Ответы к § 26. Средневековое искусство (§ 28 в старом учебнике)
Вопросы в тексте параграфа
Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?
Рим, подчинив себе во II веке до нашей эры Грецию, перенял многие культурные традиции, которые нашли отражение в том числе и в архитектуре. Кроме того, на архитектуру Древнего Рима повлияли и традиции этрусков, на чьих землях, собственно говоря, и расположился Рим. Так, в частности, от этрусков римляне переняли арку, а от греков – ордер (сочетание архитектурных конструкций). Объединив арку и колонну, римляне создали так называемую «римскую ячейку» и внесли в строительный обиход аркады (повторяющиеся арки на колоннах). Аркада стала самым распространенным архитектурным элементом, применяющимся при строительстве любых сооружений. С помощью аркады римляне смогли сооружать знаменитые акведуки.
Кроме того, к традиционному греческому ордеру были добавлены этрусские вычурные капители (навершие колонн). Именно в пышности архитектуры нашли наиболее полное выражение государственные идеи Рима. Не монументальные пластические образы греческой архитектуры. А грандиозные храмы, амфитеатры, термы, форумы, триумфальные арки и колонны прославляли мощь римской республики.
В качестве еще одной важной особенности древнеримской архитектуры стоит назвать ее практичность. Именно практичность, присущую римлянам, проявляется во всех сооружениях, необходимых для повседневной жизни: стратегических дорогах, мостах, акведуках и городах. Кстати, в основе планировки любого древнеримского города лежала планировка римского военного лагеря.
Среди римских изобретений в технике строительства в первую очередь можно выделить бетон, как смесь песка, связующего элемента и каменной или кирпичной крошки. Также в строительстве использовалась интересная техника, называемая «эмплектон». Римляне возводили две параллельные стены и пространство между ними заполняли бутом или другими материалами для придания стенам прочности за счет композитности сооружения. Развитие древнеримских строительных технологий проявилось в появлении различных грузоподъемных конструкций. В частности, были повсеместно использованы «полиспасты» (система блоков, позволяющая за счет распределения нагрузки между блоками и рычагами поднимать большие грузы) и «триспастосы» (древний строительный кран, состоящий из А-образного каркаса, лебедки, блоков и трех шкифов). С помощью триспастосов, например, был возведен Пантеон.
Как выглядела раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?
Прототипом раннехристианского храма стала базилика – одна из наиболее гармоничных и совершенных форм древнеримской гражданской архитектуры. Гражданская базилика представляла собой прямоугольное сооружение с полукруглой нишей в торцовой стене. Такие сооружения предназначались для судебных заседаний, а само слово «базилика» происходит от греческого «basileus», что означает царь, судья.
Христианская базилика представляет собой прямоугольное в плане строение, ориентированное с запада на восток. В восточной стороне сооружения установлен алтарь, окруженный полукруглой пристройкой, апсидой, а с западной стороны расположен вход. Часто большие по размеру базилики делятся рядами колонн с полукруглыми арками на несколько продольных частей или нефов, центральный из которых самый большой. Центральный неф освещается светом из окон второго яруса. Крыши у раннехристианских базилик были двускатными. Спустя пару веков стало применяться перекрытие-купол, по форме близкое к полусфере. Купол возвышался над храмом на барабане со множеством окон и был символом Небесного царства. Купольная базилика стала основным типом христианского храма в Византии.
Базилика ранних христиан уже содержит все основные элементы христианской церкви, которая традиционно делится на три части: пресвитерий, средняя часть храма и притвор. Область пресвитерия служит для проведения служб и ее занимают только священнослужители, здесь расположен алтарь церкви. Средняя часть церкви вмещает крещеных христиан, молящихся или присутствующих на богослужении. Притвор служит для так называемых оглашенных, то есть, людей, которые еще не приняли крещение, но собираются это сделать.
Крестово-купольный храм – архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на мощных арках, возвышается барабан с куполом.
Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами:
он прямоугольный или крестообразный в плане;
внутри храма установлены четыре, шесть или восемь столбов-опор;
столбы связаны арками;
арки с каждого столба перекинуты на стены;
система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами;
количество продольных нефов всегда нечетное;
количество поперечных нефов может быть любым;
из поперечных нефов самый широкий — чаще предалтарный, из продольных — всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола;
нефы перекрыты системой цилиндрических сводов;
своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест;
на пересечении этих нефов расположен купол.
Какие здания украшали средневековые города-коммуны?
С середины XII века в свободных городах-коммунах Италии сооружались различные торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы и гостиницы. Но главными украшениями городов были ратуши и центральные соборы.
Работаем с документом
1. Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий? С помощью дополнительной литературы выясните, почему готика вызывала такое отторжение у людей XVI века?
В Средние века поначалу отношение к готическому искусству было настороженным. Готическая архитектура настолько сильно отличалась по конструкции от романской, что люди вполне оправдано опасались этой новизны. Тем не менее готический стиль продержался в Европе более трех веков, завоевывая разные страны и обретая в них национальные особенности. Готический стиль рассматривался современниками как символ величия церкви, королевской власти, вольных городов.
В XVI веке с приходом нового мировоззрения и новой эпохи, называемой Возрождением, люди начали противопоставлять искусство Возрождения искусству Средних веков. Естественно, средневековое искусство стало называться варварским, грубым и вообще не имеющим отношение к настоящему искусству, которое по мнению многих в то время появилось лишь с эпохой Возрождения. Как мы видим, Вазари был именно таким человеком, который заклеймил средневековое искусство ярлыком варварства и назвал рассматриваемый нами средневековый стиль «готикой».
Лишь в XVIII-XIX веках с появлением нового направления в искусстве, называемом романтизмом, начал возрождаться интерес к средневековому искусству. Оценки готического искусства резко изменились на противоположные. Теперь готике отдавали должное и воспринимали ее благосклонно, а зачастую с восхищением.
2. Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? Уточните, прав ли он.
Вазари утверждает, что название «готический» пошло от племени готов. Называние этого стиля происходит от слова «gotico» — непривычный, варварский.
На самом деле «готика» не имеет никакого отношения к племени готов. Этот стиль появился на севере Франции в XII веке. Его называли «музыкой в камне», он был призван продемонстрировать новое мироощущение европейцев, которое пришло на смену концепции пути к Богу через страдания, выраженной в романской архитектуре. Готический стиль должен был показать величие Бога, церкви, королевской власти и вольных городов. Любой, входящий в готический собор, должен был неминуемо впасть в религиозный экстаз.
3. В чем лично вы согласны или не согласны с представленными здесь мнениями?
Я не согласен с мнением Вазари, поскольку оно продиктовано лишь желанием возвышения искусства Возрождения в сравнении с искусством «Тёмных средних веков». Сегодня у нас нет предрассудков относительно средневекового искусства. Поэтому мы вправе оценивать готический стиль, не оглядываясь на отношение к этой эпохе. Готические соборы действительно очень красивы. Сегодня все средневековые соборы покрыты вековой копотью, и это оставляет некое ощущение мрачности. Но глядя на гармонию конструкции, величие архитектурных элементов, красочные витражи, начинаешь понимать, что готические соборы – настоящие шедевры, пережившие века и разнообразные мнения.
Обобщение информации параграфа
1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах.
Романский собор
Романская культура – европейское явление, ознаменовавшее становление в Европе феодального строя и становление рыцарства в XI-XII веках. Бесконечные распри рыцарей обусловили появление по всей Европе укрепленных замков. Именно замковая архитектура оказала существенное влияние на конструкцию и внешний вид христианских соборов того времени. Позже этот период получил название романского.
Христианские соборы XI-XII веков служили не только местом церковного служения, но и были тесно связаны с жизнью городов: здесь собиралась община для совета, здесь заключались торговые сделки, здесь хранились ценности и исторические реликвии. Собор по своей сути должен был выполнить функции религиозного и гражданского учреждения, а также обеспечить защиту при вражеском нападении. Романский собор строили с расчетом вместить в него все население города. При этом романские зодчие должны были сохранить план христианской базилики, наиболее полно отражающей требования христианского культа, а также решить проблемы каменных перекрытий (из-за частых опустошительных пожаров) и обеспечения прочности здания. Поэтому в конструкции романских соборов были введены крестовые своды, позволившие увеличить объем базилики, но потребовавшие более мощных опор для распределения нагрузок и, соответственно, толстых стен с небольшим количеством узких проемов и массивных столбов центрального нефа.
Конструкцию собора укрепляли всеми возможными способами: устраивали полукруглые римские арки, переплетали пролеты центрального нефа с боковыми пролетами и т.д. Таким образом, романские соборы стали массивными, монументальными сооружениями, с маленькими окнами наподобие бойниц.
Из-за этих конструктивных особенностей по-новому в романских храмах пришлось подходить к проблеме освещения. Романская базилика воплощала собой идею крестного пути и искупления грехов людских через страдания. Культ страдания был призван примирить людей со всеми тяготами жизни и дать им надежду на будущую райскую жизнь. Тяжелая поступь опорных столбов центрального нефа, тонувшего в полумраке, прерывалась поперечным нефом (трансептом) с выдававшимися за общий объем здания своеобразными апсидами с круглыми оконными проемами в виде розы (в дальнейшем такую розу стали называть готической розой, и она стала неотъемлемой частью готических соборов). Сосредоточение света в предалтарной и алтарной части собора олицетворяла идею божественного света и фактически проводило границу между божественным и мирским, между священнослужителями и мирянами.
Росписи в романских соборах практически не сохранились, но известно, что в романскую эпоху живописи уделяли гораздо большее значение, чем раньше: она располагалась не только на стенах, но и на сводах, и даже на окнах, где появились цветные витражи.
Важной особенностью романского собора стало появление скульптурного каменного декора – барельефа. С этого времени начал постепенно исчезать былой контраст между скромным внешним видом соборов и роскошной внутренней отделкой. Со временем барельефами стали покрывать не только капители колонн, но и обрамления арочных проемов и входных порталов. Особенность каменного декора романского собора состояла прежде всего в изображении нечистой силы. Интересно, что до романского периода людям не было знакомо изображение черта. Сатану всегда представляли либо в виде связанного пленника, либо в виде черного херувима. Романский же черт приобрел фантастический и отталкивающий облик. На барельефах в борьбу с исчадиями ада вступают ангелы, этот сюжет должен был показать вечную борьбу добра со злом. Причем исход сражения во многом зависел от соотношения добра и зла в самой душе человека. В этом заключалось различие нравственной стороны культуры Средних веков и античности, где человек был лишь орудием слепого рока, не имеющим возможности повлиять на собственную судьбу.
Готический собор
Между романским и готическим искусством не существует четкой временной границы. Готический стиль архитектуры эволюционировал из романского, переняв многие элементы. Однако появление готической культуры стало следствием очередной смены идеологической концепции церкви и государства. Вся конструкция готического собора, устремленная ввысь, как бы выражала стремление человеческой души к Богу. Но готический храм был и воплощением борьбы противодействующих сил, результатом которой должно было стать Вознесение. Кроме того, церкви, королям и городам необходимо было материальное подтверждение величия. И таким подтверждением стал готический собор. Поэтому главной задачей готического храма было поразить человека и довести его до состояния религиозного экстаза.
Родиной готического стиля является северная Франция. Здесь в 1137 году Сугерий, настоятель монастыре Сен-Дени, начал перестройку церкви аббатства в связи с необходимостью увеличения ее внутреннего пространства. Основу новой конструкции составлял крестовый каркасный свод. Вместо доминировавшей в романском стиле полукруглой арки стали применять стрельчатую арку, которая позволяла перекрывать любой по размеру пролет. Эти особенности конструкции позволили облегчить стены и почти вытеснить их, заменив высокими окнами, отделенными друг от друга лишь узкими перемычками опор. Чтобы снять нагрузку со стены, стали применять выступающие или вынесенные за пределы стен контрфорсы. Поскольку в готическом соборе сохранилась форма базилики в плане, где средний неф возвышался над боковыми, в качестве дополнительных ребер жесткости стали использовать специальные соединительные арки, которые перебрасывали от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового. Такие архитектурные приемы позволили увеличить размеры собора. В высоту теперь он мог достигать более 150 метров (это выше, чем египетские пирамиды). Но что самое главное, стена больше не являлась несущей конструкцией, и в соборах появились огромные окна со стрельчатыми арками проемов.
Теперь собор мог быть наполнен светом, льющимся из окон. Для сохранения легкого полумрака, таинства и мистики оконные проемы были украшены витражами, которые сами по себе были шедеврами. На витражах из цветного стекла изображались настоящие картины, поражающие воображение и дающие незабываемую игру света внутри собора. Никогда еще цвет и свет не играл такой символической роли. Считалось, что цветом готики был фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего цвета неба, символа верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски.
Театральный эффект в готических соборах должен был оказывать сильное эмоциональное воздействие на человека. Поэтому особое место в декоре собора заняли объемные скульптуры, так называемые горельефы, получившие большую выразительность по сравнению с барельефами за счет большего объема (в горельефе изображение выступает более чем на половину своего объема). Естественно, тенденция к заполнению всего свободного пространства скульптурными композициями, начатая еще в романскую эпоху, в готике достигла своего пика. На поверхности храма не было ни одного места, где бы не стояла какая-нибудь фигура. Поскольку теперь соборы испытывали так сказать «недостаток стен», которые можно расписать фресками, особое внимание стало уделяться скульптурам внутри собора. Они разукрашивались таким образом, чтобы в полумраке производить неизгладимое впечатление.
Готика, как никакой другой стиль, предоставила христианской церкви новые возможности для своего утверждения. Во всех чертах готического искусства виден расчет на эмоциональный натиск и театральные эффекты. В таком соборе торжественный ход богослужения, подкрепленный мистикой музыки, цвета и света, достигал основной цели – привести верующих в состояние религиозного экстаза.
2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам и внутреннему убранству.
Романский собор | Готический собор | |
Типовой план | Многонефная базилика с трансептом | Многонефная базилика с трансептом |
Крыша | Крестовые своды | Крестовый каркасный свод |
Стены | Толстые несущие стены | Стены тонкие, не являются несущими |
Арки | Полукруглая арка | Стрельчатая арка |
Окна | Круглые «розы», небольшие круглые или полукруглые арочные окна. | Стреловидные, большие в боковых капеллах + круглые «розы». |
Колонны | Мощные колонны. Капитель — развитие византийской формы (пересечение куба и шара), декор растительный либо изображения животных, чудищ, сцен из Библии. | Узкие, декорированные. Капители с растительными орнаментами. |
Особенности конструкции | Толстые стены, массивные колонны в качестве опор для распределения нагрузок, арочные пролёты. | Каркасная конструкция, усиленная боковыми контрфорсами и аркбутанами (контрфорсами второго уровня). |
Площадь и высота | Площадь – большая. Высота – небольшая. | Площадь и высота намного превышали романские храмы. |
Внешнее оформление | Либо никакого, либо каменный декор (барельефы) с изображениями нечисти. | Более выразительный каменный декор (горельефы). «Боязнь пустоты». Богатое оформление огромных входных порталов. |
Цокольная зона | Свободная от декора. | Украшена разнообразными сюжетными горельефными композициями. |
Освещение | Через окна «розы» в боковых проходах (трансептах), притворе и алтарной зоне, а также через узкие окна второго яруса. | Через огромные боковые окна в капеллах, через окна «розы» в трансептах, притворе и алтарной зоне. |
Витражи | «Розы» с разноцветными витражами. | «Розы» с разноцветными витражами. Сюжетные витражи на огромных окнах. Преобладают фиолетовые, красные и синие цвета. |
Внутреннее оформление | Настенные росписи — «Библия для неграмотных», также несет функцию устрашения. | Скульптуры, каменный декор, роспись арок капелл. |
Эмоциональное воздействие | Культ страдания. Мистика и фантазии. | Конструкция, устремленная вверх символизирует стремление к Богу. Каменный декор рассказывает о борьбе добра со злом. Большое значение придается цвету и свету. Общее ощущение – восхищение и религиозный экстаз. |
3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они это достигали?
Скульптура в Средних веках, как и архитектура, и живопись, имела свои этапы развития. Все эти этапы объединяло стремление показать не красоту человеческого тела, как в Античный период, а его душу. Если скульптура у греков отражала идею наглядности и простоты, то скульптура средневековой Европы склонялась к сложности, гротескности, элегантности.
Красота материального мира обманчива, а человеческое тело – лишь оковы для бессмертной души. Такую идеологию демонстрировала скульптура раннего Средневековья. У скульпторов эпохи готики возникает интерес к внутреннему миру своих героев, в своих работах скульпторы ищут возможности для передачи индивидуальных особенностей характера, внутреннего мира человека. Именно за счет передачи эмоций им удавалось донести до людей такие понятия как страдания, искупление, возвышение, благость.
Скульпторы тщательно прорабатывали черты лица и мимику, добивались реализма в изображении складок одежды, динамики позы и жестов. К примеру, готическая скульптура внесла изменения в трактовку образа Иисуса Христа. Если в раннем Средневековье Спаситель изображался как грозный судья и вседержитель, то в эпоху готики он все чаще предстает в образе мудрого пастыря, доброго наставника и учителя – смягчаются черты лица, можно даже увидеть легкую полуулыбку или взгляд полный сострадания и любви.
4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?
Красочные витражи в готическом храме служили не только элементом украшения, они несли еще и просветительскую функцию, и выполняли задачу создания необходимого эмоционального фона. На витражах из цветного стекла изображались настоящие картины, поражающие воображение и дающие незабываемую игру света внутри собора. Никогда еще цвет и свет не играл такой символической роли. Считалось, что цветом готики был фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего цвета неба, символа верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. С помощью картин на витражах неграмотные люди могли увидеть различные библейские сюжеты, познакомиться с деяниями святых, проникнуться благостью церкви.
5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковою живопись?
В позднем Средневековье книга перестает быть достоянием узкого круга образованных священнослужителей. Широкое распространение получили сборники молитв, учебная литература и даже рыцарские романы, стихотворные и прозаические произведения. На фоне такой популяризации книг развивается книжная миниатюра. Ее особенностью стало стремление передать в изображении не просто чей-то образ, но какую-нибудь жизненную ситуацию. Иллюстрации постепенно отходят от исключительно религиозного содержания и сосредотачиваются на человеческой жизни. То же самое происходит и с фресковой живописью.
Эволюция готической иллюстрации на рубеже позднего Средневековья и Возрождения характеризуется преодолением традиционной «плоскости» изображения и включением в нее реальных мотивов и реалистических деталей. Все миниатюры и фрески позднего Средневековья насыщены бытовыми подробностями. Пристальное внимание к природе и стремление ей подражать обусловили появление новых приемов, получивших свое развитие в эпоху Возрождения: предметы и люди отбрасывают тени, появляется перспектива – обширные пространства уходят вдаль, предметы уменьшаются по мере удаления и теряют четкие очертания. Впервые художники стали передавать световоздушную среду и механику движений человеческого тела. Галантно-чинные жесты развлекающейся знати, профессиональные движения жнецов, пахарей или сеятелей весьма разнообразны и по-своему точны, но пока еще лишены динамики.
Подумайте
1. Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы?
Тут и думать не надо, достаточно один раз увидеть собственными глазами готический собор снаружи и зайти внутрь, увидеть красоту стремящегося ввысь исполинского сооружения, ощутить игру цвета витражей и эффекты освещения, оценить титанический труд скульпторов. А если еще повезет услышать пение служителей храма, то в соборе можно провести не один час, чувствуя восхищение и умиротворение, своеобразное примирение с самим собой. Так и хочется говорить лишь шепотом, чтобы не нарушить гармонию этого места. Если даже на современного человека готический собор оказывает такое сильное эмоциональное воздействие, то можно представить, что происходило с глубоко и искренне верующим человеком эпохи Средневековья.
2. Объясните смысл фразы «Готика – дитя города».
Готика – это искусство, ориентированное не на практичность, не на утилитарное использование, а на передачу эмоционального смысла, на просвещение и создание нужного восприятия. Любое подобное искусство требует созерцания и массового зрителя. А таковой зритель мог появиться только в густонаселенных городах. Представьте себе грандиозный готический собор в глухой деревне с населением в сотню человек. Смешно? Вот именно.
3. Выясните, в чем было сходство и в чем различия в архитектуре и во внутреннем убранстве католических и православных храмов Средневековья. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
В период раннего средневековья храмы византийского и латинского обряда (позже их назовут православными и католическими) базировались на одной форме – римской базилике. В дальнейшем образцом развития православных храмов стала Византия, где после V века все большее распространение стали получать центрические постройки, важную роль в создании которых сыграла сирийская строительная школа и уже сложившийся к тому времени византийский ритуал христианского богослужения. Культовая церемония разворачивалась вокруг специального возвышения, отмечавшего центр храма. Это определенным образом обусловило появление купольных перекрытий, поскольку купол также подчеркивал значение центра. Именно из Сирии была заимствована конструкция купольного перекрытия, опирающегося на четыре массивные колонны.
Успенский собор во Владимире XII век
На протяжении V-VIII веков центрические купольные постройки постепенно формируют новый тип православного храма – крестообразное пространство интерьера с куполом на барабане в центре пересечения рукавов креста. С XIII века крестово-купольные храмы стали типовыми постройками православной церкви. Их архитектурными особенностями стали план в виде креста; связанные арками опорные столбы (4, 6 или 8) делят внутреннее пространство храма на несколько продольных и поперечных проходов-нефов; количество нефов всегда нечетное, количество же поперечных нефов может быть любым; из поперечных нефов самый широкий — чаще предалтарный, из продольных — всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола; нефы перекрыты системой цилиндрических сводов, а сами своды над широкими нефами образуют крест; популярна многокупольная система.
Во внешнем оформлении православного храма очень важен символизм. Количество куполов говорит о том, кому посвящен храм: один купол символизирует единство Бога, два – двойственность естества Иисуса Христа, три – Пресвятую Троицу, четыре – Четвероевангелие, пять – Иисуса и четырех евангелистов, семь – семь таинств и добродетелей, девять – ангельские чины, тринадцать – Иисус и двенадцать апостолов. Форма и цвет купола тоже имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную борьбу со злом, форма луковицы символизирует пламя свечи. Если купола покрыты золотом, то это символ небесной славы; синие купола со звездами венчают храмы, посвященные Богородице; троицкие храмы имеют зеленые купола; храмы, посвященные святым, увенчаны серебряными куполами; в монастырях встречаются и черные купола – цвета монашества. Цвет внешнего декорирования храма тоже символичен: белый – храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня; голубой – в честь Пресвятой Богородицы; зеленый – Преподобному; красный – мученикам; жёлтый – святителю. Для православных храмов характерен скромный внешний каменный или кирпичный декор.
Внутреннее оформление резко контрастирует с внешним: богатая отделка, фрески по всем поверхностям стен и сводов, цветные мозаики и обилие позолоты. Внутреннее устройство основано на традициях православного богослужения. Три части храма вроде бы стандартные – притвор, средняя часть и алтарь. Однако алтарь отделен от средней части иконостасом с Царскими воротами в нем. В алтарь не имеют право входа никто, кроме священников.
Собор в Реймсе (Франция) XIII-XIV век
Напомним, что в этот же период соборы в Западной Европе в основном развиваются на базе прямоугольной вытянутой базилики с трансептом (поперечным нефом) с явным крестом в плане. В традиции готики не используются полуциркульные купола. Вся композиция построена на стреловидных контурах. Для средневекового готического собора характерны большая высота; крестовые каркасные своды; скелетная несущая конструкция с боковыми контрфорсами и аркбутанами; тонкие ненесущие стены с огромными стреловидными витражными окнами в капеллах; длинные продольные нефы и ярко выраженные поперечные нефы с выдающимися за пределы общего объема крыльями трансептов; пересечение главного нефа с трансептом образуют крест в плане.
Внешнее оформление типового католического храма не допускает обилия цветов. Вместо разноцветного оформления присутствует богатый рельефный декор. Внутреннюю отделку тоже можно назвать скромной (если только храм не построен в византийском стиле): фрески можно увидеть лишь в капеллах; мозаика не особо прижилась; позолота присутствует, но не в избытке; каменный декор очень популярен. Самым главным элементом внутреннего оформления является скульптура и скульптурные композиции. По внутреннему устройству католический храм подобен православному, но есть и различия: алтарь не отделен иконостасом от среднего зала, а виден всем. Более того, вокруг алтарной части есть специальный проход, доступный всем. В отличие от православного храма, где службу священники проводят, стоя на небольшом возвышении, амвоне, у иконостаса, а прихожане слушают службу стоя, в католических храмах священник вещает со специальной кафедры, а прихожане сидят на скамейках со специальными подушечками для преклонения колен.
Как мы видим, православные храмы похожи на католические лишь просматриваемым крестом при пересечении продольного и поперечного нефов и делением на зоны. Во всем остальном, во внешнем декоре и во внутреннем оформлении они абсолютно разные.
4. Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным?
Античная живопись
К сожалению, античная живопись до нас практически не дошла, однако сохранившиеся образцы доказывают, что эллинское и древнеримское искусство достигло высот в реалистической живописи. Нам известно, что в эпоху античности процветал культ красоты человеческого тела. Именно таким мы видим человека на фресках, сохранившихся в засыпанной пеплом Везувия Помпее. Да, античные художники не уделяли особого внимания индивидуальной мимике, позам, жестам – все люди на фресках на одно лицо и с одинаковой мимикой. Но зато мы видим совершенство техники передачи объема фигуры, пропорций тела, прорисовки мышц. Такой уровень мастерства в Европе удалось повторить лишь в эпоху Возрождения.
Готическая живопись
В Средние века, как мы уже знаем, человек перестал считаться равным Богу, он рассматривался как ничтожество, а его тело было лишь грешным сосудом для бессмертной души. Важным считалось передать индивидуальные эмоции, мимику, жесты, но не реалистичное изображение тела. Кроме того, по всей Европе в Средние века мы видим деградацию живописи. Человек изображается как какое-то немощное, непропорциональное, истощенное создание, с ломаными формами (хорошо, что скрытыми под одеждой). Изображения плоские, но не идеализированные, как в Античности. Складывается такое впечатление, что все художники разом разучились рисовать. Даже в позднее Средневековье, когда в изображениях человека начинает появляться объем, более реалистичные пропорции, какое-то движение, светотени, все равно художникам не хватает мастерства и изображения выглядят несколько коряво.
5. Напишите сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?
Бог убережет нас от беды, очистит наши души, избавит от сомнений и смятений. Я вижу твое, о Господь, величие и могущество, воплощенные в этом храме. Это просто божественная музыка, застывшая в камне. Устремившиеся ввысь стройные башни доставят наши молитвы к твоим ушам. Лики святых, взирающие на нас, грешных, со статуй арки огромного входного портала, не дадут злу попасть в дом Божий. Сцены сражений демонов с ангелами мы видим повсюду, но лишь от нас зависит победа добра над злом. Пора и нам войти в твой дом, под твою защиту.
Полумрак главного зала, обрамленного изящно декорированными колоннами. Огромные витражи, поражающие воображение библейскими сценами, и мягкий приглушенный и разноцветный свет, льющийся сквозь цветное стекло, а вдалеке алтарь с кафедрой архиепископа, освещенный ярким светом. Над всем этим я вижу тебя, о, Господи, твой лик, твои мучения на кресте. Я вижу весь твой путь и твою жертву на кресте ради человечества. Меня так и тянет туда, к этому свету. Я знаю, что там я обрету прощение и почувствую настоящую любовь Бога к своим неразумным детям. Я иду вдоль многочисленных ниш главного зала. В каждой из них стоит скульптура святого, стены арок украшены каменной резьбой или фреской, рассказывающей о жизни этого святого. Можно преклонить перед ним колени и попросить о заступничестве, но мой путь идет дальше, к самому проходу за алтарем. Там в центре я вижу чудо, которое невозможно забыть. В нише между изящных колонн на каменном шаре стоит статуя святой Девы Марии с младенцем на руках. Ее освещает яркий свет, льющийся с разных сторон, придавая дополнительный объем всей скульптурной композиции. Богоматерь-заступница как бы выступает из стены навстречу мне и своей ногой давит мирового змея, несущего зло и искушение.
Этих ощущений мне не забыть никогда. Этот храм пропитан благостью. Сидя на скамье или стоя на коленях на подушечке для коленопреклонения, нельзя не почувствовать твою заботу о людях, обо мне. Слова молитвы произносятся сами собой, но только шепотом, чтобы не нарушить божественную гармонию этого места. Весь суетный мир остался за дверьми твоего храма, а здесь — безмолвное царство, тишина и покой. И вот среди этой тишины я слышу пение – нет, это не простое пение церковного хора, это голоса ангелов, звучащие словно колокольчики в полнейшей тишине. Часы, проведенные здесь в молитве, дают душе отдых, избавляя ее от любых волнений.
Восхищение и умиротворение – вот мои чувства от посещения храма. Я не могу не уверовать в силу и благость Господа нашего и в святую церковь его здесь на земле. Я знаю, что, выйдя из храма, мне придется опять вернуться в свою столярную мастерскую и каждый день в душе бороться со злом и искушением. Но через неделю я снова приду сюда, чтобы снять напряжение жизни и проникнуться святостью этого места.
Сочинение о готическом соборе.