Урок 9 Правописание
          Учимся писать сочетания ча—ща

Упражнение 1. Отгадай загадку.
Появилась в небе клякса —
Удивительная плакса!
Если клякса заревёт —
Разбежится весь народ!
Только ветер был хитёр:
Налетел — и кляксу стёр!
(А. Масленникова)
Запиши отгадку в тетрадь. Сделай транскрипцию этого слова. Сравни гласный звук и букву гласного после звука [ч’]. (Они одинаковые)

Туча [туч’а]

Упражнение 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
саранч… , трещ…ть, печ…ть, площ…дка, прощ…й, выруч…й, уч…сток, ч…сто, пищ…ть, перч…тки, коч…н, овч…рка, задач… , щ…вель

Саранча, трещать, печать, площадка, прощай, выручай, участок, часто, пищать, перчатки, кочан, овчарка, задача, щавель.

Упражнение 3. Спиши слова, изменяя их по образцу. Подчеркни в словах сочетания ча—ща.
Образец: молчу — молчать.
Я молчу — (что делать?) … .
Я навещаю — (что делать?) … .
Я кричу — (что делать?) … .
Я стучу — (что делать?) …
Я изучаю — (что делать?) … .
Я обещаю — (что делать?) … .

Молчу - молчать, навещаю - навещать, кричу - кричать, стучу - стучать, изучаю - изучать, обещаю - обещать.

Упражнение 4. Спиши пословицы, вставляя в слова пропущенные буквы.
Сам погибай, а товарищ… выруч…й!
Делу время, а потехе ч…с.
Cч…стье Родины дороже ж…зни.
Объясни, почему нужно писать именно эти буквы.

Сам погибай, а товарища выручай!
Делу время, а потехе час.
Cчастье Родины дороже жизни.

Писать Родина нужно с прописной буквы, потому что слово дано в значении   "страна,  в  которой  человек родился  и  гражданином  которой является".

Упражнение 5. Прочитай предложения. Спиши выделенные слова. Сравни произношение и написание их общей части.
Мы целый час ехали вдоль реки. На возвышении стояла часовня. Часовой механизм будильника сломался. Часовщик сразу определил поломку.

Час, часовня, часовой, часовщик. Общая часть "час".