Урок 47 Как устроен наш язык
             Суффикс как часть слова

Слова школа и школьник однокоренные. Школьник — это тот, кто учится в школе. Назови корень, общий для этих слов. Назови два различия в составе слов школа и школьник.

Корень -школ-. В слове школа окончание а, в слове школьник дополнительная часть -ник.

Упражнение 1. Прочитай. Назови однокоренные слова. Найди в словах, которые обозначают детёнышей животных, корень и окончание.

Слон со слонёнк[ом].      Коза с козлёнк[ом].
Лось с лосёнк[ом].         Сова с совёнк[ом].
Орёл с орлёнк[ом].        Лиса с лисёнк[ом].

Назови в словах, обозначающих детёнышей, ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

Это часть между корнем и окончанием.

Упражнение 2. Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы.
медведь — медведица — медвежонок
волк — … — волчонок
тигр — … — …
орёл — орлица — …… — зайчиха — …… — лосиха — …

медведь — медведица — медвежонок
волк — волчица — волчонок
тигр — тигрица — тигрёнок
орёл — орлица — орлёнок
заяц — зайчиха — зайчонок
лось — лосиха — лосёнок

Какие значения придают словам суффиксы -иц-, -их-, -онок-, -ёнок-?

Суффиксы -иц-, -их- придают значение самки животного, -онок-, -ёнок- - детёныша.

Упражнение 3. Образуй слова с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -анин-, -янин-.
Подумай, какое значение имеют эти суффиксы.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.
А если в Париже, то ты парижанин, а мы парижане,
если на Волге, то ты волжанин, а мы волжане,
если в селе, то ты селянин, а мы селяне,
если на Земле, то ты землянин, а мы земляне,
если на Марсе, то ты марсианин, а мы марсиане.

Значение суффикса - принадлежность человека к определённому месту жительства.

Где живут южане, северяне, горожане?

На юге, на севере, в городе.

Упражнение 4. Прочитай. Выпиши выделенные слова, обозначающие маленький предмет или ласковое название предмета. На какой вопрос отвечают эти слова? Как они называются?
Хозяюшка
(Потешка)
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избушке работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапкою скребёт,
Половичку курочка веничком метёт.

Хозяюшка, в избушке, работушку, чашечку, собачка, мышка, крошки, половичку, курочка, веничком.

Это имена существтельные, они отвечают на вопросы кто? что?

Упражнение 5. Выпиши слова, в которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение. Обозначь эти суффиксы.
Уменьшительно-ласкательное значение имеют не только суффиксы -ушк-, -юшк-, -к-.
   Ласков Вася да хитёр, лапки бархатные, коготок остёр. У Васюшки ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая.
   Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки большие, лапки стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!
(К. Ушинский)

Лапки, коготок, Васюшки, ушки, хвостиком, глазки, песенку, мышка, зубки.