Ответы к § 1. Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII веках

Вопросы в тексте параграфа

Что вы помните об образе жизни германцев, их религии из курса истории Древнего мира? Какие варварские народы нападали на Римскую империю в V веке?

В начале V века н.э. Римская империя подверглась нападению варварских племен с северной европейской части. Это были германские племена готов, франков, вандалов, бургундов, англов, саксов, ютов, фризов, свевов, алеманнов и т.д. С востока земли Восточной и Западной Римской империи атаковали племена гуннов. Это воинственное азиатское племя кочевников практически поставило на колени Восточную Римскую империю, дойдя практически до Константинополя, заставив императора подписать унизительный мир и обложив империю огромной данью.

Какие из них захватывали Рим?

Из курса мировой истории Древних Веков нам известно, что Рим сначала был захвачен германским племенем готов. Второй раз Рим был захвачен и разграблен племенем вандалов.

Как вели себя германцы в захваченных землях Империи?

Города, подвергшиеся нашествию германских племен, были разграблены. Германцы вели себя в них как и все завоеватели, они сжигали дома, грабили и убивали население городов. Из-за бессмысленного уничтожения культурного наследия Рима племенем вандалов сегодня нам известен термин вандализм.

Работаем с картой

Римская империя и Великое переселение народов

Какая из двух империй — Западная или Восточная — пережила больше нашествий во время Великого переселения народов?

Западная Римская империя пережила больше нашествий во время Великого переселения народов. Собственно говоря, эти нашествия и стали причиной распада Западной империи. Восточная империя также подвергалась нашествиям гуннов и славянских племен.

Назовите и покажите варварские королевства. Какие современные географические названия на карте Европы появились в эпоху Великого переселения народов?

Варварские королевства, образовавшиеся после нашествия германских племен и падения Западной Римской империи: Королевство Франков, Королевство Остготов, Королевство Бургундов, Королевство Тюрингов, Королевство Вестготов, Королевство Свевов, Королевство Вандалов.

В эпоху Великого переселения народов появилось множество известных сегодня географических названий.

Например:

Бургундия (территория на востоке Франции), название произошло от германского племени бургундов;
Тюрингия (территория в центре современной Германии), название произошло от германского племени тюрингов;
Ютландия (область в современной Дании), название произошло от германского племени ютов;
Англия, название произошло от германского племени англов;
Уэссэкс, Эссекс, Суссэкс (территории в современной Великобритании), название произошло от германского племени саксов;
Фрисландия (территория в современных Нидерландах), название произошло от германского племени фризов;
Франкония (территория на юго-западе современной Германии), название произошло от германского племени франков;
Франкия (стала позже Францией), название произошло от германского племени франков;
Алемания (территория в современной Германии), название произошло от германского племени алеманнов (во многих языках до сих пор Германия называются Алеманией);
Бавария (территория в современной Германии), название произошло от германского племени баваров;
Ломбардия (север Италии), название произошло от германского племени лангобардов;
Бретань (северо-запад Франции), название произошло от кельтского племени бретонцев;
и многие другие.

Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого

Насколько выросла территория Франкского государства за время правления Карла Великого?

Своими успешными войнами Карл Великий раздвинул границы Франкского государства на огромное расстояние. Во времена правления Карла Великого (768-814 гг.) в состав Франкского государства вошли Саксония, Ломбардия, Бавария, Земли Басков (север Испании) и Далмация.

Какие земли Западной Римской империи не входили в империю Карла Великого (см. карту на с. 13)?

В империю Карла Великого, собравшего под своей властью многие земли бывшей Западной Римской империи, все же не вошли Британия, территории Испании, завоеванные арабами и ставшие Кордовским эмиратом, Северная Африка и юг Италии.

На территории каких современных европейских государств располагалась Франкская империя?

Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, королевство Монако, большая часть Германии, большая часть Италии, Швейцария, Австрия, Словения, частично Хорватия, северная часть Испании.

Работаем с документом

Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей

1. Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?

В тот период в обычаях германских племен была так называемая «военная демократия». Вождь должен был опираться на свою дружину, и верность его воинов зависела не только от военной добычи, но и от честности вождя по отношению к своим дружинникам. Поэтому Хлодвиг не мог взять чашу самостоятельно, не опасаясь недовольства своих воинов.

2. Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»?

Полагаю, существовавшие традиции «военной демократии», имевшие, по сути, силу неписаного закона, были на стороне простого воина, не согласившегося с просьбой своего вождя. Если бы Хлодвиг сразу бы убил обидчика, в глазах воинов он стал бы тираном, превысившим свои полномочия. Собственно говоря, именно факт того, что кто-то посмел возразить своему вождю и свидетельствует о том, что Хлодвиг на тот момент, хотя и пользовался большим авторитетом, но еще не обладал абсолютной властью.

Кроме того, не стоит забывать и дополнительных фактов в этой истории. Данная чаша была украдена из одной христианской церкви. Епископ этой церкви попросил Хлодвига вернуть эту чашу, поскольку она представляла некую священную ценность для христиан. Хлодвиг сразу сказал, что вернет ее, если чаша по жребию достанется ему.

Таким образом, воин, разрубивший чашу, напомнил своему вождю о существовании франкской традиции, по которой за вождём не было закреплено никаких особых прав, и добыча должна была делиться по жребию. Кроме того, возможно, воин-язычник таким образом показал своё презрение к предметам христианского культа.

3. Что изменилось через год в поведении короля и войска? Чем можно объяснить такую перемену?

Хлодвиг стал настоящим королем, чья власть основана на принуждении, а не только военным вождем, чья власть основана на авторитете. Таким образом, он получил право верховного правителя карать и миловать. Хлодвиг вполне мог забыть об этом неприятном для него случае, ведь дружинник в тот момент был прав. Но Хлодвиг решил не прощать обиды и для укрепления собственной власти показал всем воинам, кто является хозяином в этом государстве. Это подействовало, короля стали бояться.

Обобщение информации параграфа

1. Составьте схему управления Франкским королевством при Хлодвиге.

Король являлся верховным правителем. Королевский двор – администрацией и чиновниками. Графы управляли отдельными территориями. Дружина служила главной военной силой государства.

2. Какие перемены произошли у франков в их обществе и управлении после завоевания Галлии?

После завоевания Галлии около 100 тысяч франков расселились по всей стране. Принятые по франкским традициям народные собрания, на которых решались важные для общины вопросы, практически уже невозможно было созывать регулярно. Поэтому все важные решения стали приниматься королем Хлодвигом единолично. О его решениях франков просто уведомляли. А сами пока еще свободные франки потеряли право голоса.

Постоянной военной силой стала дружина, содержащаяся на государственные налоги. В каждую область был назначен граф – правитель из доверенных лиц короля. Такие правители собирали налоги, руководили местным судом и командовали отрядами воинов. Земли нового государства щедро раздавались приближенным людям короля. Они становились крупными землевладельцами и организовывали свои владения по принципу государства в государстве.

3. Какими путями рядовой свободный человек мог попасть в зависимость от знати? Почему это происходило?

Несмотря на то, что у крестьян раннего Средневековья оставалось право быть свободными и самостоятельно возделывать свою собственную землю, в реальной жизни все было совсем не так. Личная свобода была практически невозможна. Многочисленные государственные поборы вгоняли свободных людей в долги, постоянные войны и сборы ополчения не приносили прибыли простым воинам, но оборачивались запустением для их земельного участка, а притеснения знатных соседей заставляли искать защиты. Естественно, под защитой подразумевалась полная зависимость от покровителя.

4. Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла. К каким изменениям во франкском обществе она привела?

Майордом Карл Мартелл провел военную реформу, создав конное войско. Однако, что самое интересное, в сражении при Пуатье у франков вообще не было конницы, только профессиональная пехота, выстроившаяся фалангой на холме у леса. Холмистая местность с оврагами свела на ноль все преимущество арабской конницы.

Тем не менее Карл Мартелл сумел понять какую мощь может представлять тяжеловооруженный рыцарь на коне со стременами (раньше стремена ни в римской армии, ни в варварских войсках не использовались). Без тяжелой конницы даже победа при Пуатье не гарантировала победу над арабами в их стремлении покорить Европу. Поэтому Карл Мартелл провел свою знаменитую военную реформу. В чем она заключалась? Ранее дружина короля получала землю в полную собственность и тогда сложилась неприятная для короля ситуация – феодалы, владели большей территорией нежели сам король. Тогда Карл решил сделать следующее – он отобрал церковные земли и раздал своим вассалам земли в пожизненное использование на условии службы королю. Как только феодал умирал, его земля могла перейти к наследникам только в том случае, если они присягнут на верность королю снова. И земля могла даваться исключительно за службу короне. Если вассал нарушал свой долг перед королем, то землю у него могли отобрать. Также, владелец земли был обязан не только служить королю и выставлять на войну хорошо вооруженного всадника, но и платить налог. Сам феодал обязан был идти на войну в качестве конного рыцаря. С помощью такой военной реформы Карлу удалось собрать профессиональное войско, которое в своем большинстве состояло из тяжелой кавалерии.

В первый период существования такой реформы королевская власть значительно укрепилась, так как вассалы просто боялись потерять свои земли. Однако со временем реформа привела к тому, что свободные крестьяне-воины постепенно превратились в зависимых от своего феодала крестьян, которые даже не могли перейти на другой землю. Именно реформа Мартелла дала начало развитию феодализма, который был главным общественным строем средневековой Европы.

5. Почему во Франкском государстве к власти пришла новая династия?

Фактически майордомы сосредоточили в своих руках всю власть при попустительстве «слабых королей» династии Меровингов. Поэтому, когда сын Карла Мартелла Пипин Короткий попросил папу римского решить, кто должен быть королем франков, тот кто обладает реальной властью или тот, кто носит титул, папа римский одобрил свержение последнего Меровинга, короля Хильдерика III и передачу власти Пипину Короткому.

6. Как возникла Папская область?

Начало Папской области положил Пипин Короткий. В 751 году папа римский одобрил свержение последнего короля Меровина Хильдерика III и передачу власти Пипину Короткому. В ответ на этот жест король Пипин пришел на помощь папе римскому в его конфликте с лангобардами. После своего военного похода на лангобардов Пипин Короткий подарил папе Стефану II территорию бывшего Равеннского экзархата, что считалось «возвращением» папе земель, хотя они ему ранее не принадлежали. В дальнейшем Пипин Короткий несколько раз осуществлял «дары» в папские владения, и как таковая Папская область возникла в 756 году. В последующем правители франков неоднократно «дарили» римскому епископу земли, даже ещё не завоёванные ими, а сами папы заявляли претензии на земли, которые им на самом деле никто не дарил. Кроме того, для оправдания светской власти пап (Рим и его окрестности тогда считались принадлежащими Византии) был сфабрикован подложный документ — так называемый «Константинов дар».

Подумайте

1. Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга». Как вы понимаете эти слова? От имени германца кратко опишите типичного римлянина, от имени римлянина — типичного варвара.

Варвары и римляне никогда не испытывали друг к другу добрых чувств. Римляне с трудом переносили варваров, считали их далекими от цивилизации, презирали их. В Риме даже была запрещена варварская мода – штаны, меховая и кожаная одежда. Варвары платили Риму «той же монетой». Они ненавидели «жирную империю» и завидовали богатству римлян. Однако со временем, варвары стали фактически основной и единственной военной силой Рима. Они стали занимать важные военные посты и стремились утвердить свое право стоять на одной ступени с римлянами. Именно об этом моменте, когда варвары стали становиться «цивилизованными», а римляне скатывались в своих пороках до уровня варваров, и говорит историк в своей цитате.

- От имени римлянина: «Эти тупые, необразованные варвары, по сути дикари. От них воняет, они грубы и изысканность им чужда, они одеваются в звериную одежду и ведут себя как звери. Настоящий римлянин не может находиться рядом с ними, не испытывая отвращения к этим людям третьего сорта. Они коварны и жестоки. Они настолько чудовищно безобразны, что их можно принять за двуногих зверей».

- От имени варвара: «Эти надменные римляне – напыщенные индюки, погрязшие в своем богатстве и разврате. Они не знают слов честь, дружба, верность. Алчность и порок – вот что такое Рим. Римляне слабы духом, бессильны и телом, и душой. Весь Рим – прогнившее болото, которое должно быть очищено. Я вдохновляюсь от одной только мысли в одночасье разбогатеть, завоевав этот город ложных богов».

2. Представьте, что франка обвиняют в краже коня. Он ни в чём не виноват. Прочитайте дополнительный текст на с. 16 и расскажите, как будет вести себя франк на суде. Чем будет отличаться его поведение от поведения на судебном процессе в наши дни?

В наши дни правосудие опирается на основополагающий принцип невиновности, то есть подозреваемый изначально считается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В средние века существовал обратный принцип – виновности. Если франка обвинили в краже коня, то значит есть обвинитель и свидетели, которые подтвердили, что конь был украден именно франком. Для обвиняемого требовалось доказывать свою невиновность с помощью других свидетелей, и обычно их требовалось очень много. Эти свидетели должны были также без ошибки произнести священную клятву. Поэтому зачастую для обвиняемого единственным способом доказать свою невиновность оставался Божий суд. Испытание кипящей водой было очень популярно у франков. Обвиняемый должен был на некоторое время опустить руку в котел с кипящей водой, и если через неделю рука заживала, то он признавался невиновным. Естественно, такое быстрое заживление было редкостью, а значит обвиняемый признавался виновным и приговаривался к огромному штрафу. Если он не мог его выплатить, то он платил своим имуществом. Если же имущества не хватало – то своей жизнью.

3. Какими способами и средствами Хлодвиг добивался своих целей? Какие черты его характера проявились в его деятельности? Одобряете ли вы их? Почему?

Считается, что король Хлодвиг I был прагматичен до цинизма. Несмотря на то, что многие ценят его заслуги за крещение своей страны, церковь отказалась канонизировать короля, хотя возвела в ранг святых его супругу, королеву Клотильду. Причина этому – характер Хлодвига. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу и, уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами. Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей, да и просто родственников, со стороны которых он мог опасаться покушений на его власть и жизнь. Естественно, с точки зрения общечеловеческой морали, такие поступки Хлодвига не могут получить одобрения, хотя все знаменитые правители на этапе централизации власти действовали похожим образом.

4. В документе сказано, что бедняк Арнальд отдал себя и трёх своих сыновей с их потомством в зависимость монастырю. Предположите, что могло их вынудить к отказу от земли и свободы.

Причин такому поступку может быть множество, начиная от фанатичной веры, и заканчивая простыми житейскими долгами и проблемами. Несмотря на то, что у крестьян раннего Средневековья оставалось право быть свободными и самостоятельно возделывать свою собственную землю, в реальной жизни все было совсем не так. Личная свобода была практически невозможна. Многочисленные государственные поборы вгоняли свободных людей в долги, постоянные войны и сборы ополчения не приносили прибыли простым воинам, но оборачивались запустением для их земельного участка, а притеснения знатных соседей заставляли искать защиты. Естественно, под защитой подразумевалась полная зависимость от покровителя.

5. При Каролингах должность майордомов во Франкском государстве была упразднена. Как вы думаете, почему?

В связи с ослаблением королевской власти династии Меровингов в середине VII века начинает приобретать особенную силу должность майордома. Трудно определить первоначальное значение этой должности, скорее всего это были так называемые «министры двора», которые заведовали всеми чиновниками и дворцовым хозяйством. Со временем и при попустительстве «слабых королей» майордому стали не только заведовать придворной службой, но и управлять имениями короля. Они сосредотачивают в своих руках военную и административную власть, исполняют судебные функции и фактически становятся главами государств, устранив «ленивых королей». Каролинги считали себя сильными правителями, их династия произошла как раз из майордомов. Поэтому они прекрасно понимали, чем грозит передача власти в руки майордома. Естественно, потребность в такой должности при сильном правителе отпадает сама собой.


Ответы к § 2. Христианская церковь в раннее Средневековье

Вопросы в тексте параграфа

Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? Каково происхождение и значение слов «епископ», «папа римский»?

Христиане всего мира почитают императора Константина как первого христианского императора, прекратившего гонения на христиан. Однако император Константин не был первым императором, кто прекратил гонения на христиан. За два года до Миланского эдикта Константина, дающего свободу вообще любого вероисповедания, а не только христианского, императором Галерием был подписан Никомедийский эдикт терпимости (311 год), прекращавший все гонения на христианскую религию. Из этого эдикта следовало, что христиане могут открыто исповедовать свою религию при условии, что они должны молить своего Бога о процветании и благополучии Римского государства. Сразу после приятия этого эдикта все находившиеся в тюрьмах христиане были освобождены. При этом христианские авторы обличают Галерия как одного из главных гонителей христиан. Считается, что к концу своей жизни император Галерий изменил свое отношение к христианству, поскольку понял, что гонения на христиан потерпели неудачу. Христиане не только не исчезли, но и укрепились в своей вере, что наносило ущерб национальному единству и гармонии. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения.

Таким образом, Константин лишь продолжил дело, начатое императором Галерием, подписав Миланский эдикт в 313 году. Кстати, этот эдикт был принят также и еще одним императором — Лицинием. Миланский эдикт не придавал официального государственного статуса какой-либо религии. В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Епископ — священнослужитель в христианской церкви. Само слово «епископ» имеет древнегреческие корни и означает «надзирающий, надсматривающий». В христианских общинах это слово имело вполне конкретное значение – так называли главу христианской общины в поселении.

Папа Римский – термин, обозначающий епископа, главу христианской общины в Риме. Епископов нередко называли словом «Папа», что означало, что он имеет право благословлять. А поскольку главный епископ находился в Риме, то его стали именовать папой Римским. Сегодня папа римский является главой католической церкви.

Обобщение информации параграфа

1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.

Во все времена и во всех странах государственная и религиозная власть шли рука об руку. И так уж было принято, что государство владеет людьми, а религия – умами этих людей. Если церковь, как представитель религиозного течения, находится в согласии со светскими властями, то они могут взаимовыгодно сотрудничать, помогая друг другу. Чем выгоден такой союз? Поскольку церковь владеет умами людей, а мы знаем, что чем меньше население образовано, тем большее влияние на него оказывает церковь, она может быть использована для управления этим самым населением. Проще говоря, церковь может помочь «держать народ в узде», доказывая богоугодность государственной власти, а в сложные моменты истории церковь способна сплотить народ. Примеры такого сплочения можно найти в истории любого государства, а особенно нашего. Для церкви же государственная поддержка тоже крайне важна. Несмотря на различные догматы о нестяжательстве, бедности, отречению от всего мирского, «божьим людям» тоже нужно что-то есть, где-то жить и желательно жить хорошо. Церковь не может существовать без поддержки государства. Именно государственный аппарат и правители обеспечивали церковь землями, зависимыми крестьянами, богатыми дарами и прочим, что позволяло церкви увеличивать свое влияние на умы людей. Получается, что без взаимной поддержки успешно не может существовать ни церковь, ни государство.

2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству?

Традиционно служители церкви делятся на белое и черное духовенство. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую — взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи. До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Белое духовенство наиболее приближено к мирской жизни и руководит духовной жизнью своей паствы. Черное же духовенство старается оградить себя от мирской жизни, монахи отказывались от личного имущества и семьи, давали обет жить в бедности и трудах, посвятив себя лишь служению Богу.

3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение.

Тезисы сообщения:

1 Долгое время в Западной Европе только священнослужители владели искусством письма.
2 Монахи в монастырях занимались перепиской книг и рукописей известных богословов, античных поэтов и мыслителей. Переписка рукописей считалась богоугодным делом.
3 Переписыванию подлежали только угодные церкви труды. Неугодные работы уничтожались.
4 Средневековая книга отличалась от античной. Вместо папирусных и пергаментных свитков античности, в Средние века книга приобрела вид сложенных и переплетенных листов пергамента.
5 В монастырях переписыванием книг занимались многие монахи. Также существовало разделение труда. Одни писали текст каллиграфическим почерком, другие украшали заглавные буквы в красной строке и рисовали миниатюры, третьи делали заставки и орнамент.
6 Рукописные книги были редкими и дорогими. Книги использовали в качестве подарков королям и знатным феодалам. Рукописные и изыскано украшенные экземпляры Библии даже приковывались цепями, во избежание кражи.

4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?

В Европе долгое время письмом владели лишь служители церкви. Монахи в монастырских скрипториях занимались переписыванием книг и рукописей с работами известных богословов и античных мыслителей. Благодаря труду монахов, до наших дней дошли многие произведения античных поэтов и философов.

5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?

В соборных школах не было деления по классам или возрастам. Обучение велось на латинском языке. Ученики изучали «семь свободных искусств»: чтение и письмо на латыни, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только после изучения этих наук слушатели соборных школ могли начинать изучать богословие.

Подумайте

1. Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твоё крещение — наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви?

В лице Хлодвига христианская церковь нашла то, чего ей не хватало для расширения собственного могущества – поддержку мощного государства. Обращение Хлодвига в христианство сделало его не только союзником папы римского, но и защитником христианской веры от язычества. Кроме того, поддержка правителей франков дало папе римскому земли, богатства, зависимых крестьян и политическое влияние во всех новых государствах Западной Европы.

2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?

После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет церкви в христианском мире неизмеримо возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках не только церковную, но и светскую власть.

Религия всегда занимала одно из главных мест в мировоззрении древнего и средневекового человека. Поэтом в период падения империи и неустойчивости светской власти все большее влияние начинает приобретать религия, поскольку она может дать ответы (хотя и своеобразные) на все вопросы. В Риме вся общественная и культурная жизнь людей выстраивается с опорой на христианские идеалы. Всех людей объединяет одна фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души. Церковь, получив такой подарок, уже не упустила его, получив поддержку правителя франков и обеспечив свою материальную базу для распространения христианства и укрепления власти церкви.

3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?

В период своего рождения христианская религия была гонимой. Представителям христианской церкви нужно было не только проповедовать, но и скрываться, терпеть лишения и страдания. Античная церковь не обладала богатствами, землями, зависимыми крестьянами и не стремилась к укреплению своего политического значения. Церковь же Средневековья стала серьезной организацией, претендующей не только на религиозное главенство, но и на политическое влияние. Взаимная поддержка церкви и государственной власти принесло церкви огромные земли, богатство, влияние, а также еще большие амбиции.

4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему?

Средневековая школа занималась подготовкой нужных церкви специалистов, а не образованием. В средневековой школе людей не учили думать, не учили самостоятельно работать с информацией. В современной же школе мы имеем возможность научиться самостоятельно мыслить, а не только заучивать церковные тексты и догматы.

5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ.

Христианская церковь в Западной Европе совершенно не ставила перед собой задачи повышения уровня образования народных масс, это противоречило ее принципам и ставило под угрозу господство церкви. Тем не менее церковь в Средние века стала единственным образовательным центром в Западной Европе. Организуя соборные школы, церковь решала несколько задач: подготовка священников для проповедования церковной догматики, воспитание и передача обучающимся угодного для церкви мировоззрения. В церкви прекрасно понимали, что в школах они должны воспитать религиозную и политическую элиту, верных борцов с ересью, а в крайнем случае – добрых и преданных прихожан. Естественно, взимание платы за такое обучение было бы неправильным.

Я могу понять такие стремления церкви, но не могу одобрить их с позиции нашего времени. Образование предполагает всесторонне обучение и воспитание у обучающегося принципов самостоятельного поиска и обработки информации. Образованный человек умеет работать с информацией и делать собственные выводы, руководствуясь лишь свободой выбора. Средневековая церковь занималась лишь подготовкой «элиты» с нужными ей умениями и качествами. Такое вмешательство в образовательный процесс я считаю вредным.

6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.

Почему в качестве языка богослужения в странах Западной Европы применялся и применяется мертвый язык – латынь? Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, западноевропейская церковь сохранила мертвый латинский язык в качестве языка богослужения в память о распространении христианского учения в Риме. Мертвый язык также позволял гарантировать неизменность текста службы. Мертвый язык в отличие от живого не меняется. Во-вторых, считалось, что молитва обращена к Богу, а не присутствующим во время мессы прихожанам. Верующим вообще не обязательно слушать и понимать, что говорит священник. В-третьих, язык богослужения должен придавать богослужению торжественный и даже в какой-то степени сакральный характер, отделяющий его от повседневной жизни. Тут в принципе не уместен народный язык. Таинство богослужения не должно быть слишком доступным. В-четвертых, использование латинского языка позволяет служить одну мессу для верующих разных национальностей, в то время как использование живых языков повлекло бы в многонациональных местностях споры, на каком языке служить.

Есть еще много причин для сохранения неизменного языка для богослужения. Кстати, это касается не только богослужения в Западной Европе — в современных православных церквях в России богослужение тоже ведется не на русском языке, а на старославянском.

Теперь обратимся к последствиям у этого явления. Уже в средние века в государствах Западной Европы латынь была мертвым языком. Все государства разговаривали на так называемой «варварской латыни», которая была смесью латыни и языков различных германских племен, захвативших власть на территории Западной Европы. Эти языки, каждый из которых имел собственные особенности, и латынь с течением времени все больше отдалялись друг от друга, и настал момент, когда латынь стала непонятна для широких масс населения. Для того чтобы понимать латинский текст, а тем более писать по-латыни, нужно было длительно учиться; но народ не имел этой возможности. Однако это обстоятельство нисколько не смущало церковь; наоборот, оно как раз вполне отвечало и её специальным церковным интересам, и интересам феодального общества. Действительно, недоступность Библии и других, религиозных книг для широких масс населения необычайно повышала значение всей армии церковников во главе с епископами и самим папой. Церковники становились неизбежными посредниками между богом, его священным писанием, Библией, и всей массой верующих. Только церковникам предоставлялись возможность, право и обязанность читать, пересказывать и толковать Библию. Легко понять, что при господстве религиозного мировоззрения в средневековом обществе священники-посредники, хранители и толкователи библейской истины получали громадную власть над умами людей.

Недоступность Библии на латинском языке для масс привела к появлению многочисленных еретических учений. Дело в том, что как раз в Библии еретики находили идеологические основы для критики церковных догматов и для их отрицания, для обличения церковных деятелей — ведь церковная действительность никак не соответствовала библейским идеалам. Добравшись до Библии, всякий разумный человек тотчас убеждался, что церковь с её богатствами и продажностью, с развратными и жадными священниками — самая нехристианская организация в мире.

Также можно выделить и другие последствия использования латыни в богослужении. Мы видим, что латынь, как язык церкви, стал языком западноевропейской средневековой науки и образованности, языком средневекового просвещения. Отсюда делаем вывод, что сама средневековая наука и образованность оказались недоступными для широких слоёв населения. Средневековая культура оказывалась доступной лишь для господствующего класса. Она стала привилегией господствующего класса феодалов во главе с феодальной церковью. Этот порядок вещей как нельзя лучше соответствовал общественным отношениям средневековья. Чем темнее и невежественнее народ, тем он более раздроблен и неорганизован, тем легче господствовать над ним кучке вооружённых феодалов.

Таким образом, латынь в богослужении в итоге служила лишь инструментом для усиления контроля над широкими массами.