Средневековая литература. Материал для самостоятельного изучения  (§ 27 в старом учебнике)

Вопросы в тексте параграфа

К каким литературным жанрам относятся стихи о Робин Гуде и «Песнь о Роланде»? Когда они были созданы?

«Малая жеста о Робин Гуде» (Песни о Робин Гуде) относится к жанру народной баллады. Годы ее создания неизвестны, вероятно, различные баллады были объединены в «жесту» (песнь) в конце XV века, а впервые записана и напечатана в 1510 году фламандским эмигрантом Винкеном де Вардом в Лондоне. Существует множество версий баллады. Они различаются как по времени событий (от XII до XIV вв), так и по действующим лицам (королям, рыцарям и т.д.). Неизменными остаются лишь сам Робин Гуд, благородный вор, и его ближайшее окружение.

«Песнь о Роланде» относится к жанру героических поэм и рассказывает о битве 778 года армии Карла Великого с войском басков в Ронсевальском ущелье. Предполагается, что каноническая версия песни, Оксфордская рукопись, была записана в XII века. Однако и в XI веке песнь существовала в виде устной поэмы, была популярна и исполнялась странствующими певцами. Самое интересное, что в песне врагами войска Карла Великого были мавры, хотя на самом деле отряд Роланда погиб в сражении с басками.

Что вы помните о короле Артуре и рыцарях Круглого стола?

Согласно легенде Артур был сыном короля Британии Утера Пендрагона. После своего рождения, Артур был отдан на воспитание волшебнику Мерлину. Спустя 20 лет Мерлин в Лондоне представил рыцарям «меч в камне», который лежал на каменной плите и был придавлен наковальней (позднее в литературе он превратился в меч, воткнутый в камень). На камне была надпись: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землей английской». Этот меч случайно вытащил юный Артур. Мерлин раскрыл Артуру тайну его происхождения и провозгласил его королем. Артуру пришлось воевать с правителями удельных королевств за свой трон.

Артур сделал своей столицей легендарный город Камелот (о местонахождении которого не имеет представления ни один историк) и собрал в нем лучших рыцарей. Чтобы между рыцарями не было раздоров из-за высоких и низких мест, Мерлин подарил Артуру круглый стол. По сей день круглый стол символизирует равенство сидящих на ним.

По преданию меч Артура, который он вытащил из-под наковальни, сломался в одном из поединков. Поэтому Мерлин пообещал королю новый меч. Его выковали эльфы и Владычица Озера Вателин вручила меч Артуру с условием обнажать его только во имя правого дела и вернуть его ей, когда придет срок. Меч, названный Экскалибуром, разил без промаха, а его ножны защищали лучше любой брони.

Артур женился на Гвиневре. Его жена была похищена злодеем Мелегантом и спасена рыцарем Ланцелотом. Между Ланцелотом и Гвиневрой вспыхнул роман, и Гвиневра изменила мужу. Об этом узнал племянник Артура Мордред и наябедничал Артуру. Королева Гвиневра была арестована, ей грозила казнь на костре. Но Ланцелот еще раз освободил королеву, заодно по ошибке убив безоружных племянников короля Гарета и Гахериса. Ланцелот с Гвиневрой бежали за море, Артур отправился за ними в погоню. Во время отсутствия Артура его племянник Мордред узурпировал власть и провозгласил себя королем.

Узнав о смуте в Британии, Артур вернулся из-за моря. В грандиозной битве между войсками Артура и Мордреда пало все войско Британии. Артур убил Мордреда, но сам был смертельно ранен. Умирая, король попросил вернуть меч Экскалибур Владычице Озера. Затем короля на лодке увезли на остров Авалон (его местонахождение тоже не известно). По преданию, похожему на пророчество о Втором Пришествии, Артур дремлет на Авалоне в ожидании дня великой нужды, когда он воспрянет ото сна, чтобы спасти Британию.

Реальная история

Исторический Артур, вероятно, все же существовал, но являлся далеко не таким, как его описывают в легендах. Естественно, ни один историк не может однозначно сказать, кем был этот самый Артур, каково его происхождение и в чем именно заключаются его подвиги, что даже о нем были сложены легенды. Все имеющиеся в распоряжении историков хроники и исторические документы либо были составлены через несколько столетий после предполагаемого времени жизни Артура и включают в себя уже сложившиеся тогда легенды, либо противоречат друг другу.

Сегодня предполагается, что исторический Артур был вождем или военачальником бриттов и жил в начале VI века. В этот период кельтская Британия переживала нашествие англосаксов с материка. Мы знаем, что это вторжение закончилось к VIII веку уничтожением бриттской культуры, полным завоеванием англами, саксами и ютами южной и восточной частей острова и основанием семи варварских королевств.

Однако известно, что именно в начале VI века продвижение англосаксов на запад было приостановлено. Исследователи видят в этом доказательство реальности побед Артура над англосаксами. Естественно, ни о каком объединении Британии под властью Артура, как гласят об этом легенды, и речи не идет.

Предполагается, что свою славу воина и полководца Артур заслужил, одержав победу над саксами в 12 битвах. Главной заслугой Артура, согласно летописям, является победа над саксами в битве при горе Бадон. Сразу несколько исторических хроник упоминают об этой битве, правда несколько в противоречивой форме. Так или иначе, считается, что такая битва была в первой половине VI века, правда точного ее места ученые так и не смогли установить.

Так или иначе легенда о короле Артуре является одним из основополагающих героических эпосов в истории Британии. Именно с ней британцы связывают свою самоидентичность. Король Артур для британцев – как Илья Муромец для русских.

Работаем с документом

Что ценили средневековые студенты, судя по тексту песни?

Средневековые студенты были чужды различным сословным предрассудкам и ценили свободу, равенство и братство. Занимательно, но именно эти понятия, облеченные в слова «Liberté, Égalité, Fraternité» стал национальным девизом Французской Республики после Великой французской революции XVIII века.

Обобщение текста параграфа

1. Перечислите известные вам средневековые эпические поэмы.

«Беовульф» VII-VIII век, «Песнь о Гильоме» XI века, «Песнь о Нибелунгах» XII-XIII века, «Песно о моем Сиде» XII-XIII века, «Старшая Эдда» XII-XIII века, «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона XIII века и др.

2. Какие качества человека воспевали рыцарские поэты?

Рыцарские поэты воспевали идеальный образ рыцаря, наделенного определенными качествами: верность суверену и христианской вере, честность и искренность, храбрость и отвага в бою, благородство и щедрость, щедрость и галантность, изящность и вежливость. В произведениях поэтов рыцари представлялись как настоящие герои, защищающие обездоленных, помогающие нуждающимся и ведущими непрерывную битву со злом и противниками христианской веры.

3. На каких языках создавались произведения трубадуров, песни вагантов, «Божественная комедия» Данте? Почему?

Произведения трубадуров создавались на народных языках, они должны были быть понятными всем, даже самым бедным слоям населения. Песни вагантов в большинстве своем слагались на латыни, как официальном языке всех ученых и образованных людей Средневековья. «Божественная комедия» Данте Алигьери была написана на итальянском языке, поскольку предназначалась для широкого круга читателей.

4. Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?

Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» удалось показать все средневековое общество с его пороками и грехами, рассказать о вере и политике, мировоззрении и надеждах средневекового человека. Этим произведением можно наслаждаться как первым образцом итальянского литературного языка, а можно проводить настоящие исторические исследования.

«Божественная комедия» наполнена аллегориями и символами, изучив которые, можно понять скрытый смысл, переданный автором в виде стихотворной поэмы. Так, дремучий лес, в котором Данте заблудился на середине жизненного пути, является символом совершённых на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — это три самые сильные страсти человека: сладострастие, гордыня, корыстолюбие. Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая — римская папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте. От зверей рассказчика спасает образ древнеримского поэта Вергилия — символ разума, посланный к поэту его единственной любовью Беатриче, которая в комедии предстаёт как символ божественного провидения. Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а божественная благодать ведёт к вечному блаженству.

Своё произведение Данте создал из образов реальной жизни. Конструкция загробного мира составлена из отдельных уголков Италии, размещённых в нём чёткими графическими контурами. «Комедия» проникнута политическими пристрастиями автора. Данте не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами. В поэме изображено множество живых человеческих образов, ярких психологических ситуаций, выразительных и впечатляющих сцен и эпизодов. Такое необычное по остроте описание средневекового человека и его мироощущения было возможно только во Флоренции XIV века, стоявшей тогда в авангарде европейского прогресса.

5. Измените названия пунктов параграфа так, чтобы все они имели вопросительную форму.

Какие жанры наиболее присущи литературным произведениям Средневековья?
Какие качества воспевала рыцарская литература?
Можно ли назвать городскую литературу литературой протеста?
Почему Данте Алигьери считают самым великим поэтом Средневековья?

Подумайте

1. Как влияли куртуазная поэзия и рыцарские романы на поведение рыцаря в жизни?

Куртуазная поэзия и рыцарские романы формировали идеальный образ рыцаря. Естественно, общественность стала воспринимать рыцарство через призму этого идеального образа. Нуждаясь в общественном признании, рыцари стремились подвести свои качества и поступки под этот идеальный образ. Вести себя по-другому считалось неприемлемым.

2. Как в средневековой литературе было отражено сословное деление общества? С помощью справочной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов уточните, были ли произведения, которые знали люди разных сословий.

В средневековой литературе сословное деление общества в большинстве случаев было ярко выражено. Достаточно сравнить жизнеописания святых, рыцарские романы, городскую или крестьянскую литературу. Все они были предназначены для определенного слоя общества и обосновывали преимущество этого слоя перед другими.

Религиозная литература зачастую вообще была малопонятна большинству населения, тем не менее в ней описывалась жизнь праведников, борьба с плотскими искушениями на пути к Богу. Соответственно, читателями этого вида средневековой литературы были преимущественно представители первых двух сословий. Сомневаюсь, что в такой литературе говорилось о том, как хорошо быть свободным крестьянином.

Рыцарская литература описывала образ идеального рыцаря и преимущественно была распространена среди второго сословия. Сословия в ней обозначались очень четко, но естественно, на первых ролях выступало благородное сословие. Крестьяне и горожане в такой литературе показывались в лучшем случае как те, которым постоянно требуется помощь и защита.

В противовес религиозной и рыцарской литературе выступала городская и крестьянская литература. Естественно, в ней трудолюбивый крестьянин или смекалистый горожанин демонстрировали превосходство простой народной жизни и обличали жадных и распущенных церковных служителей, а также заносчивых, тупых и жестоких феодалов-рыцарей. Поскольку в большинстве своем крестьяне и горожане были неграмотными, их литературное творчество долгое время сохранялось лишь в устной традиции.

Тем не менее, со временем, стали появляться произведения, одинаково привлекательные для всех сословий. В них рассказывалось об общечеловеческих ценностях, присущих всем людям. Полагаю, именно такие произведения могли быть известны людям разных сословий. Одним из самых яркий примеров такого литературного произведения можно назвать «Божественную комедию» Данте Алигьери, специально написанную им на итальянском языке, чтобы ее смогли прочитать и понять как можно больший круг читателей.

3. В тексте учебника не рассказано о крестьянской литературе. Проведите исследование: можно ли говорить о существовании в Средневековье особой, крестьянской литературы?

Крестьянская литература, как литературный жанр, действительно существовал. Его возникновение относится к XIII-XIV векам. Он был представлен в основном народными песнями и балладами и долгое время существовал только в устной традиции.

В народных песнях и балладах рассказывалось о жизни крестьян, об их борьбе с феодалами, о народных бедствиях в годы войн и разрухи. Ярким представителем крестьянской литературы является цикл баллад о благородном разбойнике Робин Гуде. В них он изображается вольным стрелком и защитником бедных против произвола феодалов и королевских чиновников. В образе Робин Гуда отразилась народная мечта о свободе, человеческом достоинстве и благородстве простого человека.

Еще одним известным литературным произведением в жанре крестьянской поэмы является «Крестьянин Гельмбрехт», написанное Вернером Садовником. В этой поэме честный трудолюбивый крестьянин противопоставляется рыцарю-разбойнику.

Большая часть крестьянской литературы была представлена любовными, эпическими, застольными и бытовыми песнями. Они передавались из поколения в поколение, в них могли измениться окружение главных героев и обстановка, но главные идеи, надежды и чаяния простого народа оставались прежними.

4. Подготовьте презентацию «Шедевр средневековой литературы» (5-7 слайдов), посвященную какому-либо поэтическому или прозаическому произведению эпохи.

Великий Данте Алигьери

Для того, чтобы понять смысл «Божественной комедии» необходимо понять, кем был Данте Алигьери и какое общество его окружало. Данте Алигьери – итальянский поэт и мыслитель, считается одним из основоположников литературного итальянского языка. Биографической информации о Данте, подтвержденной документально, сохранилось очень мало. Данте родился в 1265 году в итальянской аристократической семье. Его предки происходили из римского рода Элиеев, участвовавших в основании Флоренции. Еще в возрасте 9 лет Данте встретился с любовью всей его жизни – Беатриче, дочерью флорентийского банкира. По словам поэта это была любовь с первого взгляда, но тайная, платоническая и склонная к обожествлению. Вторая встреча Данте со смыслом своей жизни состоялась спустя много лет, когда муза и вдохновение поэта была уже замужней женщиной, общение с ней ограничилось лишь небольшим приветствием. Смерть Беатриче в возрасте 25 лет чуть было не обернулась гибелью Данте, который тяжело перенес эту весть. Искренние чувства и переживания Данте послужили толчком к литературной деятельности.

Будучи очень образованным человеком с обширными энциклопедическими знаниями, Данте не только занимался литературой, он еще был талантливым политиком во Флоренции. По своим убеждениям он принадлежал к партии «белых гвельфов», изначально поддерживавших власть римского папы в Италии, но затем ставших призывать к независимости Флоренции от духовенства и компромиссу с гибеллинами. Политическими оппонентами Данте были гибеллины (стояли за императора) и «черные гвельфы». После утверждения во Флоренции власти «черных гвельфов» начались политические репрессии. Данте был изгнан из родного города в 1302 году и больше никогда туда не возвращался. Именно в изгнании была написана его «Божественная комедия», в которой он без прикрас показал срез средневекового итальянского общества.

Девять кругов Ада

Повествование «Божественной комедии» ведется от имени самого Данте, попавшего в потусторонний мир. Сопровождаемый сначала римским поэтом Вергилием, а затем образом своей любимой Беатриче, Данте прошел Ад, Чистилище и Рай.

Первая часть произведения показывает обиталище грешников. Ад представляет собой огромную воронку, состоящую из девяти уровней, на которых размещаются грешники, совершившие тяжкие грехи. Перед входом в Ад находятся души людей, которые не совершали в жизни ни добра, ни зла. Устройство Ада в поэме можно структурировать так:

Круги Ада Грешники Страж Наказание
Первый круг Некрещённые младенцы, нехристиане Харон Безбольная скорбь.
Второй круг Сладострастники, блудники Минос Истязаются бурей в кромешной тьме.
Третий круг Чревоугодники: обжоры, гурманы… Цербер Гниют под солнцем и ледяным дождем.
Четвертый круг Скупцы и расточители Плутос Обречены вечно спорить друг с другом.
Пятый круг Гневные и ленивые Флегий Постоянно дерутся по горло в болоте.
Шестой круг Еретики и лжеучители Фурии Обречены быть призраками в раскаленных могилах.
Седьмой круг Насильники, тираны и разбойники Минотавр Кипят в кровавой реке. Тех, кто высунется, подстреливают кентавры.
Самоубийцы и моты Самоубийц терзают гарпии, мотов загоняют гончие псы.
Богохульники, содомиты, лихоимцы Изнывают в бесплодной пустыне под огненным дождем.
Восьмой круг Обманщики: сводники, обольстители, взяточники, лицемеры, воры, коварные советчики, зачинщики ссор, поддельщики Герион Мучения змеями, заточение в свинцовые мантии, потрошение, бичевание бесами, погружение в зловонные испражнения.
Девятый круг Предатели, а также Люцифер, Иуда Искариот, Брут и Кассий Гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей Обречены на вечные терзания в ледяном озере

Семь кругов Чистилища

Вторая часть поэмы изображает Чистилище, своеобразный переходный уровень между Адом и Раем. В Чистилище находятся души людей, которые успели покаяться в своих грехах, но вынуждены получить ограниченное наказание перед тем, как получить возможность попасть в Рай. Устройство Чистилища представляет собой гору, имеющую семь уровней, на которых находятся:

Первый круг: гордецы, зложелатели;
Второй круг: завистники;
Третий круг: гневающиеся;
Четвертый круг: праздные;
Пятый круг: корыстные;
Шестой круг: чревоугодники;
Седьмой круг: сладострастники.
Каждому назначается определённое наказание, которое грешник должен получать на протяжении определённого времени (в зависимости от степени тяжести греха) и тем самым очиститься. Здесь происходит искупление грехов.

Десять сфер Рая

Последняя часть «Божественной комедии» изображает обитель святых — Рай. И в заключительной части Данте встречает Беатриче, которая убеждает его покаяться и после проводит на небеса. Ключевым образом этой части и всего произведения является образ Беатриче. Она выступает неким спасителем, поскольку только благодаря новости о том, что именно возлюбленная послала Вергилия к Данте, он соглашается последовать за проводником по девяти кругам Ада. Итак, Рай имеет девять сфер и самая высшая из них (десятая) является божественным центром – «Пламенеющей розой». На различных сферах находятся души людей, которые совершали при жизни добрые дела, искупили свои грехи в Чистилище и вели праведную земную жизнь:

Первая сфера: соблюдавшие долг, исполнявшие обеты;
Вторая сфера: реформаторы, честолюбивые деятели, невинно пострадавшие;
Третья сфера: влюблённые;
Четвертая сфера: мудрецы, великие учёные;
Пятая сфера: воители за веру;
Шестая сфера: справедливые правители;
Седьмая сфера: богословы и монахи;
Восьмая сфера: «торжествующие» (апостолы);
Девятая сфера: ангелы, святые;
Десятая сфера: Создатель и блаженные души.
В конце поэмы Данте вместе со своей проводницей Беатриче попадает в «небесную Розу» – десятую сферу, присоединяется к божественной благодати, обретает высшую истину и приобщается к Создателю.

Аллегории и символизм «Божественной комедии»

Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» удалось показать все средневековое общество с его пороками и грехами, рассказать о вере и политике, мировоззрении и надеждах средневекового человека. Этим произведением можно наслаждаться как первым образцом итальянского литературного языка, а можно проводить настоящие исторические исследования.

«Божественная комедия» наполнена аллегориями и символами, изучив которые, можно понять скрытый смысл, переданный автором в виде стихотворной поэмы. Так, дремучий лес, в котором Данте заблудился на середине жизненного пути, является символом совершённых на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — это три самые сильные страсти человека: сладострастие, гордыня, корыстолюбие. Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая — римская папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте. От зверей рассказчика спасает образ древнеримского поэта Вергилия — символ разума, посланный к поэту его единственной любовью Беатриче, которая в комедии предстаёт как символ божественного провидения. Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а божественная благодать ведёт к вечному блаженству.

Огромное значение в «Божественной комедии» имеет религиозная и числовая символика. Так, например, часто используется число «три», означающее христианскую идею о Святой Троице (три части поэмы, 33 песни в двух частях, 33 года Данте в поэме, практически все используемые числа кратны трём или десяти).

Влияние «Божественной комедии»

Своё произведение Данте создал из образов реальной жизни. Конструкция загробного мира составлена из отдельных уголков Италии, размещённых в нём чёткими графическими контурами. «Комедия» проникнута политическими пристрастиями автора. Данте не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами. В поэме изображено множество живых человеческих образов, ярких психологических ситуаций, выразительных и впечатляющих сцен и эпизодов. Такое необычное по остроте описание средневекового человека и его мироощущения было возможно только во Флоренции XIV века, стоявшей тогда в авангарде европейского прогресса.

«Божественная комедия» позволяет увидеть в полной мере весь разнообразный мир средневековой культуры, почерпнуть научные, политические, религиозные и философские воззрения поэта и эпохи. С момента создания поэмы появилось множество исследовательских работ, посвящённых её изучению, однако, интерес к ней со стороны учёных и читателей не угасает уже более 700 лет. На протяжении восьми столетий «Божественная комедия» выступала источником вдохновения для писателей, поэтов, художников, философов, историков. Десятки знаменитых художников создавали иллюстрации и гравюры к книге, писали масштабные картины, представляющие загробный мир по Данте.

Невозможно полностью проследить влияние произведений Данте на литературу и культуру в целом, но можно уверенно заявить, что это влияние огромно. Поэт не только успешно выполнил своё предназначение, которое определил сам себе – увековечить образ любимой женщины Беатриче в истории, а также навсегда оставил своё имя в мировой истории благодаря совершенному творению.

Презентация «Данте и его Божественная комедия»