Ответы к странице 35
Упражнение 73, с. 35
Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите 2—3 предложения с прямой речью и постройте их схемы.
• Можно ли использовать в данном тексте синонимы (см. слова в рамке) вместо выделенного слова? Почему?
Утреннее пение птиц
Утреннее пение птиц нестройно и торопливо, но именно в этой торопливости, в перебоях и переливах разноголосья вся новизна3 лесного летнего утра. Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!»4 А другая уже взвилась над макушкой дерева, зажмурилась от блеснувшего света и поспешила оповестить: «Солнце! Солнце встаёт! — «Роса серебрится, роса серебрится!» — отвечают ей снизу, из густого куста орешника.5 «Вить?» — спрашивает зяблик, кружась около недовитого гнёздышка. — «Вить, вить!» — торопливо отвечают ему. И он, принявшись за дело, свищет на всю опушку: «Вью1, вью…» Птицы щебечут, свистят, щёлкают, перебивают друг друга, наполнят лес суетой и гомоном пробуждения.
(По В. Полторацкому)
Варианты заглавия текста: “Птицы встречают солнце”, “Утреннее пение птиц”.
Вместо слова оповестить в данном контексте нельзя использовать синонимы уведомить, осведомить, информировать, проинформировать, так как эти слова относятся к официально-деловому стилю, неуместному в художественном тексте.
Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!»4 (Повеств., невоскл., осложнено однородными сказуемыми, дополнениями и прямой речью)
А: “П!”
«Вить?» — спрашивает зяблик, кружась около недовитого гнёздышка.
“П?” — а.
«Вить, вить!» — торопливо отвечают ему.
“П!” — а.
И он, принявшись за дело, свищет на всю опушку: «Вью, вью…»
А: “П…”
«Роса серебрится, роса серебрится!» — отвечают ей снизу, из густого куста орешника.5 (Предложение с прямой речью. Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. После прямой речи перед словами автора ставится восклицательный знак, так как предложение восклицательное; а после — тире.)
вью1 — [в’й’у]
вью
в — [в’] — согл., звонк. парн., мягк. парн.
ь — [—]
[й’] — согл., сонорн. (зв.непарн.), мягк. непарн.
ю 〈
[у] — гласн., ударн.
3 б., 3 зв.
новизна3 (новизна) — сущ., нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл., И. п., ед. ч.
Упражнение 74, с. 35
Найдите в “Сказке о царе Салтане…” или в любой другой сказке А. Пушкина примеры предложений к каждой схеме.
1. А: “П”.
2. А: “П?”
3. А: “П!”
4. “П”, — а.
5. “П?” — а.
6. “П!” — а.
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
А: “П”.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
А: “П?”
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!»
А: “П!”
«Уж диковинка, ну право», –
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит.
“П”, — а.
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
“П?” — а.
«Нынче ж еду!» – Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.
“П!” — а.