Вопросы и задания к главе VII
1. В каких странах Западной Европы в XII—XIII веках происходила борьба между светской властью и властью пап? Было ли это повсеместным явлением? Почему?
Из всех изученных нами стран Западной Европы в Средние века с римскими папами не воевали только в Испании и Португалии. Испанские короли после взятия Гранады объявили себя католическими королями и предоставили церкви чуть ли не абсолютную власть в своем государстве. Португалия вообще появилась только благодаря тому, что папа римский в ответ на обещание больших привилегий и ежегодных денежных дотаций признал самоопределившиеся и отделившиеся от Испании земли самостоятельным государством.
Во всех остальных странах борьба с папами велась постоянно. В Германии императоры регулярно вступали в конфликты с римской курией, однако не преуспели в этом, что стало одной из причин ослабления императорской власти и прекращения процессов централизации. В Италии тоже постоянно были очаги сопротивления папам: сначала лангобарды, потом дворяне Римской республики, а под конец – гибеллины. Во Франции королям удалось подчинить себе церковь, собрав для поддержки своих действий Генеральные штаты, одержать победу над папами и даже заточить на несколько десятков лет их в Авиньоне. В Англии противостояние папской курии наблюдается с самого начала завоевания Англии Вильгельмом I. Периоды дипломатических побед сменялись дипломатическими поражениям – король Иоанн Безземельный даже принял вассальную присягу перед папой римским. Но в конце концов против папских поборов восстали все слои населения Англии и к XVI веку Англия вступила в период реформации, оборвав все связи с Римом и создав собственную церковную иерархию.
Такое поведение правителей государств скорее было правилом, нежели исключением, поскольку римская церковь не столько выполняла свои функции духовного и нравственного совершенствования человека, сколько стремилась установить свою власть даже над светскими правителями. Правители в свою очередь стремились подчинить себе церковь, поскольку церковь и религия была и остается сильнейшим орудием управления подданными.
2. Выделите этапы объединения Франции в XII—XV веках. Обоснуйте свое решение.
XII век. Полная феодальная раздробленность. Король не имеет реальной власти и распоряжается лишь в своем небольшом домене.
Союз городов и королевской власти. Оформился в виде освободительного движения городов против крупных феодалов. Короли оказывали поддержку городам.
Сплочение мелких феодалов и рыцарей вокруг королевской власти. Рост хозяйственной самостоятельности крестьян, улучшение их социального статуса, возрастающий отпор крестьянства затрудняли реализацию по отношению к ним неэкономических методов принуждения. Мелким феодалам было не под силу справляться с такой ситуацией, и они стали искать королевской службы в надежде на извлечение дополнительных доходов от службы в армии или госаппарате. Эти процессы продолжались в течение всего времени централизации государства.
XII-XIII века. Увеличение королевского домена за счет военных побед над феодалами и династических браков.
Начало укреплению королевского домена положил Людовик VI, положивший конец сопротивлению феодалов в самом королевском домене.
Людовик VII присоединил к королевскому домену города Бурж и Сане. Благодаря браку с Элеонорой Аквитанской он распространил свое влияние и на юг страны.
Значительное увеличение домена произошло в правление Филиппа II Августа. Ему принадлежит заслуга борьбы с самым крупным соперником французской короны – английскими королями. Исход борьбы – существенное расширение королевских владений за счет Нормандии, Анжу, Турени и Мэна.
XIII век. Создание общегосударственного аппарата управления.
Были созданы Королевский совет, Верховный суд, Финансовое ведомство.
Проведено территориальное деление на округа, объединенные в бальяжи и сенешальства, возглавляемые королевскими чиновниками.
При Людовике IX запрещены судебные поединки, введено правило 40 дней, в течение которых феодал, оказавшийся перед угрозой военного конфликта, мог просить помощи у короля. Была введена единая монетная система, а королевская монета получила право хождения по всему государству.
XIV век. Успехи процесса централизации и усиление королевской власти.
Значительное расширение владений короля. В начале XIV века королевский домен занимал уже ¾ территории королевства.
Оформление сословной монархии и консолидация сословий. Генеральные штаты были созваны королем для получения поддержки общественности в борьбе короля с папой римским. В дальнейшем сословия получили право участия в управлении государством.
В правление Филиппа IV закладываются основы государственно-налоговой системы.
XV век. Абсолютная монархия.
Жестокое поражение от англичан в начале XV века привело к потере всех завоеванных земель и самой королевской власти. Последующая за этим освободительная народная война позволила французам осознать свое национальное единство и отвоевать страну к 1453 году, объединившись вокруг короля Карла VII.
Сын короля Карла VII Людовик XI продолжил политику своих предков и сумел интригами победить оставшихся крупных феодалов и присоединить их земли к себе. Так с присоединением Бургундского герцогства, Пикардии, Бретани и Прованса завершена консолидация государства.
Генеральные штаты лишаются своего голоса. Обладая абсолютной властью, регулярно поступающими налогами, независимой от феодалов постоянной наемной армией, Людовику XI больше не нужны были Генеральные штаты.
3. Перечислите общие черты и различия в развитии английского и французского государств в XII—XV веках. Ответ запишите в тетрадь.
Общие черты
Союз городов и королевской власти.
Сплочение мелких феодалов и рыцарей вокруг королевской власти.
Расширение подчиненных земель в результате военных действий и династических браков.
Создание сословно-представительских органов.
Проведение судебной, экономической и военной реформы.
Борьба с непокорными феодалами.
Подчинение церкви.
Создание единой налоговой системы.
Масштабные крестьянские восстания.
Осознание национального единства.
Централизация государства и введение абсолютной монархии.
Различия в развитии английского и французского государства в XII-XV веках в основном в периодах реализации тех или иных этапов. Однако есть и особые отличительные черты:
Англия изначально после Вильгельма Завоевателя была централизованным государством и отличалась от Франции особым принципом распределения феодальных земель. Все феодалы были вассалами короля, их земельные наделы были разбросаны по всей стране, чтобы избежать формирования крупных и сильных феодальных вотчин. Принцип «вассал моего вассала не мой вассал» в Англии не действовал – все феодалы приносили личную присягу королю.
Фактически в Англии не было феодальной раздробленности. Периодические феодальные выступления в Англии можно сравнить с «разборками» в кругу семьи. Родственники короля то и дело бунтовали и враждовали между собой за земли на континенте.
Централизация Франции заключалась в присоединении новых земель к королевскому домену. Централизации же Англии способствовала потеря земель на материке.
Осознание национального единства в Англии произошло при потере Нормандии. Осознание национального единства во Франции произошло во время народной освободительной войны против англичан.
Генеральные штаты во Франции были созданы по инициативе короля, и этот орган не ограничивал королевской власти. Парламент в Англии был создан вопреки воле короля, и этот орган ограничивал власть короля.
Во Франции не было масштабно войны на уничтожение между отдельными ветвями королевского дома как война Алой и Белой розы в Англии.
К концу XV века во Франции была введена абсолютная монархия – Генеральные штаты собирались лишь один раз в период правления Людовика XI. В Англии парламент, хотя и выполнял волю короля Генриха Тюдора, но все же продолжал существовать.
4. Какие цели преследовали участники Реконкисты в Испании? Каковы были результаты и последствия Реконкисты?
В Реконкисте принимали участие все слои населения. Дворяне-феодалы стремились захватить новые земли и расширить свои владения, приобрести богатства и славу. Духовенство стремилось увеличить влияние церкви, распространить христианство среди нехристианских народов, а также вести борьбу с мусульманами и иудеями до полного их изгнания с Пиренейского полуострова. Составляющие основу христианского войска крестьяне за участие в Реконкисте получали свободу и земельные наделы.
В принципе, все участники Реконкисты достигли своих целей. Крестьяне со временем даже смогли принимать участие в кортесах. Духовенство обеспечило превосходство католического христианства в государствах Пиренейского полуострова. Церковь построила множество монастырей, укрепила свое могущество и увеличила свои богатства. Именно на Пиренейском полуострове возникла инквизиция, как свидетельство могущества церкви. На месте мусульманских владений на Пиренейском полуострове при непосредственной поддержке церкви появились два мощных государства: Испания и Португалия. Борьба с мусульманами обеспечила их объединение и централизацию власти. Испания была объявлена католической страной, и все мусульмане и иудеи были изгнаны.
5. Обсудите в классе: почему мечта многих средневековых монархов создать империю, столь же мощную, как Западная Римская империя, осталась неисполненной? Как вы думаете, что мешало осуществлению этой мечты?
Очень странный вопрос. Те средневековые монархи, которые хотели создать империю, создали ее. У Карла Великого была империя. У Оттона I была империя. А как судить о том, насколько они были мощными? По количеству завоеванных земель и покоренных народов? Но ведь изначально при воссоздании империи Карлом Великим ставилась цель объединить под рукой императора именно христианские страны Запада. Задачи подчинить восточные христианские страны не было, по крайней мере она не была настолько насущной, чтобы пустить на ее реализацию все ресурсы империи.
Сегодня существует два понятия, что такое империя. Первое – монархическое государство во главе с императором, объединяющая различные народы (как, например, Российская империя). Государство такого типа обычно предполагает сильную монархическую наследственную власть. Второе – колониальное государство, состоящее из метрополии и колоний (как, например, Римская империя).
Однако средневековые люди представляли империю немного по-другому. Империя в общественном сознании представлялась как земное воплощение Царства Божьего, наилучшая модель организации государства, при которой правитель поддерживает мир и спокойствие в христианских странах, охраняет и заботится о процветании церкви, а также организует защиту от внешних угроз. Раннесредневековая концепция империи предполагала единение государства и церкви и тесное взаимодействие императора и папы римского, осуществлявших верховную светскую и духовную власть. Как мы видим, речь идет именно о надгосударственной структуре, которая лишь поддерживает мир в самостоятельных христианских странах, а не о сильном монархическом правлении.
Именно такой и была, вернее, стремилась быть Священная Римская империя. В ранний период своего существования императоры еще претендовали на высшую власть в христианском мире. Однако, усиление папского престола и многовековая борьба за обладание Италией при одновременном росте могущества территориальных князей в Германии значительно ослабили центральную власть в империи.
Так что, я считаю, что то, о чем мечтали средневековые императоры, было реализовано. За исключением единства с римской церковью, как представительницей христианской религии на западе Европы и источником всей власти на Западе согласно, как мы уже выясняли, поддельному документу «Константинову дару».
6. Заполните таблицу «Органы сословной монархии»
Вопросы для сравнения | Парламент в Англии | Генеральные штаты во Франции | Кортесы в Испании |
Где и когда появились? | 1265 год | 1309 год | 1137 год в Леонском королевстве. В Кастильском королевстве первые кортесы были созваны в 1169 году в Бургосе. |
С какой целью были созданы? | Обеспечить высшее руководство государственными делами и ограничить власть короля. | Генеральные штаты были созваны по инициативе короля Филиппа IV для получения поддержки общества в борьбе с папой римским Бонифацием VIII. Впоследствии Генеральные штаты согласовывали новые налоги и оказывали помощь по требованию короля. | Первоначально кортесы были лишь совещательным органом. Затем кортесы занимались уточнением норм действующего права, рассматривали вопросы привилегий, судебной практики, налогообложения, военной и финансовой поддержки короны, вопросы объявления войны и заключения мира. Иногда даже пытались ограничить власть короля. |
Какие слои общества участвовали? | Бароны, священнослужители, рыцари от графств и горожане. | Первое сословие – духовенство, второе сословие – дворянство, третье сословие – горожане. | Первоначально только дворяне и духовенство. С 1188 года – горожане. Еще позже – свободные крестьяне. |
Как были устроены? | Изначально это был однопалатный парламент. В XIV веке парламент был разделен на две палаты: Палату лордов и Палату общин. | Трехпалатный орган, состоящий из палаты дворянства, палаты духовенства, палаты горожан. Вопросы обсуждались отдельно в палатах, потом выносились на общее голосование. Каждая палата имела один голос. | Открытие кортесов проходило при участии всех сословий. Затем каждое сословие заседало отдельно. |
7. Расположите в хронологической последовательности события истории европейских стран в XV веке: а) объединение Кастилии и Арагона в Испанское королевство; б) начало Войны Алой и Белой розы; в) битва при Азенкуре; г) освобождение Орлеана войсками под предводительством Жанны д’Арк.
в) битва при Азенкуре (1415 год).
г) освобождение Орлеана войсками под предводительством Жанны д’Арк (1429 год).
б) начало Войны Алой и Белой розы (1455 год).
а) объединение Кастилии и Арагона в Испанское королевство (1479 год под властью двух правителей, 1515 год – единая монархия).
8. Выберите признаки, свойственные сословной монархии: а) сильная, но не безграничная власть короля; б) правителя страны выбирают ее граждане; в) абсолютная, бесконтрольная власть правителя страны; г) существование органа власти, представляющего интересы сословий; д) король считается первым среди равных.
а) сильная, но не безграничная власть короля;
г) существование органа власти, представляющего интересы сословий.
Творческие работы и проекты
Информационный проект совместно со взрослыми «Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы»
Напишите сочинение о жизни и подвиге Жанны д’Арк