Ответы к странице 140

Упражнение 291, с. 140

Употребите данные существительные в тех падежах, для которых в таблице (см. упр. 290) указаны окончания.

Объясните графически правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

Аппарат, программа, печенье, станция, рейс, направление, рейка, батарея, область, рельс, ущелье, приземление, преграда, привычка, преподаватель, подаяние, алюминий, платье, резерв, рейд, спортсмен, деталь, выданье.

Об аппарат[е] (2-е скл., П. п.);
нет программ[ы] (1-е скл., Р. п.), рад программ[е] (1-е скл., Д. п.), о программ[е] (1-е скл., П. п.);
думаю о печень[е] (2-е скл., П. п.);
нет станци[и] (на -ия, Р. п.); рад станци[и] (на -ия, Д. п.), о станци[и] (на -ия, П. п.);
говорю о рейс[е] (2-е скл., П. п.);
спорю о направлени[и] (на -ие, П. п.);
нет рейк[и] (1-е скл., Р. п.), рад рейк[е] (1-е скл., Д. п.), о рейк[е] (1-е скл., П. п.);
нет батаре[и] (1-е скл., Р. п.), рад батаре[е] (1-е скл., Д. п.), о батаре[е] (1-е скл., П. п.);
нет област[и] (3-е скл., Р. п.), рад област[и] (3-е скл., Д. п.), об област[и] (3-е скл., П. п.);
говорю о рельс[е] (2-е скл., П. п.);
вспоминаю об ущель[е] (2-е скл., П. п.);
о приземлени[и] (на -ие, П. п.);
нет преград[ы] (1-е скл., Р. п.), рад преград[е] (1-е скл., Д. п.), о преград[е] (1-е скл., П. п.);
нет привычк[и] (1-е скл., Р. п.), рад привычк[е] (1-е скл., Д. п.), о привычк[е] (1-е скл., П. п.);
о преподавател[е] (2-е скл., П. п.);
о подаяни[и] (на -ие, П. п.);
об алюмини[и] (на -ий, П. п.);
мечтаю о плать[е] (2-е скл., П. п.);
о резерв[е] (2-е скл., П. п.);
о рейд[е] (2-е скл., П. п.);
о спортсмен[е] (2-е скл., П. п.);
нет детал[и] (3-е скл., Р. п.), рад детал[и] (3-е скл., Д. п.), о детал[и] (3-е скл., П. п.);
о выдань[е] (2-е скл., П. п.).

Упражнение 292, с. 140

Выпишите существительные с пропущенными окончаниями вместе со словами, от которых они зависят.
Определите склонение и падеж существительных. Обоснуйте ответ.
Укажите элементы описания в тексте.
Спишите последнее предложение и подчеркните его члены.

Образец. Лежит (на чём? где?) на крыше (1-е, П.).

Зима. Снег лежит на каждой тропинке и каждой аллее. На зелёной ёлке и пихте хвоя покрылась инеем. Спит в берлоге в своей постели косолапый2 медведь1. Белка скачет с ветки на ветку. Заяц у белоствольной2 берёзки попрыгивает. Бродит по просёлочной дороге возле деревни голодный волк.

Лежит (на чём? где?) на тропинк[е] (1-е, П.);
лежит (на чём? где?) на алле[е] (1-е, П.);
покрылась (на чём? где?) на ёлк[е] (1-е, П.);
покрылась (на чём? где?) на пихт[е] (1-е, П.);
спит (в чём? где?) в берлог[е] (1-е, П.);
спит (в чём? где?) в постел[и] (3-е, П.);
скачет (с чего? откуда?) с ветк[и] (1-е, Р.);
попрыгивает (у чего? где?) у берёзк[и] (1-е, Р.);
бродит (по чему? где?) по дорог[е] (1-е, Д.);
бродит (возле чего? где?) возле деревн[и] (1-е, Р.).

косолап[ый]2
у белоствольн[ой]2

медведь1 — [м’идв’эт’] 2 слога.
м — [м’] — согл., сонорн. (зв.непарн.), мягк. парн.
е — [и] — гласн., безуд.
д — [д] — согл., звонк. парн., твёрд. парн.
в — [в’] — согл., звонк. парн., мягк. парн.
е — [е] — гласн., ударн.
д — [т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ь — [—]
7 б., 6 зв.

Бродит по просёлочной дороге возле деревни голодный волк.

Упражнение 293, с. 140

Спишите, обозначьте условия выбора орфограммы «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». Назовите ещё виды орфограмм, связанные с правописанием ь на конце слов после шипящих. Составьте 2—3 простых предложения с любыми из словосочетаний и выполните их синтаксический разбор.

Идти через рожь (3-е скл.), плач (2-е скл.) ребёнка, сухой камыш (2-е скл.), ровно в полночь (3-е скл.), сторож (2-е скл.) у ворот, помощь (3-е скл.) врача, полевая мышь (3-е скл.), полная тишь (3-е скл.)‚ обилие рощ (мн. ч., Р. п.), громада туч (мн. ч., Р. п.), постройка жилищ (мн. ч., Р. п.)‚ выделка кож (мн. ч., Р. п.), ремонт крыш (мн. ч., Р. п.).

Орфограмма: глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком.
       какой?              где?          как?
     ↓------------|           ↓--------|  |--------------------
Ночной сторож у ворот ходил взад и вперёд. (Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)
                                     что?                                 
        какая?           |             чьи?     какие?         |
     ↓------------|           |          ↓---------------------------|  ↓
Полевая мышь точила свои острые белые зубки.  (Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)