода или скамеек. Верующие молятся, садясь на ковер.
Богатая отделка стен фресками или мозаиками на тему библейских сюжетов. Множество икон с ликами Иисуса, Божьей матери, святых и апостолов. Стены отделываются только арабесками, или каллиграфическими надписями, выдержками из Корана. Никаких изображений Бога, святых, людей или животных – допускаются только растительные мотивы. Техника отделки: настенная роспись, мозаика.
Все помещения в храме стандартные – имеют 4 стены и потолок. В мечети очень распространены трехстенные айваны.
В некоторых храмах присутствуют декоративные фонтаны, предназначенные для красоты или утоления жажды. Во внутренних дворах мечетей установлены полноценные фонтаны, наличие специальных комнат, где можно совершить полное омовение перед молитвой.

5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то соберите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.

Вам следует выполнить это задание самостоятельно используя наши примеры. Мы расскажем о двух мечетях: главной мечети Москвы — Московской соборной мечети, и главной соборной мечети республики Татарстан – Кул-Шариф в Казани.

Московская соборная мечеть (Москва, Россия)

Даты постройки: 1904 год, 2011-2015 года
Архитектурный стиль: османский (византийский) стиль
Автор проекта 1904 года: архитектор Николай Жуков
Автор проекта 2011 года: архитектор Ильяс Тажиев, художник Фиринат Халиков.
Основатель и спонсор мечети 1904 года: купец Салих Ерзин
Основатели и спонсоры мечети 2011 года: Сулейман Керимов, Духовное управление мусульман РФ, правительства Турции и Казахстана.

Художественные особенности:

Обновленная мечеть представляет собой шестиэтажную мечеть в византийском стиле с несколькими минаретами, куполами и башенками разного размера. Высота главного позолоченного купола составляет 46 метров, диаметр – 27 метров. Два главных минарета имеют высоту по 78 метров. Их форма символизирует многовековую дружбу российских народов: минареты похожи одновременно на башни Московского Кремля и на башню Сююмбике Казанского Кремля в Татарстане. Вместимость мечети – 10 тысяч человек. Главный молельный зал находится на третьем этаже. Малый молельный зал, расположенный в левом крыле, повторяет облик старой мечети. Женский молельный зал находится на самом верхнем уровне и имеет отдельный вход. На первом этаже расположен зал для омовения. На втором – конференц-зал и Музей ислама. Здание старой мечети было перестроено и вписано в новый комплекс. Для отдели здания использовался канадский мрамор, способный выдержать перепады температур. Во внутреннем оформлении мечети использованы традиционные мусульманские орнаменты. Стены, потолки и купол изнутри расписаны каллиграфическими цитатами из Корана. В росписи стен мечети принимали участие турецкие мастера. В 2015 году на хранение в мечеть был доставлен волос пророка Мухаммеда.

Мечеть Кул-Шариф (Казань, Татарстан, Россия)

Даты постройки: 1996-2005 года
Архитектурный стиль: османский (византийский) стиль
Автор проекта: Ш.Х.Латыпов, М.В.Сафронов, А.Г.Саттаров, И.Ф.Сайфуллин
Основатели и спонсоры: Духовное управление мусульман Татарстана, пожертвования более 40 тысяч граждан и организаций.

Художественные особенности:

Мечеть Кул-Шариф – главная соборная джума-мечеть республики Татарстан. Джума-мечеть – это такой тип мечети, предназначенной для коллективной пятничной молитвы. Эта мечеть была построена как воссоздание легендарной многоминаретной мечети Казанского ханства, разрушенной в 1552 году во врем штурма Казани войсками Ивана Грозного. Мечеть имеет четыре основных минарета по 58 метров высотой, и два малых минарета. Купол расположен на высоте 39 метров. В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры, комната для проведения свадебного обряда и кабинет имама. Композиция мечети симметрична, в центре размещен двор, по краям – два небольших павильона. Главное купольное здание имеет четыре минарета по углам. План здания представлен в виде двух квадратов, пересеченных под углом 45 градусов в виде знаменитого мусульманского знака, который означает «благословение Аллаха». Внутри здания находится пять этажей. Есть главный зал для молитв и отдельный женский зал. Интерьер украшен римской мозаикой, ручной резьбой по камню и дереву и уникальными витражами. Гранит и мрамор для отделки мечети привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии. Вместимость главного зала – 1700 человек. На площади может поместиться 10 тысяч человек.