Вопросы и задания к главе VIII

1. Дайте характеристику жизни и деятельности Яна Гуса. Почему этот человек прославился в истории?

Ян Гус был исключительной личностью не только с религиозной, но и с научной точки зрения. Он был одним из лучших ученых своего времени, ректором Пражского университета, мастером свободных искусств. Он написал множество научных работ по лингвистике и фактически создал современную систему письменного чешского языка с различными буквенными знаками, означающими долготу или мягкость звука. Ян Гус был честен и предан собственным идеям, которые проповедовал. А ведь, по сути, он не сказал ничего нового. Он просто хотел, чтобы священнослужители вели себя так же, как сами же и проповедовали – ничего более. В этой простоте люди видели правду, подкрепленную собственным опытом общения со служителями церкви. Поэтому идеи Гуса распространились насколько широко и были поддержаны всеми слоями чешского общества. Я считаю Яна Гуса выдающимся деятелем Средневековья.

По сей день чехи отдают честь Яну Гусу, день его сожжения (6 июля) является днем памяти и государственным выходным днем. В Чехии Ян Гус пользуется невероятным уважением, его почитают святым, несмотря на то что до сих пор папа римский отказывается причислять Гуса к лику святых.

2. Каковы были последствия Гуситских войн для Чехии? Как вы считаете, каких из них было больше – положительных или отрицательных?

После завершения Гуситских войн Сигизмунд I занял трон Чехии и отказался от всех своих обещаний восставшим. Прибывшие с ним в Чехию священники-католики и немцы жестоко расправлялись с гуситами. Экономика страны в ходе 15-летней войны была разрушена, а земли заброшены. В Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. После смерти Сигизмунда I чехи не признали наследника императора Альбрехта Австрийского своим королем. В стране началась гражданская война между различными группировками за чешский трон. В результате победил представитель бывших умеренных гуситов Иржи Подебрад. Именно он был избран королем в 1458 году.

Иржи Подебрад стремился ограничить произвол феодалов, снизить давление на крестьян. Его деятельность способствовала восстановлению экономики, развитию торговли и ремесел. Подебрад оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и папе римскому, поэтому в Чехии долгое время сохранялась свобода вероисповедания, главное достижение Гуситских войн – это стало принципом общественной и религиозной жизни страны.

Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и развивать экономику. Противостояние оказало огромное влияние на самосознание чехов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Чехи продолжали борьбу за свое независимое национальное государство, требовали проведения реформы церкви, что способствовало формированию чешского характера. Гуситские войны также стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии.

На мой взгляд отрицательные последствия Гуситских войн в большей степени носят временный характер, а положительные последствия нашли свое отражение в становлении чешской нации и чешского характера.

3. Как изменялось место Византийской империи в мире в эпоху Средневековья?

С конца VII века Византийская империя постепенно утрачивала свои позиции в европейской и азиатской политике и торговле. Империя потеряла свои владения на Ближнем Востоке в результате расширения Арабского халифата, на Балканах в ходе постоянных войн с Болгарией, на юге Италии из-за войн с французами-анжуйцами, в Малой Азии в ходе завоевательных походов турков-османов. К середине XV века государство находилось не просто в упадке, оно билось в последней агонии.

Между западным и восточным христианским миром, чьими столпами были Византия и византийский патриархат, к середине XI века усилилось религиозное противостояние. В 1054 году главы Западной и Восточной церкви предали друг друга анафеме. Это в числе других причин обусловило недостаточное стремление Западных держав оказать помощь Византии в борьбе с мусульманами. Более того, та помощь, которую Запад оказывал Византии, сначала в борьбе с арабами, потом с турками, не только не принесла пользы, но и навредила Византии. Многочисленные крестовые походы против арабов не вернули византийские земли на Ближнем Востоке и Малой Азии – европейцы оставили их себе. Более того, Запад сыграл непосредственную и очень важную роль в развале византийской империи – крестоносцы во время Четвертого крестового похода захватили и разграбили Константинополь. Два неудачных крестовых похода против османов имели своей целью в большей степени остановить продвижение турок в Центральную Европу, чем помочь Византии. Так что с падением Константинополя, католическая церковь фактически лишилась своего идеологического противника в виде православного константинопольского патриархата, поскольку хотя константинопольский патриархат и продолжил свою деятельность при османском правлении (все-таки мусульмане проявляли определенную терпимость по отношению к вероисповеданиям покоренных народов – нужно было платить дополнительный налог и признавать господство османов), но потерял свою значимость в мире. Единственной независимой православной церковью оставалась Русская церковь, к тому времени уже оформившая автокефалию.

4. Исследуйте проблему «Каковы различия в судьбе славянских народов, принявших католичество и принявших православие?»

Западные славяне

Западные славяне попали под влияние Западного мира и римской католической церкви. Естественно, можно говорить о завоевании западных славян Священной Римской империей, о принудительной христианизации по латинскому обряду, об ущемлении православных, об угнетении славян немцами в Средние века, о нахождении славян на вторых ролях в покоривших их империях. Все это, безусловно, было. Но была и борьба за независимость, в результате чего, например, Чехия навсегда осталась обособленным государством со своими традициями и верованиями. При этом, конечно, и Чехия, и Польша стали в большей степени западноевропейскими народами по своему менталитету и образу жизни.

В Польше до сих пор подавляющее число поляков исповедует католицизм. В Чехии тоже раньше преобладал католицизм, поскольку страна входила в состав Священной Римской империи. Но у чехов всегда было собственное мнение по поводу религии, отсюда и Гуситские войны, и Реформация. Сегодня чехи не считают себя частью какой-либо религии, католиков среди них всего 10%, остальные религии представлены еще меньше, большинство же граждан либо вообще не верят в Бога, либо верят в высший разум без привязки к какой-либо религии.

Южные славяне

Судьбе южной славянской ветви не позавидуешь. Находясь под влиянием католиков, православных и мусульман, южные славяне вобрали в себя традиции и культуру покоривших их народов. Находясь под властью Османской империи, южнославянские государства стали своеобразным торговым посредником между Западом и Востоком. Это привело к деградации собственных ремесел и промышленности, надолго сделав их сырьевым придатком. Южные славяне частично вошли в европейский мир, частично в восточный мир.

Влияние различных культур стало причиной того, что все южнославянские народы сегодня исповедуют разные религии. Так в Боснии и Герцеговине – 50% мусульман, 15% — мусульман, в Сербии – 85% православных, в Болгарии – 76% православных, 10% мусульман, в Хорватии – 86% католиков, в Северной Македонии – 67% православных, 30% мусульман.

Восточные славяне

Восточные славяне оказались в своеобразной европейской изоляции. Западная Европа долгое время пыталась подчинить себе непонятные славянские племена, занявшие огромные пространства на востоке Европы. Но ни один крестовый поход не принес успеха. А последующее более чем двухвековое татаро-монгольское владычество вообще поставило восточных славян в обособленное положение. Восточные славяне сохранили свою независимость, стали противоположным Западной Европе полюсом силы и последним оплотом православия. Восточные славяне так и не стали частью ни европейской семьи, ни частью восточного мира, оставаясь свободным островом между ними.

5. Расположите в хронологической последовательности события истории Балканского полуострова: а) Битва на Косовом поле; б) осада Константинополя войсками Мехмеда II; в) образование Оманского государства на северо-западе Малой Азии; г) освобождение Болгарии от власти Византии.

1 г) освобождение Болгарии от власти Византии (конец XII века)
2 в) образование Оманского государства на северо-западе Малой Азии (в конце XIII века)
3 а) Битва на Косовом поле (1389 год)
4 б) осада Константинополя войсками Мехмеда II (1453 год)

Творческие работы и проекты

Информационный проект совместно со взрослыми «Путешествие по памятным местам гуситского движения».

Историческая реконструкция «Осада и штурм Константинополя»