Ответы к странице 108
Упражнение 216, с. 108
Выпишите слова, обозначающие: а) чрезмерную степень признака; б) умеренную степень признака. Выделите морфемы, обозначающие степень проявления признака.
а) Развесёлый, распрекрасный, наилучший, наивысший, премилый, наименьший, предобрый, преотличный, пренеприятный.
б) Слабоватый, грубоватый, сероватый, хрипловатый.
Упражнение 217, с. 108
Сгруппируйте слова по признаку: а) образованные приставочно-суффиксальным способом; б) образованные остальными способами. Обозначьте в записанных словах значимые части слов, с помощью которых они образованы. Какие слова образованы бессуффиксным способом?
Выход, опилки, вырасти, наконечник, газопровод, улетучиться, прачечная, золотой, полоскать (бельё), ошейник, ограничиться‚ труженик, прославиться, заплыв, безрукавка, самовар, кондитерский, плащ-палатка, вход, бесполезный.
а) Опилки, наконечник, ошейник, безрукавка.
б) Выход, вырасти, газопровод, улетучиться, прачечная (переход.), золотой (переход.), полоскать (непроизвод.)(бельё), ограничиться, труженик, прославиться, заплыв, самовар, кондитерский, плащ-палатка, вход, бесполезный.
Бессуффиксным способом образованы слова выход, заплыв, вход.
Упражнение 218, с. 108
Определите, каким способом образованы данные слова.
Образец. Водолаз ← вод[а] , лазить; водолазный ← водолаз☐
В учебнике, повторимся, -ть в глаголах неопределенной формы выделено как окончание. По современным данным это формообразующий суффикс, не входящий в основу! Мы в своем ГДЗ выделяем -ть как суффикс, потому что именно так правильно, так учат в ВУЗах. Кстати, в начальной школе так же уже выделяют -ть как суффикс, а тут в пятом-шестом опа! - окончание. Глупо.
Листопад, пароходик, лесостепь, носоглотка, водопровод, лесопарковый, железобетон, самоварный, теплоходный.
листопад ← лист☐, падать
пароходик ← пароход☐
лесостепь ← лес☐, степь☐
носоглотка ← нос☐, глотать
водопровод ← вод[а], проводить
лесопарковый ← лесопарк☐ ← лес☐, парк☐
железобетон ← желез[о], бетон☐
самоварный ← самовар☐ ← сам☐, вар[ит]
теплоходный ← теплоход☐ ← тепл[о], ходить
Упражнение 219, с. 108
Выпишите слова в колонки: а) образованные приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом. Покажите письменно способ образования слов.
В каких словах есть чередование звуков?
Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.
Распол..жить, р..сточек, выт..реть, наез(?)ник, выр..с-тить, уз..конить, ож..вить, бе(з, с)чувственный, бе(з, с)-ветренный, ре..чик, препод..ватель.
а) Расположить, вытереть, вырастить, бесчувственный, безветренный.
б) Росточек (искл.), резчик (резать), преподаватель (преподать).
в) Наездник (езда), узаконить (словарн.), ожив ить (жить).
Слова с чередованием звуков: расположить, росточек, вытереть, наездник, вырастить, бесчувственный, безветренный, резчик.