Ответы к § 4. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках
Вопросы в тексте параграфа
Что изменила во франкском обществе военная реформа Карла Мартелла?
Военная реформа Карла Мартелла предусматривала создание профессионального войска, включающего в себя тяжелую конницу. Для формирования такого войска конникам выделялась земля с крестьянами, которым вменялось в обязанность содержать конника и обеспечивать его оснащение. Такие земли стали называться феодами, а землевладельцы – феодалами. У крупных феодалов могло быть в подчинении по нескольку сотен деревень. Чем больше владения, тем больше вооруженных конников должен был выставить феодал по приказу короля или своего сеньора. Позднее такие земельные владения, за которые надо было нести конную военную службу стали передаваться по наследству.
Почему распалась империя Карла Великого?
Во-первых, у народов империи за короткий период совместного существования так и не сложились общие традиции и культура, разобщенность этих народов была очевидной. Во-вторых, сложившаяся система землевладения позволяла любому богатому феодалу быть чуть ли не богаче короля. Знать захватила много земель и закрепостили крестьян. Землевладельцы имели свои военные отряды и сами могли держать своих крестьян в подчинении. Поэтому сильная императорская власть им уже была не нужна. В начале правления Карла Великого землевладельцы поддерживали Карла Великого, поскольку он помогал им захватывать новые земли и обзаводиться новыми зависимыми крестьянами. Но в последние годы его правления знатные люди все чаще стали отказываться выполнять приказы императора.
Что такое феодальная раздробленность?
Феодальной раздробленностью называют период ослабления централизованной власти и создания практически независимых территорий в феодальных государствах.
Какие качества вассала ценились в эпоху раннего Средневековья?
Преданность вассала своему сеньору, готовность сражаться и погибнуть за него расценивались как наиболее высокие добродетели.
Обобщение информации параграфа
1. Докажите, что каждый крупный феодал имел в своих владениях такую же власть, как и правитель государства. Почему это было возможно?
Каждый крупный феодал действительно обладал неограниченной властью в пределах своего феода. Он имел отряды воинов, владел зависимыми крестьянами, собирал налоги, вершил суд, казнил и миловал. У феодала был собственный «двор», состоящий из придворных и приближенных людей. Феодал мог сам объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир. Кто владел землей, тот и держал власть на ней. Поэтому власть феодала в своем феоде ничем не отличалась от власти короля.
2. В чем проявлялась слабость королевской власти во Франции в IX-XI веках?
Слабость королевской власти проявилось в отсутствии реальных рычагов управления государством в руках короля. Короли Западно-Франкского государства в IX-XI веках не издавали общих государственных законов, не могли собирать налоги с населения страны. Соответственно, у королей не было ни постоянного сильного войска, ни аппарата чиновников для управления государством. Король мог рассчитывать лишь на богатство и силу своего личного земельного домена. Крупные землевладельцы (герцоги и графы) формально признавали верховную власть короля, но считали его лишь «первым среди равных», поэтому не спешили подчиняться приказам короля, а зачастую и противоречили им.
3. Как образовалась Священная Римская империя?
На территории Восточно-Франкского королевства (Германия) после распада империи Карла Великого наблюдался уже знакомый нам процесс усиления феодальной раздробленности. Территория государства состояла из герцогств, графств и других земель крупных феодалов. Поэтому после смерти последнего представителя династии Каролингов (Людовик IV Дитя, скончался в 911 году) на троне Восточно-Франкского королевства герцоги выбрали короля из представителей своего круга. Трон занял герцог Конрад I, а затем на троне обосновался герцог Генрих I Птицелов. Генрих проводил жесткую наступательную внешнюю политику, в результате чего сумел значительно укрепить и расширить Германское королевство (именно в период его правления впервые появляется такое название государства), подавить смуту внутри государства, захватить Лотарингию и укрепить государственную власть. Во время правления Генриха I Германия стала одним из самых могущественных государств Западной Европы. Его сын Оттон I продолжил дело отца по укреплению государства и в 962 году он совершил поход на Рим, где Папа римский провозгласил его императором Священной Римской империи.
4. Объясните, почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме.
Власть императора должна быть священной, таково было общественное мнение Средневековья. Поэтому императоры стремились получать корону именно из рук Папы римского, как верховного епископа католической христианской церкви. У этого стремления была и другая сторона. Отношения между императорами и Папами римскими в тот период были взаимовыгодными. Папство использовало мощь и богатство императоров для защиты своих земель, увеличения благосостояния церкви и распространения христианства. Императоры тоже видели в церкви послушное орудие управления умами подданных и давления на внутренних противников в самом государстве.
5. Подсчитайте, сколько лет в Европе не было ни одной империи (сколько времени прошло между распадом империи Карла Великого и провозглашением императором Оттона I).
843 год – подписание внуками Карла Великого Верденского договора о разделе Франкской империи на три части.
962 год – Образовалась Священная Римская империя германской нации. Оттон I совершил поход на Рим, и Папа римский провозгласил его императором.
Между этими событиями прошло 119 лет.
Подумайте
1. Если король при феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?
Конечно, крупным феодалам в период феодальной раздробленности королевская власть была не особо нужна. Скорее, она была даже назойливой помехой. Однако, пост короля, например, в той же Франции, тем не менее сохранялся в течение всех Средних веков несмотря на то, что король обладал лишь формальной властью и полномочиями. В глазах средневековой общественности король по-прежнему был главным среди феодалов, а значит он должен был выступать высшим арбитром в феодальных спорах. Не дать разорвать государство на части – тоже важная задача, хотя и в условиях слабой власти. Также король должен был выступать организатором защиты от внешних нападений. В отсутствии короля герцоги и графы не смогли бы найти общий язык даже перед лицом общей угрозы государству и потери национального единства.
2. Мог ли один рыцарь быть вассалом нескольких сеньоров? Обоснуйте свой ответ.
В феодальной иерархии не было строгой системы подчинения вассалов сеньорам. Один и тот же вассал мог держать феоды от разных сеньоров. При этом его обязанности перед ними и приоритетность их выполнения разделялись по степени важности сеньора. Кроме того, с развитием системы вассальных отношений стало возможным установление вассалитета без передачи земли.
Обычно система вассальных отношений строилась на базе условного владения землей (феодом), но в качестве феода мог выступать любой объект, который приносил доход, в т.ч. и деньги. Таким образом феодал просто мог дать рыцарю денег, чтобы тот был его вассалом и заключил вассальный договор. История знает примеры, когда у рыцарей было по несколько десятков, а то и пару сотен сеньоров. Также не стоит забывать о том, как изменилась вассальная система с усилением власти короля и созданием централизованных государств – вассалы, которые ранее «не были вассалами короля», были обязаны дать клятву верности не только своему сеньору, но и королю. Этот процесс в истории носит название «иммедиатизация».
3. В законах Германии XI века сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только если вассал нарушил свои обязанности: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или убил его брата. Какую роль сыграл этот закон в организации средневекового общества?
Положения о том, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, действовали не только в Германии. Если вассал добросовестно выполнял свои обязательства перед сеньором, то лишить его феода не мог даже король. Клятва верности вассала и ответ на нее сеньора устанавливали личную связь чести между двумя рыцарями. Дух рыцарской морали пронизывал вассальные отношения. Преданность вассала своему сеньору, готовность сражаться и погибнуть за него расценивались как наиболее высокие добродетели. Ответная верность сеньора своему вассалу ценится не меньше. Сеньор «обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек — своему сеньору». Равенство сеньора и вассала, как двух одинаково благородных рыцарей следует из самого факта клятвы, принять и держать которую могут лишь те, кто имеет равные понятия чести.
Однако, возможность расторжения вассального договора существовала. Капитулярии Карла Великого предписывали вассалу оставить своего сеньора, если сеньор, используя свою власть, снижает его социальный статус, делая его из рыцаря простолюдином – «Никто не вправе покидать своего сеньора, за исключением тех случаев, когда сеньор желает его убить, побить палкой, обесчестить его жену или дочь или забрать у него вотчину…». Так и сеньор мог расторгнуть вассальный договор, при неисполнении вассалом своих обязательств или предательстве.
Нарушение вассальной присяги было сродни потери рыцарской чести. Возможно, именно благодаря законодательному закреплению отношений сеньора и вассала в средневековом обществе появился образ благородных рыцарей и понятие рыцарской чести, что нашло отражение во многих средневековых произведениях искусства. Также такой закон мог повлиять на консервацию «благородного сословия», ведь вассальные отношения веками передавались от отцов сыновьям, и на формирование так называемых «дворянских кланов». Кроме того, этот закон укреплял позиции феодалов, вел к ослаблению централизованной власти и в конце концов привел к усилению политической и экономической раздробленности Германии.
4. Были ли включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему?
Феодальная лестница – это система вассальной зависимости одних категорий феодалов перед другими. Крестьяне не входили в феодальную лестницу, поскольку были на самой нижней ступени и принадлежали всем группам феодалов. Так крестьянин мог находиться в подчинении как у самого короля (верховного феодала), так и в подчинении простого рыцаря (самого мелкого феодала). Поэтому крестьяне были вне этой феодальной лестницы.
5. Составьте в паре с одноклассником диалог сеньора и его вассала, разбирающих спорную ситуацию о нарушении вассальной клятвы. Какие аргументы приведут обе стороны в подтверждение своей правоты? Чем закончится спор?
Возможная ситуация в суде пэров (собрание вассалов сеньора), где разбираются взаимные претензии сеньора и его вассала.
Вассал: Уважаемые господа, суть моего обращения в суд пэров проста. Я со своими рыцарями принимал участие в военной кампании сеньора. Кампания завершилась успешно, поэтому я полагаю, что имею право на справедливую долю добычи в соответствии с вассальным договором. Сеньор отказывается платить, что и стало поводом моего обращения в суд пэров.
Сеньор: Ах вот вы какой? Значит вам нужна доля военной добычи? Господа, я требую расторжения вассальной клятвы с этим месье и возвращение им земельного лена. Причина моего требования – нарушение данным господином вассальной присяги.
Вассал: Нарушение присяги? Боже правый, я верно вам служил, выступал со своими рыцарями в вашем войске, отчислял часть доходов с земли в вашу казну, а теперь вы смеете обвинять меня в нарушении вассальной присяги?
Сеньор: Да, именно так, уважаемые господа. Этот месье покинул поле боя со своим войском, предав тем самым меня, своего сеньора.
Вассал: Ничего подобного. По закону я обязан лишь 40 дней в году участвовать в ваших военных кампаниях. В этот раз 40 дней истекли, и я потребовал возмещения дополнительных расходов на содержание моих рыцарей, в чем вы мне отказали, сказав, что я получу это возмещение, когда мы одержим победу в военной кампании. Поскольку итог военной кампании был не известен, и я мог вообще ничего не получить, а то и лишиться жизни, я воспользовался своим правом и увел свое войско в свой замок. Все было сделано согласно нашему договору.
Сеньор: Вы покинули поле боя. Из-за вас мы чуть не проиграли. Многие другие вассалы лишились жизней своих подданных. Мне такой вассал не нужен. Уважаемый совет, я требую вашего одобрения расторгнуть вассальный договор.
Вассал: Значит вы считаете, что я предал вас? А вы чисты передо мной? Помните, год назад в одной из моих деревень был крестьянский мятеж? Я просил у вас защиты, вы не прислали мне войск – сказали, что это небольшой мятеж, и я справлюсь сам. Разве это не нарушение ваших обязательств передо мной? Капитулярии Карла Великого говорят: «Если кто-нибудь захочет уйти от своего сеньора, ему будет позволено это сделать в том случае, если он принесет доказательства одного из совершенных его сеньором преступлений: в первую очередь преступлением сеньора является несправедливая попытка обратить своего вассала в рабство; во вторую очередь преступлением сеньора является злоумышление против жизни своего вассала; в третью очередь преступлением сеньора является совращение жены своего вассала; в четвертую очередь преступлением сеньора считается нападение с мечом в руке на своего вассала; также преступлением считается, когда сеньор, имея возможность оказать защиту своему вассалу, который принес ему клятву верности, не оказал ему этой защиты». Я просил всего лишь защиты, но я простил вам этот поступок, поскольку был верен своему сеньору. Сейчас я ни в чем не преступил черту, я лишь следовал нашему договору. А вы отказываетесь мне выплачивать справедливую долю военной добычи.
Чем все могло закончиться. Суд пэров мог принять такое решение:
1. Вассал не нарушил вассальной присяги, поскольку 40 дней в год по договору он сражался за своего сеньора. Не получив оплаты на содержание своего отряда сверх положенных 40 дней, он имел право увести отряд в свой замок. В требовании сеньора расторгнуть вассальный договор отказано.
2. Сеньор не обязан выплачивать вассалу долю военной добычи, поскольку на момент ухода отряда вассала с поля боя, результат военной кампании был не известен. В требовании вассала выплатить долю военной добычи отказать.