Ответы к странице 115

Упражнение 229, с. 115

-Кас- или -кос-? Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы (см. образец в правиле). В каком значении использовано выделенное слово?

Весло коснулось воды. Крючок касается дна. Наши лодки1 соприкоснулись. Ветка прикоснулась к лицу. Не прикасайтесь к огню. Причинить боль касанием. Точка соприкосновения.

Касается, прикасайтесь, касанием.
Коснулось, соприкоснулись, прикоснулась, соприкосновения (нет -а- за корнем).

Слово прикоснулась использовано в значении слегка дотронуться, притронуться.

лодки1 — [лотк’и] 2 слога. 
ло-дки
л — [л] — согл., сонорн. (зв.непарн.), твёрд. парн.
о — [о] — гласн., ударн.
д — [т] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
к — [к’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
и — [и] — гласн., безуд.
5 б., 5 зв.

Упражнение 230, с. 115

Сгруппируйте слова с корнем -кас- — -кос- по признаку: а) дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь; б) затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме и т. д.; в) иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.
В каких словосочетаниях и предложениях слова с корнем -кас- — -кос- имеют прямое значение, в каких — переносное?

Касаюсь стены рукой. Коснитесь пола пальцами рук. Директор коснулся вопроса о дисциплине. Автор брошюры касается проблемы о воспитании3 силы воли. Это тебя не касается. Решение педсовета коснётся всех учеников гимназии. Касание мяча1 о сетку. Прикосновение языка к зубам.

а) Касаюсь стены рукой. Коснитесь пола пальцами рук. Касание мяча о сетку. Прикосновение языка к зубам. (Прямое значение)
б) Директор коснулся вопроса о дисциплине. Автор брошюры касается проблемы о воспитании силы воли. (Переносное значение)
в) Это тебя не касается. Решение педсовета коснётся всех учеников гимназии. (Переносное значение)

мяча1 — [м’ач’а] 2 слога.
мя-ча
м — [м’] — согл., сонорн.  (зв.непарн.), мягк. парн.
я — [а] — гласн., безуд.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
а — [а] — гласн., ударн.
4 б., 4 зв.

I. (О) воспитании — сущ. (о чём?).
II. Н. ф. — воспитание; нариц., неодуш., ср. р., 2-е скл., в Предл. п., в ед. ч.
III. Проблемы (о чём?) о воспитании.