Ответы к странице 143
Упражнение 300, с. 143
Запишите слова время, стремя в форме дательного и предложного падежей в единственном числе и обозначьте в них указанную орфограмму.
Образец. К племен[и] (Д., на –мя), о племен[и] (П., на –мя).
К племен[и] (Д., на –мя), о племен[и] (П., на –мя).
Ко времен[и] (Д., на –мя), о времен[и] (П., на –мя).
К стремен[и] (Д., на –мя), о стремен[и] (П., на –мя).
Упражнение 301, с. 143
Прочитайте словарную статью из справочника по культуре речи. Какого рода слово путь? Какие окончания оно имеет в родительном падеже в единственном числе и в именительном падеже во множественном числе?
Путь, род. пути, м.; мн. пути [не путя].
Слово путь мужского рода.
В родительном падеже в единственном числе оно имеет окончание -и (нет пути).
В именительном падеже во множественном числе оно имеет окончание -и (водные пути).
Упражнение 302, с. 143
Используя данные прилагательные в качестве зависимых слов, составьте и запишите словосочетания со словом путь. Главное слово употребите в родительном, дательном, винительном и творитепьном падежах в единственном числе и в именительном падеже во множественном числе. Графически обозначьте окончания.
Железнодорожный, верный, непроезжий, короткий, долгий.
Р. п., ед. ч.: железнодорожн[ого] пут[и], верн[ого] пут[и], непроезж[его] пут[и], коротк[ого] пут[и], долг[ого] пут[и].
Д п., ед. ч.: железнодорожн[ому] пут[и], верн[ому] пут[и], непроезж[ему] пут[и], коротк[ому] пут[и], долг[ому] пут[и].
В. п., ед. ч.: железнодорожн[ый] путь, верн[ый] путь, непроезж[ий] путь, коротк[ий] путь, долг[ий] путь.
Т. п., ед. ч.: железнодорожн[ым] пут[ём], верн[ым] пут[ём], непроезж[им] пут[ём], коротк[им] пут[ём], долг[им] пут[ём].
И. п., мн. ч.: железнодорожн[ые] пут[и], верн[ые] пут[и], непроезж[ие] пут[и], коротк[ие] пут[и], долг[ие] пут[и].
Упражнение 303, с. 143
Диктант. Обозначьте условия выбора гласных в окончаниях.
Расположиться в долин[е] (1-е скл., П. п.), стоять у знамен[и] (Р. п. на –мя), находиться в вестибюл[е] (2-е скл., П. п.), расти на свобод[е] (1-е скл., П. п.), нога в стремен[и] (П. п. на –мя), отвечать по истори[и] (Д. п. на –ия), постареть от времен[и] (Р. п. на –мя), участвовать в экспедици[и] (П. п. на –ия), проходить по алле[е] (1-е скл., Д. п.), звать по имен[и] (Д. п. на –мя), предупредить об онасност[и] (3-е скл., П. п.), в пламен[и] (П. п. на –мя) костра, заботиться об урожа[е] (2-е скл., П. п.).