Урок 62. Как устроен наш язык
Приставка как часть слова
Как ты думаешь, может ли быть слово без суффикса? А без корня? Объясни ответы.
Без суффикса может быть, а без корня нет, так как корень - главная часть слова, а суффикс помогает образовать новые родственные слова.
Прочитай слова. Выдели устно корни и суффиксы в данных словах.
море — приморский, дорога — придорожный, школа — пришкольный, берег — прибрежный, город — пригородный
Как называются вторые слова в парах?
Имена прилагательные.
На какой вопрос они отвечают?
Какой?
Что обозначают?
Признак предмета.
Можно ли сказать, что вторые слова в парах имеют общее значение «находящийся рядом, около»?
Да.
Выдели устно ту часть слова, которая образовала это значение.
Это часть при- в начале слова.
Упражнение 1. Допиши недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйся подсказкой.
…бежал за угол; …бежал из дома; …бежал первым; …бежал через дорогу; …бежал от края
за-, вы-, при-, пере-, от-
Забежал за угол; выбежал из дома; прибежал первым; перебежал через дорогу; отбежал от края.
Упражнение 2. Спиши слова. Обозначь в них приставки.
вылить задумать заехать
перелить придумать выехать
налить выдумать переехать
отлить продумать уехать
пролить передумать приехать
На какой вопрос отвечают эти слова? Как они называются?
Что сделать? Глаголы.
Упражнение 3. Запиши одним словом ответ на вопрос. Обозначь приставки.
что сделал?
начал говорить — …
начал петь — …
начал бежать — …
начал плыть — …
начал работать — …
начал шуметь — …
начал дуть — …
перестал цвести — …
перестал греметь — …
закончил читать — …
закончил шить — …
закончил идти — …
закончил нести — …
закончил расти — …
что сделал?
начал говорить — заговорил
начал петь — запел
начал бежать — побежал
начал плыть — поплыл
начал работать — заработал
начал шуметь — зашумел
начал дуть — подул
перестал цвести — отцвёл
перестал греметь — отгремел
закончил читать — прочитал
закончил шить — сшил
закончил идти — пришёл
закончил нести — принёс
закончил расти — вырос
Что называют слова, которые получились?
Действие предмета.
Упражнение 4. Спиши предложения. Вставь пропущенные приставки по- или у-.
Неожиданно …дул ветер. Серые тучи …бежали по небу. На землю …пали первые капли дождя.
Неожиданно подул ветер. Серые тучи побежали по небу. На землю упали первые капли дождя.
Упражнение 5. Вставь приставки. Объясни их значения.
…летел два метра, …летел через океан, …летел на два дня, …летел от стены, …летел до игрока, …летел на столб, …летел в комнату, …летел с крыши, …летел за ограду, …летел в небо
Пролетел два метра, перелетел через океан, залетел на два дня, отлетел от стены, долетел до игрока, налетел на столб, влетел в комнату, слетел с крыши, взлетел за ограду, улетел в небо.