Вопросы и задания к главе VI

1. Что такое сословие? Чем различалось положение разных сословий и что в них было общего?

Сословие – это социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. В средневековой Западной Европе существовало три сословия: те, кто молятся (священнослужители и монахи), те, кто воюет (короли, феодалы и рыцари) и те, кто работает (крестьяне, горожане).

Священнослужители считались первым сословием. Они были крупными землевладельцами и владели 10-15% всей земли в Западной Европе. Они осуществляли «связь» между людьми и Богом, проводили религиозные обряды и распространяли христианскую веру. В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Имущество церкви и ее деятельность не облагалась налогом.

Во второе сословие входило все дворянство от рыцарей до членов королевской семьи. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща», представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча». Аристократы были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов. К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.

В третье сословие входили крестьяне и горожане (ремесленники, купцы и т.д.). Представители этого сословия должны были обеспечивать всем необходимым первые два сословия и платить налоги.

2. Когда и почему произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?

Формально разделение христианской церкви на католическую и православную произошел в 1054 году. Однако сам раскол возник задолго до 1054 года.

Можно, конечно, сказать, что главной причиной церковного раскола были неуемные амбиции пап римских и их стремление получить верховную власть над всей христианской церковью. Кстати, сами православные и католические священнослужители утверждают, что причиной раскола являются различия в обрядах. Еще в IX веке желание папы распространить свое влияние на епархии Балканского полуострова встретили сопротивление со стороны Византийского патриархата. С течением времени личный конфликт между двумя иерархами только усиливался. В XI веке нормандцы из Нормандского герцогства в северной Франции вторглись на юг Италии, находившийся под протекторатом Византии, и стали менять существовавший там греческий обряд на латинский. Это послужило поводом к закрытию в Константинополе всех храмов латинского обряда в 1053 году и осуждению самого латинского обряда.

В 1054 году римский папа Лев отправил патриарху Константинополя Михаилу Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало изречения из поддельного документа, известного как «Дар Константина», настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания папы римского на верховенство, после чего три папских легата вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и его помощников. В ответ на это патриарх предал анафеме легатов. Конечно, события 1054 года еще не означали полного раскола церквей, но во время крестовых походов крестоносцы захватили византийский город Антиохию, бывший под властью мусульман, и изгнали греческого епископа, заменив его латинским, а захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы так же поставили во главе местной церкви латинского епископа. После этого крестоносцы начали военные действия против Византии и захватили Константинополь, что усугубило церковный раскол. В последующие годы византийские патриархи неоднократно пытались наладить отношения с папами, поскольку нуждались в их военной поддержке против турков. Но папы соглашались идти на примирение только, если весь христианский мир признает единоличное главенство пап над церковью. В 1439 году византийский патриарх даже пошел на подписание флорентийской унии с католической церковью, что было негативно воспринято всем православным миром и послужило причиной отделения Русской православной церкви в 1448 году.

3. Почему рост богатств католической церкви стал угрожать ее авторитету? Какими средствами папы римские восстанавливали свое положение в обществе?

Рост богатств церкви действительно со временем стал угрожать ее авторитету. Церковь проповедовала скромность, нестяжательство, аскетизм, самопожертвование. Именно таким должен был быть идеальный человек в глазах церкви. Однако сама церковь в глазах христиан выглядела по-другому: порочные, жадные, лживые и продажные священнослужители своим поведением противоречили тому, что они проповедовали. Прикрываясь именем Бога, они наживали неправедные богатства и вмешивались в светские дела. Естественно, в христианской среде стали появляться люди, которые ставили прегрешения церкви ей в упрек. Они говорили, что церковь извратила веру, сделав из нее послушное орудие для собственного обогащения и увеличения влияния. Таких людей церковь объявляла еретиками и жестоко преследовала их. Но идею не так просто убить, как человека. Поэтому, когда к папе римскому пришли монахи Франциск и Доминик с просьбой дать разрешение основать нищенствующие монашеские ордена, папа дал на это согласие. Монахи этих орденов проповедовали Евангелие, терпимость и любовь к ближнему, они принимали обет бедности и жили исключительно на подаяния. Таким образом церковь как бы демонстрировала, что еретики были не правы, обвиняя официальную церковь в нарушении принципа «апостольской бедности». Создание нищенствующих орденов позволило частично восстановить положение церкви в обществе.

4. Сравните отношения между церковью и светской властью в Западной Европе и Византии.

В Западной Европе еще со времен франкских королей церковь и светскую власть связывали тесные отношения. Поначалу короли и церковь использовали друг друга в своих целях и их сотрудничество было взаимовыгодным. Короли получали поддержу от церкви, которая наделяла их императорским достоинством – т.е. властью, угодной Богу. Также короли использовали церковь для управления необразованными людскими массами. Церковь же в свою очередь получала от светских правителей богатые дары и земли, тем самым увеличивая собственное влияние. Естественно, со временем между светскими правителями Западной Европы и папами римскими возникло противостояние, в котором они с переменным успехом решали, кто главнее. Эта борьба затянулась на несколько веков.

В Византии все было проще. Византийские императоры еще со времен Константина были наделены абсолютной властью. В их власти также было и назначение, и низложение патриархов, а также созыв церковных соборов. Редко кому удавалось стать патриархом или пребывать долго в этом звании без поддержки императора. Поэтому взаимоотношения светской и духовной власти в Византии были как игра в дипломатию. Конечно же, у патриархов было большое влияние на общественное мнение в сторону того или иного императора. Но каждый патриарх знал, что его разногласия с императором могут стоить ему поста, а также вызвать крупные политические конфликты в империи. Поэтому так важно было согласие между ними.

5. Кого называли еретиком? Как церковь боролась с еретиками?

Еретиками называли вероотступников, которые предлагали иной подход к религиозному учению. Еретики, как и официальная католическая церковь проповедовали Евангелие и служение Богу. Разница была лишь в том, как нужно было служить Богу. Еретики считали, что католическая церковь испорчена, а папа – наместник дьявола. Еретики осуждали жадность и стяжательство священнослужителей, дорогие церковные одеяния, пышные обряды. Они считали, что служение Богу должно быть в «апостольской бедности», требовали, чтобы церковь отказалась от десятины, земельных владений и богатств. Еретики сами показывали пример праведной жизни священнослужителя: помогали бедным, питались подаяниями, отказывались от собственности.

Поскольку еретики представляли угрозу власти церкви, она преследовала и жестоко расправлялась с ними. Еретиков отлучали от церкви, объявляли их вне закона, чтобы ни один верующий не имел права им помогать и давать приют. В области, считавшиеся еретическими, организовывались военные походы, в ходе которых вырезались целые города.

6. Какие цели ставили перед собой участники Крестовых походов? Добились ли они их?

Ранее в этом параграфе мы подробно рассматривали цели организаторов Крестовых походов. Сами же участники Крестовых походов имели гораздо более приземленные цели. Главной целью крестоносцы ставили освобождение Гроба Господня от угрозы со стороны неверных. Второстепенными же целями крестоносцев были обретение богатств и новых земель (хотя для кого-то эти цели были главными). Первой цели крестоносцы не достигли. Второй – достигли частично. Они вдоволь пограбили, поубивали и поиграли в королей и графов. Но все это в конце концов завершилось полным фиаско.

7. Какие изменения в отношениях Востока и Запада внесли Крестовые походы?

Крестовые походы не смогли нанести ощутимый вред мусульманам, против которых они были направлены. Мусульмане, наоборот, за время крестовых походов сплотились и превратились в силу, которой не смогла противостоять Византия. Крестовые походы больше навредили восточному христианскому миру и православию, а также окончательно разделили западную и восточную христианскую церковь и способствовали падению Византии. В принципе, такой результат вполне устраивал римских пап.

8. Какой из Крестовых походов вы считаете важнейшим по своему значению и историческим последствиям?

Наверное, самые большие исторические последствия принес Четвертый крестовый поход, во время которого крестоносцы захватили Константинополь. Именно этот поход окончательно разделил западный и восточный христианский мир и обрек Византию на гибель под натиском турков. Не будь этого похода, Византия возможно сдержала бы сельджуков от вторжения на Балканы. А если бы сохранилась Византия, то на Руси никогда бы не появилась идея о том, что Россия является преемником великой империи — «Третьим Римом». И тогда вообще сложно предугадать, как сейчас сложились бы отношения между Россией и западным миром.

9. Расположите в хронологическом порядке последовательность события, связанные с историей: а) образование духовно-рыцарских орденов; б) Крестовый поход детей; в) речь папы Урбана II в Клермоне; г) разгром крестоносцами Константинополя.

1 в) речь папы Урбана II в Клермоне – 1095 год.
2 а) образование духовно-рыцарских орденов – 1099 год.
3 г) разгром крестоносцами Константинополя – 1204 год.
4 б) Крестовый поход детей — 1212 год.

10. Что было свойственно католической церкви в отличие от православной (выберите правильные ответы): а) богослужение велось на латинском языке; б) священникам можно было жениться; в) церковь возглавлял папа римский; г) священники не брили бороды.

а) богослужение велось на латинском языке;
в) церковь возглавлял папа римский.

Творческие работы и проекты:

Образное сочинение

Информационный проект «История духовно-рыцарского ордена»