Вопросы и задания к главе 1

1. Почему королевство франков оказалось более прочным, чем другие варварские государства, образовавшиеся на землях бывшей Западной Римской империи?

С этим утверждением еще можно было бы поспорить. Было бы королевство франков прочным, оно не распалось бы после смерти Карла Великого. Тем не менее все остальные государственные образования оказались еще менее прочными. Полагаю, что роль скреп общества оказала религия и поддержка Папы римского. Осознание того, что королевство представляет собой единого защитника западного христианского мира, способно в какой-то мере сплотить разные народы, населявшие территорию империи. Также объединяющую роль играют общие законы и правила государственного управления.

2. Какой след оставили норманны в европейской культуре?

Конечно же мы не увидим в европейской культуре чего-то такого, о чем можно было однозначно сказать, что это пришло из Скандинавии эпохи викингов. Тем не менее, опосредованное влияние норманны на европейскую культуру оказали, прежде всего своей мифологией и апокалиптичным мировоззрением. Ожидание и неизбежность конца мира нашла отражение в раннеготической культуре средневековья. С другой стороны, никто не будет спорить, что в свою очередь мифология норманнов своими корнями уходила в мифологию древнегерманских племен. То есть у европейцев и норманнов общие корни, а следовательно, нельзя с большой уверенностью сказать, что наблюдаемые легкие норманнские нотки в европейской культуре не появились бы и без норманнов.

Можно много говорить о влиянии норманнов на европейские языки, но эта версия тоже не выдерживает тщательного изучения. Для примера можно привести не совсем европейскую державу, на которую как считается норманны оказали огромное влияние и даже, якобы, создали в ней государственность – это Русь. Как вы думаете, много ли скандинавских слов появилось в русском языке после Рюрика? Исследователи нашли их все – оказалось всего 115 слов, абсолютное большинство которых больше не употребляется. Так же и с европейскими языками. Норманны быстро ассимилировались на завоеванных землях и принимали новую веру, новые технологии, новые традиции и языки. Во Франции норманны стали французами-нормандцами, в Англии – англичанами. Влившись в другие народы, норманны не смогли сохранить свою самобытную культуру, и это факт. Более того, гораздо проще проследить влияние европейской культуры на скандинавскую чем наоборот.

За что Европе нужно благодарить норманнов, так за их достижения на море: географические открытия и основание торговых путей. Ну и, естественно, за мифологию, которая из веры норманнов превратилась в интересную и страшную сказку для европейцев. А также европейцы однозначно усвоили для себя образ викинга – страшного и дикого в своей ярости варвара (побывали бы они в мирных уединенных скандинавских деревушках). Вот этот образ прочно осел в европейской культуре. Некоторые пугали им детей, а другие считали, что это круто и романтично.

3. Карл Великий называл свое государство «восстановленная империя». Какой смысл он вкладывал в эти слова? Считаете ли вы его империю новые государством или восстановленным прежним (каким)?

Карл Великий имел в виду Западную римскую империю, когда говорил о «восстановленной империи». Предполагалось, что империя франков является наследником и правопреемником Западной Римской империи. Коронование императором в Риме дало Карлу Великому основание говорить, что он получил власть из рук Папы римского, которому вся церковная и светская власть над христианским Западом была, якобы, передана по «Константинову дару». Сегодня мы знаем, что «Константинов дар» — это фальшивый документ, который изобрели Папа римский с Пипином Коротким.

Несмотря на то, что Карл Великий прикладывал огромные усилия для защиты и распространения христианства, сохранения античных ценностей и культуры, его империя была совершенно не похожа на Римскую империю, ни по системе управления, ни по культуре, ни по языку, ни по законодательству. Так что Франкская империя была самостоятельным и новым государством, а не восстановленной Римской империей, как бы это ни хотелось думать Карлу Великому.

4. Каковы были причины установления феодальной раздробленности в Западной Европе? Оцените этот период в истории Европы?

Феодальная раздробленность — важный этап в становлении государств Западной Европы, имевший определенные причины, признаки и последствия.

Причины:

- Утверждение права владения землей феодалами;
- Преобладание натурального хозяйства;
- Отсутствие необходимости в хозяйственных и торговых взаимодействиях между поселениями;
- Слабость королевской власти. Феодалы не оказывают поддержку королевской власти.

Признаки феодальной раздробленности в Западной Европе:

- Междоусобные кровопролитные споры;
- Утрата влияния центральной власти;
- Самодостаточность феодалов.

Последствия феодальной раздробленности:

- Развитие отдельных земель;
- Подъем сельского хозяйства и ремесел;
- Развитие культуры;
- Ослабление центральной власти;
- Экономический упадок, отсутствие развития торговли;
- Разорение земель в результате феодальных войн;
- Уязвимость перед внешними врагами.

5. Расположите в хронологической последовательности события европейской истории VI-XI веков: а) сражение армии Карла Мартелла с арабами у города Пуатье; б) коронация Карла Великого в Риме; в) освобождение Лондона от норманнов войском Альфреда Великого; г) крещение Хлодвига.

1 г) крещение Хлодвига (496 год).
2 а) сражение армии Карла Мартелла с арабами у города Пуатье (732 год);
3 б) коронация Карла Великого в Риме (800 год);
4 в) освобождение Лондона от норманнов войском Альфреда Великого (886 год);

6. Чего не было во Франции в X-XI веках (выберите правильные ответы): а) войн между феодалами; б) единого королевского законодательства; в) разделения страны на отдельные феоды; г) «Дворцовой академии»?

В X-XI веках во Франции не было:

б) единого королевского законодательства (в этот период в условиях феодальной раздробленности действуют лишь территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов и даже общин);

г) «Дворцовой академии» (это явление существовало только во время правления Карла Великого).

Информационный проект «Средневековый монастырь»

Аббатство Монтекассино – один из старейших и крупнейших монастырей Европы. Он расположен примерно в 120 километрах к юго-востоку от Рима на скалистом холме над городком Кассино. Монастырь был основан примерно в 530 году Бенедиктом Нурсийским главой ордена бенедиктинцев (западноевропейский католический монашеский орден). Он построен на месте, где раньше располагался языческий храм Аполлона. Первое, что сделал Бенедикт – разбил статую Апполона и уничтожил языческий алтарь. Свой новый монастырь Бенедикт посвятил Иоанну Крестителю.

Бенедикт оставался здесь до конца своих дней. В Монтекассино он написал свой «Устав Святого Бенедикта», ставший законополагающим принципом западного монашества.

Монастырь, впоследствии ставший одним из влиятельнейших в Европе, ждала нелегкая судьба. Монтекассино не раз разрушался: сначала лангобардами, затем сарацинами и норманнами, что не помешало ему стать одним из крупных центров распространения культуры в западном мире. Так в 580 году монахам монастыря пришлось переехать в Рим в связи с нашествие лангобардов. Монастырь был разрушен и восстановлен лишь в начале VIII века. После своего расцвета в эпоху Каролингского возрождения он опять был разорен, на этот раз сарацинами (883 год). В 1030 году его захватывали норманны, а в 1230 году монахов изгнал император Фридрих II.

Аббатство обладало большими земельными владениями и активно поддерживало папство в его притязаниях на господство в Европе. Новый расцвет аббатства начался в XIV веке. Монтекассино стал обладателем одной из крупнейших в Европе библиотек античной и раннехристианской литературы, при нём был создан скрипторий и школа. В монастыре жили и трудились многие монахи, сыгравшие важную роль в истории. В VIII веке здесь был монахом Павел Диакон, написавший первое житие папы Григория Великого. В XI веке здесь работал монах, врач и переводчик Константин Африканский, познакомивший европейцев с арабской медициной. Некоторое время здесь работал Фома Аквинский и другие выдающиеся люди средневековья. Три аббата монастыря стали впоследствии римскими папами — Стефан IX, Виктор III и Лев X (сын Лоренцо Медичи).

К сожалению, монастырь был разрушен землетрясением в 1349 году. Его восстановили в 1366 году, однако свой современный вид он принял только в семнадцатом веке. Этот монастырь представлял собой яркий пример неаполитанского барокко. Гармоничная и симметричная архитектура монастырского комплекса дополняют интерьеры, оформленные такими художниками как Лука Джордано, Франческо Солимена, Франческо де Мура.

Во время второй мировой войны монастырь был полностью разрушен ударами британской авиации. Комплекс был восстановлен лишь в 1964 году. При его восстановлении использовались старинные чертежи. Вот так монастырь выглядел до бомбардировки.

А вот так – после бомбардировки.

В монастырском комплексе XVII века было огромное количество соединенных между собой построек различного назначения и закрытых дворов. На картинке мы показали название этих построек.

1 Древний вход
2 Башня, в которой жил святой Бенедикт
3 Папские комнаты
4 Первый двор
5 Коридор для гостей
6 Двор Браманте
7 Лоджия Парадиз
8 Большой архив
9 Двор Благодатей
10 Трапезная
11 Базилика
12 Хор
13 Ризница
14 Музей
15 Двор настоятеля
16 Зал собраний
17 Зал капитула
18 Звонница
19 Семинария
20 Комнаты послушников
21 Комнаты аббата
22 Кельи и комнаты монахов
23 Библиотека

Историческая реконструкция «Путешествие викингов»

Викинги были искусными мореходами. Они могли плавать на своих драккарах много дней вдали от берегов, не отклоняясь от намеченного курса, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звездам. Викинги хорошо изучили повадки морских животных и птиц, что помогало им при навигации. Многие источники повествуют о том, что викинги могли определить свое точное положение в океане, учитывая количество дней, проведенных ими в море, скорость корабля, приливы и отливы, течения и погодные условия. Но все это, естественно, не работало во время тумана, шторма или высокой облачности. Тогда корабли викингов забрасывало неизвестно куда, и им приходилось с трудом добираться до дома. Однако, именно таким образом были сделаны важнейшие географические открытия.

Мы постараемся исследовать поход Лейва Эрикссона из Гренландии в Северную Америку. Что мы знаем об этом походе? Из источников у нас лишь саги викингов, да карта, по которой мы можем проследить предполагаемый маршрут.

Какой мог быть корабль у Лейва Эрикссона? Скорее всего, это был небольшая кнарра, торговый корабль, поскольку в летописях говорится, что Лейв купил для этого путешествия корабль торговца Бьярне, и его сопровождали товарищи «числом 35 человек». Кнарра, при площади паруса в 90 кв.м. и при благоприятном ветре и течении могла развивать скорость до 10 узлов (18,52 км/ч), но в среднем скорость была около 6 узлов. То есть за сутки корабль исландцев мог проделать путь около 150 морских миль (около 270 км). При этом гребцы могли подключаться лишь во время штиля на море.

Теперь давайте посмотрим на карту. Мы знаем, что сперва Лейв посетил Хеллуланд (вероятно, Баффинова Земля). По карте, учитывая предполагаемый маршрут, драккар Лейва должен был преодолеть более около 1200 км от Братталида (Гренландия) до Баффиновой Земли, большая часть пути проходила в виду побережья Гренландии. На этот путь могло уйти около 5 дней. Вряд ли больше, поскольку корабль, по сути, помимо ветра несло еще и океанское течение, которое как раз идет по всему маршруту Лейва. Итак, известно, что Лейв высадился на берег и назвал землю Хеллуланд, Страной Каменных Плит.

Гренландская Сага: «Травы нигде не было. Вдали виднелись большие ледники, а между ледниками и морем все сплошь было, как каменная плита. Они решили, что в этой стране нет ничего хорошего. Лейв сказал: — Мы хоть побывали в этой стране, не то, что Бьярни, который даже не сошел на берег. Я дам стране название, пусть она зовется Страной Каменных Плит».

Дальше Лейв пошел на юг по течению и открыл вторую землю, которую назвал Маркланд (Лесная страна). До нее тоже было около 1200 км (около 5 дней пути). После Маркланда они, если верить саге плыли еще два дня и достигли Винланда (Ньюфаундленд). Там Лейв решил построить поселение и перезимовать. Общий маршрут из Гренландии до Винланда должен был составить не более 3000 км.

Обычно у викинов не вызывало сложностей пережить пару десятков дней на корабле. Ведь у них все было подготовлено как раз для таких случаев. На кораблях были рамные палатки, которые могли быть развернуты как на земле, так и на самом корабле. Палатки бывали очень просторными: одна из найденных палаток была длиной 5,18 метра, шириной 4,38 метра и высотой 3,43 метра. Такие палатки иногда раскладывали на палубе, когда корабль пришвартовывался, но чаще во время путешествий вдоль побережья люди каждый вечер выходили на берег и раскладывали палатку на земле.

С собой на корабль викинги брали многочисленные припасы: вяленую рыбу, копченое мясо, масло, сыр, наливали воду в большие кадки. Также они брали инструменты: топоры, кузнечные клещи, кувалды, охотничье и рыболовное снаряжение, оружие. Да мало ли что еще надо захватить в дальнее путешествие, в котором можно рассчитывать лишь на то, что сам сумеешь добыть. Груз накрывали большой сшивной кожей и крепко ее прикрепляли к бортам корабля.