Ответы к § 21. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (§ 22 в старом учебнике)

Вопрос в тексте параграфа

Когда и как Испания оказалась под властью арабов? Когда мусульманские правители Испании отделились от Арабского халифата? Как называлось это государство? Кого называли эмирами?

В 711 год (начало VIII века) отряд арабов и берберов (выходцев из Северной Африки) переправился на кораблях через Гибралтар и при поддержке войск губернатора византийского североафриканского города Сеуте вторгся в Иберию (Испанию), носившую тогда название Вестготского королевства. Разбив вестготов, арабы к 714 году установили контроль практически на всей территории полуострова, за исключением узкой полосы на севере, провинции Астурия, где укрепилась часть вестготской знати. Арабами и берберами была создана провинция, входящая в Омейядский халифат.

После падения династии Омейядов в результате Аббасидской революции выжившим потомком Омейядов Абд-ар-Рахманом I в 756 году был образован Кордовский эмират, первоначально формально признававший власть Аббасидов в Испании. Правителем государства был эмир, его титул означает нечто вроде удельного князя, управляющего определенной территорией и подчиняющегося халифу. В 765 году Кордовский эмират стал независимым, отказавшись быть частью Аббасидского халифата. До 929 года это государство носило название Кордовский эмират, а после – Кордовский халифат, правитель же стал именовать себя халифом.

Работаем с картой

Найдите на карте королевства, упоминаемые в тексте. Какие государства остались на полуострове в конце XV века?

В тексте упоминаются Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия, Гранадский эмират. Их же мы видим и на карте. Хотя в разные периоды Реконкисты на территории Пиренейского полуострова существовали еще и королевства Каталония, Валенсия, графство Руссильон, Леон, графство Барселона, Кордовский эмират (впоследствии халифат) и еще пара десятков эмиратов, образовавшихся в результате распада халифата.

К концу XV века на Пиренейском полуострове остаются три государства: Испания (государство, созданное из объединившихся Арагонского и Кастильского королевств), Португалия и Королевство Наварра (вошедшая в состав Испании лишь в 1512 году, правда в 1620 году Наварра вошла в состав Франции).

Работаем с документом

1. Попробуйте датировать документ по христианскому календарю.

621 год хиджары соответствует 1224 году от Рождества Христова по григорианскому календарю.

2. Сопоставьте текст документа с текстом учебника: какие новые сведения о периоде Реконкисты сообщает источник?

Источник сообщает нам действительно новые сведения. Получается, что далеко не всегда религиозная непримиримость католической церкви играла главную роль в отношениях представителей разных религий. Оказывается, даже в средневековой Испании христиане и мусульмане могли жить мирно, как равноправные народы и иметь отношения, основанные если не на полном доверии, то на взаимном уважении и принципах добрососедства.

3. Какие правила отношений между представителями двух различных народов выражены в этом документе? Могут ли они быть полезны и поучительны в наши дни?

В этом документе выражены правила прекращения войны. Стороны обязуются забыть все обиды, не чинить каких-либо препятствий друг другу, обеспечивать безопасность подданных. В целом такие отношения можно назвать добрососедскими, и они могут быть полезны и поучительны в наши дни.

Обобщение информации параграфа

1. Какие слои населения Пиренейского полуострова участвовали в Реконкисте? С какой целью они это делали?

В Реконкисте участвовали все слои населения Пиренейского полуострова. Феодалы стремились обрести новые владения. Священнослужители стремились к христианизации населения полуострова и к борьбе с нехристианами – евреями-иудаистами и арабами-мусульманами. Крестьяне получали свободу и собственные земельные наделы. Были

2. Какие христианские государства возникли на Пиренейском полуострове?

За время Реконкисты на Пиренейском полуострове по мере продвижения христиан на юг возникали и исчезали, объединившись или распавшись, многочисленные христианские государства, графства или автономные сообщества. Наиболее известные из них сообщества Астурия и Галисия, королевства Леон, Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия, графства Каталония, Валенсия, Руссильон, Сердань и Барселона.

К концу XV века с завершением Реконкисты на пиренейском полуострове остались Испания, Португалия и Наварра.

3. Что тормозило Реконкисту? Чем и когда она завершилась?

Реконкиста началась в первой половине VIII века. Считается, что уничтожение карательного отряда арабов в Астурии в 722 году положило начало длительной войне за освобождение Пиренейского полуострова. В течение долгих семи веков Пиренеи перенесли еще два массированных нашествия арабов и берберов, многочисленные войны как между христианскими государствами, так и между арабскими. Иногда даже случалось так, что некоторые христианские и арабские правители объединялись во временный союз против того или иного короля или эмира. Именно такие постоянные военные конфликты не позволяли христианам собрать достаточно сил, сплотиться и изгнать арабов и берберов с полуострова. Тем не менее христианские государства постепенно теснили Кордовский халифат, отвоевывая земли у арабов и берберов. В конце концов в 1492 году последний оплот мусульман, Гранада, пал под натиском объединившихся государств Арагона и Кастилии. Скрепившие объединение своих государств брачным союзом, король Арагона Фердинанд и королева Кастилии Изабелла после падения Гранады отказались от титула монархов трех религий и провозгласили себя Католическими королями. Все проживавшие на территории Испании мусульмане и евреи, не желавшие принять христианскую веру, были изгнаны из Испании.

4. Когда образовались королевства Испания и Португалия?

Королевство Испания образовалось в 1479 году путем формального объединения Арагона и Кастилии, подкрепленного в 1469 году брачным союзом их будущих правителей, короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской.

Королевство Португалия образовалось в 1139 году. Основателем государства считается Афонсу I. После объявления Португалией независимости началась война с Кастилией и в 1167 году Афонсу был ранен и взят в плен. Португалия была вынуждена капитулировать. Однако в 1179 году папа римский Александр III признал Афонсу королем Португалии, как независимого государства, с правом завоевывать земли мавров.

5. Почему изгнание мавров и евреев из Испании обернулось бедой для страны?

После взятия Гренады испанские король с королевой, Фердинанд и Изабелла, отказываются от титула монархов трех религий и провозглашают себя Католическими королями. Мусульмане и евреи, не желающие обращаться в христианскую веру, изгоняются из Испании, a остальным вменяется принять католичество. Таким образом около 120 тысячам человек пришлось покинуть страну, бросив дома и имущество. Учитывая, что большинство из уехавших из Испании были торговцами и ремесленниками, это оказалось тяжелым ударом по экономике страны.

6. Чем кортесы Испании отличались от других известных вам органов сословной монархии? Предположите, почему появилось это отличие.

В кортесах, как сословно-представительных собраниях, в отличие от подобных органов во Франции или Англии принимали участие не только феодалы, церковная знать и горожане, но и представители крестьянских общин. Естественно, такое положение сложилось не сразу. Первоначально на кортесы приглашались лишь феодалы и священнослужители. Лишь в 1188 году в кортесах получили представительства горожане и крестьяне.

Поскольку центральные регионы Испании никогда не отличалась высокой плотностью населения, существовала так называемая «репоблация», специальная политика привлечения крестьян из северных регионов. Значительную часть христианских войск составляли крестьяне, которые получали свободу и земельные наделы на отвоеванных у мусульман землях. Поэтому со временем на территории Кастилии сложилось довольно-таки сильное и свободное крестьянское сообщество, которое и получило право наряду с горожанами принимать участие в кортесах.

Подумайте

1. Почему решающие успехи Реконкисты относятся к XI—XIII векам, а ее завершение стало возможным лишь в конце XV века? Назовите не менее двух причин.

Давайте посмотрим, что же происходило в противоборствующих лагерях в указанный период. Как нам известно, в 1031 году Кордовский халифат в результате внутрифеодальных смут (за двадцать два года сменилось 6 халифов) распался на множество мелких эмиратов. В стане христиан в начале XI века наблюдается консолидация. В конце XI века папа римский Урбан II приравнивает Реконкисту к крестовому походу и призывает всех европейских христиан оказать помощь в изгнании арабов с полуострова. В течение XII века было организовано несколько крестовых походов в Испанию.

После череды успехов христиан (завоевание Сарагосы и Балеарских островов), полуостров подвергся второй волне мусульманского нашествия. Главнокомандующий Юсуф ибн Ташфин, прибывший в Андалузию из Северной Африки низлагает андалузских эмиров и провозглашает себя верховным правителем. Он нанес несколько поражений христианам. Реконкиста откатывается назад.

В 1151 году мы видим третью волну мусульманского вторжения. В этот раз из Северной Африки пришли приверженцы мусульманского фанатизма. Начались гонения на христиан. Однако берберов поражает уже знакомая нам зараза династических войн, и эти междоусобицы сильно ослабляют положение мусульман. В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств наносят поражение армии мавров династии Альмохадов. Эта битва считается решающей для Реконкисты.

После этого христиане одерживают победу за победой и в 1309 году христианское знамя устанавливается на мысе Гибралтар. Но тут уже в стане христиан начинаются феодальные войны, и христиане более чем на век как будто бы забывают о существовании Гранадского эмирата.

Таким образом причинами успехов Реконкисты были единство христианских государств в достижении цели, поддержка Римской церковью крестовых походов в Испанию, ослабленность мусульманских сил в силу феодальной раздробленности и частых войн между эмирами. Неудачи Реконкисты также приходятся на периоды разногласий в стане христиан. Кроме того, не следует забывать о финансировании Реконкисты. Если крестовые походы могли быть профинансированы крупными западными государствами или церковью, то все остальное сопротивление финансировалось за счет самих пиренейских королевств, которые не были особо богатыми. Недостатком финансирования войны определялась и тактика — мелкие набеги с целью лишить экономического превосходства арабов. А мелкими набегами большой войны не выиграть.

2. Уточните по словарю значение понятия «религиозная война». Можно ли Реконкисту назвать религиозной войной?

Религиозная война – это вооруженный конфликт, целью которого является установление веры или уничтожение иноверцев. Сразу скажем, что в исторической науке не принято применять термин «религиозная война» к Реконкисте, хотя мы можем увидеть много признаков именно религиозного противостояния. Давайте посмотрим, почему.

Несмотря на то, что наверняка римские папы придавали Реконкисте статус религиозной войны и даже объявляли крестовые походы против мусульман в Испании, а единственной целью истинного мусульманина является распространение ислама, фактически мы видим обратную ситуацию. Арабы, захватившие Пиренейский полуостров, проявляли изрядную веротерпимость, не изгоняя и не уничтожая ни христиан, ни иудеев. Более того, с возвращением христиан мы наблюдаем почти такую же картину. Конечно же, во многих случаях мусульмане сами покидали захваченные христианами территории, а также подвергались принудительной высылке, но, если маврам и иудеям позволяли остаться в городах, им выделяли отдельные кварталы. Никакой задачи полного уничтожения иноверцев не стояло. Более того, в учебнике мы видим договор от 1224 года, подписанный королем Арагона Хайме I с эмиром Валенсии, в котором устанавливаются доброжелательные правила веротерпимости. Конечно же, в конце концов после падения Гранады короли Изабелла и Фердинанд объявили территорию Испании католическим государством и всем маврам и евреям, не пожелавшим принять христианство, пришлось покинуть Испанию. Но тем не менее приведенные выше факты заставляют задуматься.

Таким образом, вопрос, была ли Реконкиста «религиозной войной», не может иметь однозначного ответа. Спорить можно долго. У сторонников и той, и другой идеи есть много аргументов.

3. Сравните Реконкисту и Крестовые походы XI—XIII веков в Святую землю: что между ними общего и чем они различаются?

В Крестовых походах, как и в Реконкисте принимали участие самые разные слои населения и национальности. Все походы были поддержаны католической церковью. В обоих случаях врагом были мусульманские государства.

Однако, в результате Крестовых походов был нанесен непоправимый ущерб культуре народов Ближнего Востока, они привели к созданию раздробленных государств и, по сути, к уничтожению Византии. Крестоносцы на Ближнем Востоке захватывали чужие земли, а в ходе Реконкисты отвоевывались свои. Кроме того, Реконкиста привела к объединению государства Испании.

4. Католическая церковь в Испании в XV веке была самой сильной в Европе. Случайно ли это? Аргументируйте свой ответ.

То, что католическая церковь стала самой сильной в Европе в XV веке, не случайно. С подачи церкви процесс отвоевания христианами испанских земель нес в себе важную религиозную составляющую – победы над мусульманами воспринимались как торжество христианской веры. Церковь организовывала крестовые походы в Испанию. На освобожденных территориях основывалось большое количество монастырей, что способствовало укреплению христианской веры. В XIII веке уроженец Кастилии основал орден доминиканцев, а уроженец Каталонии создал орден мерседариев. Короли Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский получили от папы Александра VI специальный титул – Католические короли. Во время их правления в Испании были проведены важные церковные реформы. Кроме того, именно в Испании этого периода был учрежден особый церковный суд – испанская инквизиция, которая преследовала всех подозреваемых в ереси. Инквизиция была главной силой в изгнании и насильственной христианизации мусульманского и еврейского населения.

5. Чем объединение Испании отличалось от процессов объединения в Англии и во Франции?

Как и во Франции, и в Англии процесс объединения Испании прошел через этап феодальных войн. Христианские государства и отдельные графства Пиренейского полуострова сражались друг с другом, не имея осознания какой-либо этнической идентичности (не воспринимали друг друга как представители одного народа). Они все были просто христианами, а не испанцами. Кстати, до сих пор не существует такого этноса, как испанцы: есть каталонцы, андалусийцы, кастильцы, валенсийцы, галисийцы и баски. У всех у них, есть собственный национальный язык, собственные культура и традиции. Все эти этнические группы были соединены воедино общей борьбой с мусульманами, захватившими Пиренеи. Именно эта борьба с внешним врагом и привела к объединению народов в единое государство.

Во Франции короли боролись за собственную власть с собственными феодалами. Этнические французы воевали с такими же французами. Осознание этнической идентичности к французам пришло тоже во время противостояния с англичанами в Столетней войне.

Английские короли тоже время от времени утверждали свою власть в борьбе с непокорными феодалами. Но в большей степени их борьба велась с соседними народностями: уэльсцами, шотландцами, ирландцами, которых английская корона стремилась взять под свою руку.

6. Подготовьте сообщение на тему «Влияние мусульманской культуры и образа жизни на народы Пиренейского полуострова». Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

Арабское завоевание Пиренейского полуострова и последующая Реконкиста обусловили сложную историческую судьбу народов Пиреней. В Средние века на полуострове был создан особый мир, окрашенный сосуществованием разных этнических групп, разных религиозных конфессий и культур. Особенностью этого периода является то, что вопреки всему культуры различных народов смешались и обогатили друг в друга. Взаимодействие и взаимное влияние христианских, мусульманских, иудейских традиций, германских, кельтских, латинских, готских культур прослеживается на протяжении всего Средневековья.

Огромное влияние на культуру народов Пиренейского полуострова оказало арабское вторжение. Семь веков присутствия арабов и берберов на землях Испании создали неповторимую культурную смесь, которую не смогли уничтожить ни изгнание мусульман, ни невероятная мощь католической церкви и деятельность испанской инквизиции. Неосознанно традиции мусульман продолжали впитываться и перерабатываться христианской культурой.

Примером тому могут служить сложившийся в Средневековье на территории Испании архитектурный и декоративный стиль мудехар, использование арабского языка как языка поэзии, копирование форм и приемов арабской поэзии и музыки, качественный скачок пиренейских университетов, основанный на арабских знаниях математики и медицины. Именно арабы познакомили европейцев (через Испанию) с трудами Авиценны, с индийскими числами, с достижениями арабских математиков и архитекторов, а также с работами античных ученых, имен которых сами европейцы уже не помнили. Мусульмане принесли в Испанию продвинутые сельскохозяйственные технологии и обучили европейцев техникам подъема воды, орошения и осушения почвы. Арабы распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем над распределением воды. Благодаря привезенной арабами в Испанию бумаге в Европе с опозданием в четыре века появились бумажные мастерские. Мусульманские мастера Испании не знали равных в изготовлении шелковых, парчовых, шерстяных тканей, дорогих сортов кожи с тиснением и позолотой, стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью, прекрасной керамики, изделий из слоновой кожи и оружия – доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. Благодаря мусульманам Андалусии в Европе появились зачатки гончарного производства и изготовления фаянса. Также мусульмане выращивали в Испании рис, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство и начали производство хлопка.

Очень сильно мусульманское влияние сказалось на повседневной жизни – одежде, убранстве жилищ, традициях в питании. Западноевропейские путешественники XV века, приезжая на Пиренеи, поражались «чужеземной», «нехристианской» одежде и образом жизни горожан Кастилии и Андалусии.

Еще одним важным доказательством арабского влияния на культуру Испании является неповторимая испанская архитектура. Несмотря на силу католических традиций и канонов все самые известные христианские соборы нарушают эти самые каноны. Даже изначально спланированные как строгие готические соборы, они в ходе строительства приобретали типичные испанские особенности: декоративность, элементы мавританской архитектуры и декора и гармоничные пропорции вместо устремленного вверх «классического» готического храма. В Испании также очень много храмов, которые изначально были вестготскими святилищами, затем были перестроены в мечети, а потом в христианские храмы. Примером такого сооружения является Собор в Кордове. Он был построен на месте древнего храма вестготов как Великая мечеть арабами в VIII веке. Для создания собственной святыни арабы создали архитектурное чудо, украшенное 1293 колоннами, 1445 светильниками и 280 люстрами. Когда Кордова была отвоевана христианами, то храм, как христианскую старинную святыню, решили очистить от мусульманского наследия с помощью преобразований. Однако король Карл V, посетив работы по перестройке мавританской мечети в собор, глубоко раскаялся: «Я не знал, что мечеть была так прекрасна и мы разрушили что-то уникальное, чтобы построить что-то, что может быть построено в любом другом месте».

И, пожалуй, вершиной особенной испанской архитектуры стал знаменитый собор Саграда-Фамилия (Храм Святого Семейства) в Барселоне, до сих пор строящийся по проекту Антонио Гауди. Этот собор нарушает многие христианские каноны и своей необычной архитектурой демонстрирует неповторимый стиль. Сегодня многие считают, что такой собор мог появиться только в Испании.