Урок 18 Как устроен наш язык
        Слова, называющие признаки и действия предметов

Серёжа сказал: «Ко всем словам можно задать вопрос кто? или что?». Прав ли он? Докажи своё мнение.

Такие вопросы можно задать только к именам существительным.

Упражнение 1. Прочитай. Выпиши слова, которые не являются именами существительными.
дорога, поле, летний, зелёный, лесной, опушка, птица, чёрный, тополиный, медведь

Летний, зелёный, лесной, чёрный, тополиный.

Какой вопрос можно задать к выписанным тобой словам?

Какой?

Упражнение 2. Прочитай пары слов. Задай вопрос от имени существительного.
Образец: дом (какой?) каменный.
дом (?) каменный; ручка (?) красная; облако (?) белое; цветы (?) красивые; улицы (?) широкие; дети (?) умные

Дом (какой?) каменный; ручка (какая?) красная; облако (какое?) белое; цветы (какие?) красивые; улицы (какие?) широкие; дети (какие?) умные.

Что называют слова, к которым ты задаёшь вопрос, — предмет или его признак?

Признак.

Назови признаки предметов, которые тебя окружают.

Стена (какая?) ровная, высокая; стол (какой?) низкий, светлый.

Упражнение 3. Найди и выпиши имена прилагательные по образцу. Что они называют?
Образец: (какая?) красивая.
весёлый, железная, велосипед, молодой, стена, смешные, холодный, зима, воробей, яркое, синий, зимний

(Какой?) весёлый,  (какая?) железная, (какой?)  молодой, (какие?)  смешные, (какой?) холодный, (какое?)  яркое, (какой?) синий, (какой?) зимний.

Упражнение 4. Прочитай. Найди имена существительные и имена прилагательные. Докажи свой выбор. Задай вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Выпиши пары: имя прилагательное + имя существительное.
Убежал куда-то ветер,
Лёгкий ветер в ранний час.
А когда спустился вечер,
Он вернулся, обнял нас.
(В. Степанов)

Лёгкий ветер, ранний час.

Подбери несколько имён прилагательных к существительному вечер.

Вечер (какой?) тихий, тёмный, тёплый.

Упражнение 5. Прочитай. Выпиши слова, которые не являются ни именами существительными, ни именами прилагательными. Какой вопрос ты задашь к этим словам? Что обозначают эти слова — предмет, признак или  действие?
автобус, синий, синеет, гуляет, поёт, сосна, сосновый, смотрит, бегает, растёт, волна, чайка, летает, лётчик, ученик, учиться, весельчак, весёлый, веселиться

Синеет, гуляет, поёт, смотрит, бегает, растёт, летает, учиться, веселиться.

Упражнение 6. Прочитай. Найди глаголы. Выпиши их и задай к ним вопросы.
Образец: (что сделала?) пришла.
Пришла Зима. Пустила она по небу серые тучки и покрыла землю пушистым снегом! Вспыхнули на ярком зимнем солнышке снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на кустах и на деревьях. Подул ветерок, стряхнул иней с ветвей. И в воздухе тоже заискрились цветные огоньки. Чудесная получилась картина!
(По Г. Скребицкому)

(Что сделала?) пришла, (что сделала?) пустила, (что сделала?) покрыла, (что сделали?) вспыхнули, (что сделали?) зажглись, (что сделал?) подул, (что сделал?) стряхнул, (что сделали?) заискрились, (что сделала?) получилась.