Ответы к § 28. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония (§ 31 в старом учебнике)
Вопросы в тексте параграфа
Когда и кем было создано первое единое государство в Китае, в Индии?
К 221 году до н.э. правитель царства Цинь Шихуан положил конец двухсотлетней эпохе Воюющих Царств и, объединив семь царств, воцарился над единой державой на всей территории Внутреннего Китая. Ши Хуан-ди буквально с китайского переводится как «великий император основатель». Он вошел в историю как создатель и первый правитель единого государства в Китае.
Считается, что в Индии первым единого государства была империя Маурьев. Она была основана в 332 году до н.э. Чандрагуптой Маурья и просуществовала до своего распада в 187 году до н.э. За этот период правители Маурьев существенно расширили границы империи на запад и на север, покорив сатрапов, оставленных Александром Македонским. Разбив войска Селевкидов (или заключив договор с Селевком) Маурьи вернули Индии земли к западу от реки Инд. На юго-востоке империя Маурьев достигла берегов Бенгальского залива.
Какие открытия и изобретения были сделаны в Древнем Китае и в Древней Индии?
Китай и Индия привнесли в мировую культуру множество изобретений. Так, сегодня весь мир пользуется цифрами, которые были изобретены в Древней Индии. Мы играем в игру царей – шахматы, носим одежду из хлопка, едим сахар – все это изобрели древние индусы.
В Древнем Китае были изобретены: бумага, шелк, компас, вентилятор, воздушный змей, диета, доменная печь, отрицательные числа. Эти изобретения существенно изменили историю человечества и используются по сегодняшний день, от них положили начало многие современные технологии.
Что такое буддизм? Когда и где он возник?
Буддизм – одна из мировых религий, учение о духовном пробуждении, возникшее в середине первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший титул «Будда», что означает «тот, кто пробудился».
Сиддхартха Гаутама не провозглашал себя ни богом, ни пророком. Он был человеком, который стал Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов. Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как страдание, старение, болезни и смерть. Это навело его на размышления о смысле жизни. Он покинул дворец и последовал традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.
Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде. Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный разум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения. Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. Будда стал свободен от привязанности и гнева, благ и соблазнов жизни. Его качества – мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум Будды смог проникнуть в суть глубочайших жизненных процессов, и, следовательно, в причину человеческих страданий – проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.
На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Он говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями и лишениями, но свою участь можно улучшить, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний богатств и удовольствий. Тогда круговорот перерождений его души будет прерван, и душа обретет вечный покой и блаженство. Будда считал, что главное для совершенствования души — это праведные дела и личные качества человека, а не его происхождение. Стать буддистом мог представитель любой касты. Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.
Работаем с картой
С какой стороны в Индию вторгались завоеватели?
Завоеватели вторгались в Индию с северо-запада. Это единственный удобный сухопутный проход на территорию полуострова. С юга, запада и востока Индийский полуостров омывает Аравийское море и Бенгальский залив, а с севера и северо-востока полуостров защищают высокие Гималайские горы.
Какой из торговых путей на карте относится к Великому шёлковому пути?
Великий шелковый путь начинался в центре Китая. Его отправными точками в разные периоды были города-столицы китайского государства: Лоян и Сиань (Чанъань). На нашей карте эти города не обозначены вообще, а зря. Они очень интересны с точки зрения истории Китая. Например, именно в Сиане находится знаменитая терракотовая армия и самые известные буддистские пагоды Большого и Маленького дикого гуся. Мы обозначили местоположение этих городов на карте сами.
Далее Великий шелковый путь шел на восток и северо-восток в обход Гималайских гор с севера. На нашей карте этому маршруту на территории Китая соответствует только специально выделенный нами синим цветом отрезок. Все остальные торговые маршруты носили второстепенное значение.
Работаем с документом
1. Какие качества характера, свойства личности были особенно важны для самурая? Почему именно они?
Для самурая самыми важными качествами характера были преданность и готовность умереть за своего господина. Что касается воспитываемых у самураев свойств личности, то они мало отличались от пути мудреца – самурай должен быть тактичным и критичным к себе, не принимать ничего как «абсолютное знание», понимая, что ни одно знание не может быть «абсолютным». Такие качества характера и свойства личности требовались от самурая для одной единственной цели – служить и защищать своего господина.
2. Согласны ли вы с правилами и советами, которые перечислены в этом тексте? Поясните свое мнение.
Я могу согласиться с требованиями к тактичности и критичному отношению к самому себе, поскольку они логичны и соответствуют общепризнанным этическим нормам и правилам получения знаний. Я не могу одобрить «путь самурая» и постоянную готовность к смерти, поскольку в современном обществе не приняты настолько утрированные отношения «хозяин – слуга». Предпочитаю вообще не служить кому-либо и не иметь подобных слуг. Каждый человек – это самостоятельная личность, с самостоятельным правом выбора.
3. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
Особенно мне запомнились наставления «презреть тело и разум и всецело посвятить себя служению хозяину». Так может вести себя преданная хозяину собака или безвольная корова, но не человек. Человек должен думать и оценивать действия «хозяина», только тогда он сможет, например, отказаться от выполнения преступного приказа.
Обобщение информации параграфа
1. На какие этапы можно разделить историю средневекового Китая, Индии и Японии?
Каких-либо общих этапов в истории средневековых Китая, Индии и Японии нам выделить не удалось, поэтому мы используем общепринятое деление на этапы.
Китай
Государство Тан (618-907 гг). Усилившееся военное могущество империи Тан приводит к временному расширению территории Китая за счет Восточно-Тюркского и Западно-Тюркского каганатов, которые становятся данниками Китая. Корейское государство Когурё покорено и становится провинцией Китая. В Китае получают распространение чай и хлопок. Развивается морская торговля с Индией, Арабским халифатом, Японией. Династию Тан подрывают конфликты между центральной властью и военными наместниками на периферии.
Государство Сун, Ляо и Цзинь (907-1279 гг). Эпоха политических переворотов в Китае. В течение долгого времени в стране не удается восстановить единую государственную власть. Образовывается государство Сун. Кочевые протомонгольские племена киданей вторгаются в северный Китай и, отобрав у Сун часть северных земель, создают государство Ляо. В XII веке очередные кочевники с севера, племена чжурчжэней, уничтожают киданей Ляо и образуют государство Цзинь. Постепенно Цзинь продвигается на юг и в 1141 году Сунская империя признает себя вассалом империи Цзинь.
Монгольская династия Юань (1271-1368 гг). Армия Чингисхана вторглась в северный Китай в 1211 году. К 1234 году империя Цзинь была покорена. К 1271 году захвачена империя Сун. В Китае устанавливается власть монголов и формируется империя Юань. Китайский народ страдает от монгольского угнетения и в XIV веке народное недовольство выливается в мощное патриотическое движение.
Империя Мин (1368-1644). К 1368 году после длительной борьбы монголы были изгнаны из Китая. К власти пришел один из руководителей восстания – сын крестьянина Чжу Юаньчжан. Китай вернул себе независимость. В конце этого периода происходит первая попытка усилившейся Японии вторгнуться в Китай и Корею. В это же время в Китае появляются европейцы. Они приносят в Китай новые инструменты и механизмы, а также налаживают производство огнестрельного оружия.
Индия
Разрозненные княжества (VI-VII вв). Обособленная жизнь княжеств. Постоянные конфликты и войны.
Вторжение мусульман (VIII-XII вв). Завоевание мусульманами Индии шло очень медленно. Индусы отчаянно сопротивлялись. Однако постепенно мусульманские владыки расширяли подчиненные территории Индии. В X веке афганская династия Газневидов прочно закрепляется в Пенджабе. Затем северную Индию завоевывает династия Гуридов.
Делийский султанат (1206-1526). В самом начале истории Делийского султаната монголы совершают серию набегов. Лишь в начале XIV века в северной Индии удается разбить крупное войско монголов – набеги прекратились. Делийский султанат стал расширяться на юг Индии, но мусульманские правители не смогли удержать под контролем все земли. В результате из состава Делийского султаната выделились Мадурайский и Бахманидский султанаты. В конце XIV века северная и центральная Индия была разграблена войском самаркандского правителя Тамерлана (Тимура). Делийский султанат после этого вторжения еще пытался подавать признаки жизни, однако в 1526 году султанат был завоеван и унаследован Империей Великих Моголов.
Япония
Период Асука (538-710 гг). Ознаменовался сильным влиянием китайской и корейской культурных традиций. Особенно это отразилось на искусстве, скульптуре, архитектуре и одежде.
Период Нара (710-794 гг). Особенности периода – ускоренная китаизация японского общества, создание первых исторических хроник и расцвет культуры, буддизма и поэзии. Приблизительно в этот период на смену названию страны Ямато приходит новое название Нихон (Нипон).
Период Хэйан (794-1185 гг). К этому периоду относится становление самурайства (буси). Самураями были профессиональные войны отрядов наместников, которые заменили призывную крестьянскую армию. Самурайство постепенно стало наследственной профессией. Стал формироваться так называемый слой военной аристократии. Появляются гражданские и уголовные законы, а также меняется система государственного управления. Культура обосабливается от Китая и Кореи. Процветает архитектура, литература, живопись, образование (для аристократов).
Период Камакура (1185-1333 гг). Этот период был временем междоусобных войн и доминирования сословия самураев. Официальной религией сёгуната стал дзэн. В этот период произошли монгольские вторжения в Японию.
Период Муромати (1336-1573 гг). Продолжаются междоусобные войны и противостояния императоров и сёгунов. Эту эпоху называли Эпохой воюющих провинций. В конце этого периода португальцы завозят в Японию первые мушкеты. В Японии начинается распространение огнестрельного оружия.
2. Какие успехи в развитии науки и техники были достигнуты в Китае в эпоху Средневековья?
В эпоху Средневековья в Китае был изобретен порох, фарфор, бумажные деньги, карданов подвес, рыболовная катушка, наборное книгопечатание, ежедневная газета, клепанные пушки, ружья в виде бамбуковых трубок и т.д.
Бумага, шелк, компас, вентилятор, воздушный змей, диета, доменная печь, отрицательные числа были изобретены в эпоху Древнего Китая.
3. Используя иллюстрации, опишите достижения архитекторов и мастеров Индии, Китая и Японии.
Пагода красоты дракона (Китай)
Для описания архитектурных особенностей воспользуемся иллюстрациями учебника. На них представлены Пагода красоты дракона в Китае, Храм в Ориссе в Индии и буддийский монастырь Дзэнкодзи в Японии. Сравнивая эти изображения, мы видим, что особенностями китайской архитектуры являются изогнутые края крыш (для отпугивания злых духов), многоярусность и собственные крыши у каждого яруса, устремленность ввысь (как подражание высоким деревьям), четкая симметрия, гармоничное сочетание ярких цветов отделки, малые архитектурные и скульптурные формы (реальные и мифические животные), вписанные в общую композицию.
Монастырь Дзэнкондзи (Япония)
Похожий стиль мы видим в японской архитектуре. Однако, японские строения в отличие от китайских, более приземленные – они должны не выделяться из природного ландшафта и гармонировать с ним. Если в китайской архитектуре мы видим обилие декора из различных материалов, то японцы отдавали предпочтение деревянному декору.
Рассматриваемый нами индийский храм представляет собой вытянутое ввысь строение с обилием резного каменного декора. Его поверхность полностью покрыта рельефами, статуями и резьбой. При этом такая форма индийских храмов вовсе не была обязательной. Храмы и дворцовые комплексы могли быть различной формой. Однако, всех их объединяли масштабность и великолепие, а также обилие декора.
Для описания достижений мастеров Индии, Китая и Японии остановимся на живописи, образцы которой представлены в учебнике. Опять же мы видим схожесть китайской и японской техники живописи, а также сюжета и композиции. Главными темами живописи этих стран были природные пейзажи и бытовые сцены. Для начальных периодов Средневековья для живописи этих стран характерны простые и схематичные формы объектов, отсутствие динамики, четкие контуры, яркие краски, высокая точка взгляда на композицию, когда все действие разворачивается перед зрителями как на ладони. В последующие периоды стали появляться различия в китайской и японской живописи. В Китае появилась свободная техника (сёи), в которой нет контуров, а изображения передаются живописными и размытыми пятнами. В Японии стали популярными монохромные картины. Поскольку живопись в Японии и Китае всегда была тесно связана с религией и литературой, то и сюжеты композиций со временем приобрели исключительно национальную направленность.
Индийская живопись – это картина праздничной песни и танца. Даже изображая военные действия, индийские художники преподносили их так, как будто люди выполняют сложный танец, каждая фигура отличается позой и жестами. Индийские картины поражают символической напыщенностью и нагромождением деталей. В картинах есть центр композиции, а пространство вокруг центра предельно заполнено другими фигурами, символами, разнородным фоном – свободного места просто нет. Однако все детали подчинены определенным правилам, каждый символ на своем месте и совокупность деталей представляет единую концепцию. Кроме того, все индийские картины так или иначе связаны с религиозными представлениями о мире.
4. Какие достижения индийской культуры были восприняты другими народами?
Мы уже много говорили о том, какие достижения индийской науки и изобретения были переняты другими народами. Но что касается индийской культуры, здесь не все так просто. Даже сегодня для нас «индийское» равносильно «экзотическому». Тем не менее можно сказать, что, например, индийская традиция и техника создания миниатюр была перенята арабами. Можно говорить о широком распространении индийских духовных практик, таких как медитация, йога и т.д. Да и распространение буддизма, и как религиозно-философского учения, и как культурной традиции можно включить в этот ряд.
5. В чем состояло своеобразие природных условий Японии? Как это повлияло на ее историю, культуру, характер жителей?
Как мы знаем, Япония расположена на островах. Самые крупные из них – это Хонсю, Кюсю, Хоккайдо и Сикоку. Большая часть островов занята горами и лесами. Земли для выращивания злаковых культур и занятия скотоводством на островах очень мало. Поэтому японцы с древних времен жили морем и его дарами. Недостаток земли приучил японцев довольствоваться малым в быту, а также к потрясающему трудолюбию. Частые извержения вулканов, землетрясения и тайфуны выработали у японцев стойкость к невзгодам и сдержанность.
Естественно, недостаток земли исторически обусловил стремление японцев продвигаться на север острова Хонсю и на остров Хоккайдо, постепенно вытесняя коренную народность этих островов – айну. Именно особенности природных условий заставляли японцев максимально использовать природный ландшафт и ресурсы для устройства своей жизни. Отсюда и ключевая особенность японской культуры – все созданное человеком должно быть частью окружающей природы и находиться в гармонии с ней. Преклонение перед силами природы стало также основой философии японцев.
6. Как отразилось на истории Китая, Индии и Японии создание Монгольской державы?
После вторжения войск Чингисхана к концу XIII века Китай стал основной частью Монгольской державы. Империя Юань или Великое Юаньское государство – вот как стал называться Китай в составе Монгольской державы. Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что привело в 1334 к чудовищному наводнению и гибели нескольких сотен тысяч человек. Великий Китайский канал был заброшен во время монгольского господства. Народное недовольство монгольскими правителями вылилось в мощное патриотическое движение в середине XIV века. В результате долгой борьбы к 1368 году монголы были изгнаны из Китая и в Китае воцарилась династия Мин.
Период монгольских нашествий в Индию пришелся на правление мусульманских династий Делийского султаната. В первой половине XIII века монголы впервые вторглись в Делийский султанат. Опустошив и разграбив несколько северных областей, монголы покинули Индию. Несколько последующих монгольских вторжений были так же успешны. Делийский султанат лишился ряда областей. Однако по причине приоритетности других целей монголы опять оставили Индию, а султанату опять удалось вернуть утраченные земли. В конце XIII века монголы еще несколько раз нападали на Индию и уходили с добычей. И лишь в 1306 году правителям Пенджаба (северная Индия) удалось одержать крупную победу над монголами. После этого монгольские набеги сошли на нет. Я не вижу каких-либо других последствий, кроме традиционного упадка сельского хозяйства и торговли в разоренных монголами областях.
Попытки завоевать Японию монголы предприняли дважды: в 1274 и в 1281 годах. Во время первого вторжения монголо-корейский флот высадил 30-тысячное войско на островах Цусима и Ики, защитники островов были разбиты, а сами острова опустошены. Но когда флот подошел к острову Кюсю, начался тайфун, и монголы были вынуждены отступить. Во второй раз монголы, совместно с корейцами и китайцами собрали 100 тысяч человек и двумя флотами отправились покорять Японию. Атаку малого флота на Кюсю японцам удалось отразить, а когда подошел большой флот, повторилась история с тайфуном, который уничтожил основную часть флота завоевателей. Монгольские вторжения были единственными за многие века серьезными внешними военными конфликтами, затронувшими Японию. Но именно эти вторжения сыграли важную роль в становлении национального самосознания японцев. Считается, что в этот период возник национальный флаг Японии. Кроме того, тайфуны были восприняты японцами как проявление божественной защиты – японские историки назвали эти тайфуны «камикадзе», что означает «божественный ветер».
Подумайте
1. Как вы считаете, кастовый строй мешал или способствовал развитию Индии?
С одной стороны знания и умения распространялись в пределах касты, передавались, так сказать, из поколения в поколения, доводясь до совершенства. С другой стороны, эти умения были как бы законсервированы. Представьте, что вы должны заниматься только тем видом деятельности, каким занимались ваши предки, неважно, имеете ли вы к этому способности и желание. При этом в каком-то «неприкасаемом» наверняка умер великий поэт или ученый, но он всю жизнь обречен возиться с «грязным» делом – убирать мусор. Так что, я считаю, что кастовый строй, скорее мешал развитию Индии, чем способствовал. Но именно кастовые традиции помогли сохранить индийскую культуру практически неизменной несмотря на то, что Индия долгое время была завоеванной иноземцами.
2. Почему Делийский султанат ослабел, а затем распался? В чем вы видите сходство с причинами упадка Арабского халифата?
Правители Делийского султаната держали свою власть исключительно на силе армии. Ни о какой поддержке коренного населения речи не шло. Из индийских земель просто выкачивались богатства. Население было обложено 50% налогом, индийские храмы разрушены, индусы находились в постоянном страхе перед пытками и казнью за любую провинность. А султанам и этого было мало. Они все расширяли владения султаната, продвигаясь на юг. В конце концов, управлять огромной территорией государства стало просто невозможно и султан Мухаммад-шахе ибн Туглаке даже хотел основать вторую столицу на юге. Но его желаниям не дано было сбыться. Ушедшая на юг армия основала самостоятельный Мадурайский султанат, а аристократия центральной Индии перестала признавать власть делийского монарха и образовала Бахманидский султанат. Так начался распад Делийского султаната, сопровождавшийся постоянными внутренними конфликтами и войнами, а со смертью последнего султана династии Туглакидов государство вообще погрузилось в анархию. Этим не преминули воспользоваться внешние враги. В 1398 году войско самаркандского правителя Тамерлана (Тимура) разорило Делийский султанат, разграбив и разрушив город Дели и устроив настоящее истребление населения. После ухода армии Тамерлана султанат еще пытался подавать признаки жизни, но был окончательно уничтожен под ударом очередных пришельцев – войска империи Великих Моголов в 1526 году.
Если сравнивать причины ослабления и упадка Делийского султаната с Арабским халифатом, то мы увидим примерно похожую картину. Слишком разросшееся государство теряет централизованное управление, отдаленные территории, почувствовав собственную силу, отделаются и становятся самостоятельными. Следующие за этим непременные конфликты и войны окончательно уничтожают раздробленное государство.
3. Некоторые ученые считают, что неоднократные завоевания Индии в эпоху Средневековья мало повлияли на ее самобытность. Подтвердите или опровергните данную точку зрения.
Я склонен согласиться с этим утверждением. Индия все время находилась под чьей-то властью. Были ли то арабы, тимуриды, моголы или англичане, индусы оставались практически рабами. Но как это ни удивительно, постоянное подчинение иноземной культуре не только не уничтожило древние индийские традиции, но только укрепило их. Да, индийская культура подвергалась чужеземному влиянию и многое переняла от арабской культуры и от английской. Это видно и по архитектуре и интерьерам, в которых до недавнего времени можно было наблюдать яркие примеры английского колониального стиля. Это видно и по тому, что сегодня одним из государственных языков Индии является английский язык. Однако, мы видим и сохранение исконно индийских традиций, поддерживаемых кастовой системой, «традиционным» обществом, культурой и религией.
Конечно же, это парадокс, ни одна культура не может сохраниться неизменной, постоянно пребывая в культурном соседстве с другими традициями, причем находясь в подчинении. Но индийская культура не только сохранилась, но и оказала огромное влияние на мировую культуру. Считается, что индийская культура выжила потому, что она в первую очередь направлена на внутренний мир человека. Ее истоки в созерцании, осмыслении, медитации, простых человеческих чувствах и эмоциях. Этим понятиям нет дела до политики или войн. Они существуют пока живы сами люди.
4. Сопоставьте средневековую Японию и Китай: в чем проявлялось влияние Китая на развитие Японии, ее культуру, а в чем состояли существенные различия двух стран?
Китайское влияние на Японию, особенно в первой половине Средневековья, было огромным. Поскольку в те времена Япония вообще была провинцией Китая, дети японских аристократов даже ездили учиться в Китай. Япония перенимала от Китая практически все: стиль литературы, технику живописи, архитектурные особенности и даже иероглифическое письмо. Однако внедряя у себя культурные традиции японцы подстраивали их под себя, под свои сложившиеся традиции, природные и ландшафтные условия.
Так, переняв у Китая внешние архитектурные формы, японцы приспособили ее под свою природу. Сооружения были более компактными, не настолько высокими, а в качестве материалов преимущество отдавалось древесине. Все японские сооружения были вписаны в ландшафт и гармонировали с природой.
Переняв в Китае технику живописи, японцы использовали ее для воплощения красоты природы и бытовых сцен. Тонкие и пологие кривые штрихи, четкие контуры, схематичная проработка деталей объекта при малом количестве фоновых предметов, «густые» и яркие краски или, напротив, полностью монохромные картины, высокая точка взгляда на композицию, когда все действие разворачивается перед зрителями как на ладони — все это отличительные особенности японской живописи. В это же время в Китае живописные техники разделяются на несколько направлений, самыми распространенными из которых становятся контурный стиль (гунби), в котором художник очерчивает контуры предметов, и свободный стиль (сёи), в котором нет контуров, а изображения передаются живописными пятнами. Поскольку живопись в Японии и Китае всегда была тесно связана с религией и литературой, то и сюжеты композиций со временем приобрели исключительно национальную направленность.
Как мы уже говорили, Япония переняла в Китае иероглифическое письмо, однако сделала это как всегда по-своему. Если китайские иероглифы означали понятия, то японские стали обозначать буквы и слоги. Такое письмо было намного проще китайского и более соответствовало звукам живого языка.
Что касается традиций Японии и Китая, многие считают, что они похожи. Но это не так. При внешней схожести они имеют существенные отличия, обусловленные разными религиозными представлениями, условиями жизни и т.д. Так, например, распространение в Японии синтоизма как главенствующей религии повлияло на то, что японцы снимают обувь перед входом в помещение. Так они отдают дань синтоистским представлении о любви божеств к чистоте. Улица с ее пылью и мусором противопоставляется чистому пространству дома или храма. В Китае такой традиции нет. Или вот еще пример, культ самураев, чей долг состоит в службе хозяину, изменил отношение японцев к таким понятиям как служба, долг, честь, уважение. Поэтому у японцев появился целый ритуал поклонов для разных случаев и степеней уважения. В Китае люди не кланяются.
Следует отметить, что с наступлением в Китае эпохи династии Сун, Япония посчитала, что Китайское искусство и культура катится к упадку и закрылась от Китая, да и от всех остальных стран, законсервировав тем самым собственную культуру, заставив ее «вариться в собственном соку».
5. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте рассказ о технологии изготовления изделия из фарфора, шёлка, производства бумаги, пороха.
Мы будем описывать именно древние технологии, а не их современные аналоги.
Фарфор. Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.
Шёлк. Веками шёлк оставался для большинства стран мира роскошным товаром, за который отдавали последние деньги. Производство шелка — очень долгий и кропотливый процесс, который требует постоянного внимания. Шёлк получают из коконов шёлковой моли. Существует множество разновидностей дикой шёлковой моли. Но только одна из них стала прародительницей знаменитой слепой, бескрылой моли, из которой получают лучший шелк.
Самка шёлковой моли, вылупившись из кокона, спаривается с самцом. После этого в течение 4-6 дней она откладывает до 500 и более яиц, и вскоре после этого погибает. Для дальнейшего использования отбираются только здоровые яйца. Они сортируются и тестируются на инфекцию. Больные яйца сжигают, а оставшиеся выращивают при строгом температурном режиме. Приблизительно на седьмой день вылупляются маленькие червячки, размер которых не превышает 2 мм. Именно эта личиночная стадия моли и называется, собственно, шелкопрядом. Дальше на протяжении месяца шелкопряды постоянно едят, увеличивая свой вес и размер. Так, в возрасте 4-5 недель их длина достигает 3 см и более. Питаются они исключительно листьями тутового дерева, которые для них собирают и отбирают вручную, а затем размельчают. Кормление происходит регулярно, день и ночь. В это время тысячи кормящихся червяков содержатся в специальных поддонах, которые ставятся один на другой. В помещении, где содержатся червяки, поддерживается постоянный температурный режим и влажность. Они должны быть защищены от любых колебаний внешней среды, как: громких звуков, сквозняков, сильных запахов продуктов и даже пота. От тысяч челюстей, перемалывающих листья тутовника, стоит постоянный гул, напоминающий звук сильного дождя, барабанящий по крыше.
Наконец, приходит время свивать кокон. Гусениц помещают в отдельные отсеки. С помощью двух специальных желез червяки начинают производить студенистую субстанцию, которая затвердевает при контакте с воздухом. За три-четыре дня шелкопряды свивают вокруг себя кокон, помещая себя внутри его. Они становятся похожи на белые пушистые вытянутые клубки. Затем проходит еще 8-9 дней, и коконы готовы к раскручиванию. Если упустить время, то куколка превратится в моль и прорвет кокон, повредив целостность нити. Поэтому куколку сначала надо умертвить. Для этого её подвергают тепловому воздействию, после чего кокон опускают в горячую воду, чтобы растворить клейкое вещество серицин, скрепляющее нити. После этого находят конец нити, проводят ее через фарфоровый глазок и осторожно начинают раскручивать, наматывая на шпульку. Каждый кокон производит нить длиной, в среднем, от 600 до 900 метров, а отдельные особи – до 1000 и более метров! Затем вместе скручивают 5-8 нитей, чтобы получить из них одну нить. Когда какая-то из нитей заканчивается, к ней скручивается новая, и таким образом формируется очень длинная нить. Серицин способствует прилипанию одной нити к другой. Полученный продукт – шелк-сырец, сматывается в мотки пряжи, которые и идут на ткацкий станок после небольшой дополнительной обработки.
Бумага. Хлопковые и льняные тряпки рвали на лоскуты, вымачивали и варили с добавлением извести, чтобы удалить грязь, жир и краски. В течение нескольких недель тряпье, сваленное в кучи, бродило, расслаиваясь на отдельные волокна. Затем его толкли в чанах с решетчатым дном деревянными пестами, соединенными с жерновами мельницы, пока не образовывалась густая, однородная масса. В то же время по трубам подавалась чистая вода, промывавшая массу, а грязная смывалась через решетку. После того как вода стекала, а бумажная смесь чуть подсыхала, ее вынимали из формы. Полученные мокрые листы перекладывали сукном, прессовали, отжимая остатки воды, и вывешивали для просушки. Чтобы выровнять сухие листы, бумагу снова прессовали, проклеивали животным клеем, вновь прессовали и сушили. На этом изготовление бумаги заканчивалось.
В дальнейшем бумажники искали другое сырье для производства бумаги. В дело шел мох, конопля, водоросли и даже асбест. Совершенствовалась и сама технология. Например, в средневековой Голландии сырье измельчалось не пестами, а ножами, вмонтированными в дно баков. Сегодня, конечно, бумагу не делают из тряпок или травы. Для ее производства используют древесную целлюлозу. Но такая технология появилась лишь в XIX веке после того, как люди научились химическим путем выделять из древесины целлюлозу.
Порох. Первым, кто изобрел рецепт получения пороха, стал китайский алхимик Сунь Сы-мяо, живший в VII веке. Приготовив смесь из селитры, локустового дерева и серы, и нагрев ее, он стал свидетелем яркой вспышки пламени. Такой порох еще не обладал хорошо выраженным взрывчатым эффектом. Впоследствии состав был улучшен и оптимальным стал вариант смешения серы, древесного угля и калиевой селитры. Все компоненты тщательно измельчались, отмерялись и смешивались. В результате получался классический черный порох.
6. Составьте сравнительную таблицу «Страны средневековой Азии»
Название страны | Основные занятия жителей | Названия государств или династий эпохи Средневековья | Титулы, которые носили правители | Наиболее известные достижения в науке и образовании | Наиболее известные достижения в литературе и искусстве |
Китай | Выращивали рис, чай. Занимались скотоводством и ремеслами. | Поднебесная империя. Династия Тан. Династия Сун. Династия Юань — часть Монгольского государства. Династия Мин. | Сын Неба, император | Книгопечатание (первая ежедневная газета), порох, ружья в виде бамбуковых трубок, пушки, фарфор, шелк, компас и т.д. | Литература – эмоциональные переживания. Архитектура – буддийские храмы-пагоды. Живопись – преклонение перед красотой природы, реализм. |
Индия | Выращивали рис и злаковые культуры, пряности, овощи, разводили хлопчатник, сахарный тростник. Ремесло – изделия из слоновой кости, обработка драгоценных камней. | Делийский султанат, Мадурайский султанат, Бахманидский султанат. | Раджи, султан | Десятичная разрядовая система исчисления, развитая математика, астрономия и медицина. | Литература – воспевание высоких чувств любви и духовного мира. Архитектура – горные и пещерные храмы, высокие башни с каменной резьбой и статуями.
Живопись – настенные фрески и миниатюры. Главная тема – праздничная песня и танец.
|
Япония | Занимались мореплаванием, рыбной ловлей и пиратством. Выращивали рис, овощи, сою и пшеницу. | Ямато, Ниппон с периода Нарской монархии | Император – сын неба, сёгун | С VIII века – школы для детей знати. В IX веке изобретено японское буквенное и слоговое письмо. | Литература – поэзия танка, воспевание чувств, радости любви, преданности. Архитектура – гармония строений с природой, использование природных материалов, преимущественно дерева. Строительство храмов-пагод, чайных домиков.
Живопись – преклонение перед природой, единение человека с ней. |