Урок 17 Как устроен наш язык
         Слова, называющие предметы

Какие вопросы можно задать к словам портфель, школа, умный, учиться?

(Что?) портфель, (что?) школа, (какой?) умный, что делать?) учиться.

Упражнение 1. Прочитай. Выпиши слова, к которым ты можешь задать вопрос что?
дом, стол, окно, ступеньки, высокий, столб, чаща, гуляют, пушистый, ножницы, картина

Дом, стол, окно, ступеньки, столб, чаща, ножницы, картина.

Выбери правильный ответ: «Выписанные слова обозначают предметы», «Выписанные слова называют признак предмета (указывают, какой это предмет)», «Выписанные слова называют то, что делает предмет».

Какие слова ты не выпишешь? Почему? Можно ли задать к ним вопрос?

(Какой?) высокий, (что делают?) гуляют, (какой?) пушистый.

Упражнение 2. Прочитай и запиши предложения. Найди слова, называющие явления природы. Напиши над этими словами вопрос, который к ним можно задать.
Наступила осень. Льёт холодный дождь. Дует сильный ветер. Вечером стелется туман. Иногда идёт снег. Засыпает природа.

Наступила осень. Льёт холодный дождьчто?. Дует сильный ветерчто?. Вечером стелется туманчто?. Иногда идёт снегчто?. Засыпает природа.

Упражнение 3. Подумай, можно ли к данным словам задать вопрос что? Почему?

Не ко всем, потому что одни слова обозначают одушевленные предметы, другие - неодушевленные.

Выпиши слова, которые не отвечают на вопрос что? Какой вопрос ты задашь к этим словам?
дверь, стена, мама, сестра, лампа, дедушка, бабушка, пол, папа, диван, га-зета, собака, кошка, попугай, клетка

(Кто?) мама, сестра, дедушка, бабушка, папа,  собака, кошка, попугай.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? (мальчик, девочка, котёнок, утка, пчела, окунь) и что? (тетрадь, карандаш, метель, небо), называют предметы.Эти слова называются имена существительные.
Наш урок мы назвали «Слова, называющие предметы». Как теперь можно назвать урок иначе?

Имена существительные.

Упражнение 4. Задай вопросы к словам. Найди и выпиши имена существительные. Какие слова ты не выпишешь? Почему?
брат, телефон, книга, ветер, игра, сладкий, петух, забор, прыгает, папа, дедушка, берёза, просыпается, белый, пирожок

Брат, телефон, книга, ветер, игра, петух, забор, папа, дедушка, берёза, пирожок.

Слова сладкий, прыгает, просыпается, белый выписывать не будем, это не существительные.

Упражнение 5. Запиши слова в два столбика.
       кто?                   что?
учитель, тётя, солнце, портфель, бабушка, обувь, мама, дождь, врач, цветок, мороженое

  кто?                      что?
учитель                 солнце 
тётя                      портфель
бабушка                обувь
мама                     дождь
врач                     цветок
                            мороженое