Урок 61 Правописание
Учимся писать корни и суффиксы
Упражнение 1. Написание каких букв в выделенных словах нужно проверить? Почему?
Написание букв, обозначающих безударные гласные и согласные звуки в корне слова, потому что они иногда пишутся не так, как слышатся.
Объясни написание букв, обозначающих безударные гласные и согласные звуки в корне слова.
Я его встретил в густом березняке. Впрочем, где же ещё легче всего встретить лесника, как не в лесу — то ли в березняке, то ли в дубраве, то ли в ельнике, то ли в сосновом бору! Хозяин и одновременно страж зелёного царства, шёл он по своим владениям. (Г. Юрмин)
Приготовься к письму под диктовку.
Я его встретил (сл. слово) в густом березняке (сл.слово., берёза). Впрочем, где же ещё легче всего встретить лесника (лес), как не в лесу (лес) — то ли в березняке, то ли в дубраве, то ли в ельнике, то ли в сосновом (сосны) бору (бор) ! Хозяин и одновременно страж зелёного царства, шёл он по своим (свой) владениям. (Г. Юрмин)
Упражнение 2. Найди слова, в корне которых перед записью нужно проверить согласный звук. Выпиши эти слова.
Кто с кем дружит
Дружит белка с шишкой,
Заяц — с кочерыжкой,
Жеребёнок — с травкой,
Воробей — с козявкой,
Шмель — с цветочною пыльцой,
Мишка — с мёдом,
Волк — с овцой,
Ну а мы всем садом
Дружим с шоколадом.
(В. Лунин)
Шишкой (шишечка), кочерыжкой (кочерыжечка), травкой (трава), козявкой (козявочка), овцой (овечка).
Вера считает, что в слове дожд…вой нужно писать букву и, потому что можно проверить словом дождливый. Дима считает, что в слове дожд…вой нужно писать букву е, потому что в этом слове безударный суффикс -ев-. С кем из ребят ты согласишься?
С Димой.
Можно ли безударный гласный в суффиксе проверять так же, как безударный гласный в корне?
Нет.
Упражнение 3. Подбери к каждому слову по три слова с таким же суффиксом (можешь использовать слова-подсказки). Запиши, обозначь суффиксы и объясни их написание.
игривый, шутливый, замочек, заманчивый, мудрость, лицевой, бантик
Слова-подсказки: талантливый, молодость, дождик, задумчивый, орешек, настойчивый, торопливый, ленивый, дождевой, ясность, гвоздик, дождливый, червивый, волевой, пёсик, комочек, жалость, плюшевый, правдивый, изменчивый, молоточек.
Игривый, ленивый, червивый, правдивый.
Шутливый, талантливый, торопливый, дождливый.
Замочек, орешек, комочек, молоточек.
Заманчивый, задумчивый, настойчивый, изменчивый.
Мудрость, молодость, ясность, жалость.
Лицевой, дождевой, волевой, плюшевый.
Бантик, дождик, гвоздик, пёсик.
Упражнение 4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначай часть слова, в которую входит вставленная буква.
Корзина малины
Когда ты ш…гаешь с т…жёлой корзиной,
Дорога становится длинной-предлинной.
А если в корзине пылает малина —
Ещё т…желее бывает корзина.
Б…жит, извиваясь, л…сная дорожка.
С корзиной малины ш…гает Серё…ка.
(В. Суслов)
Корзина малины
Когда ты шагаешь с тяжёлой корзиной,
Дорога становится длинной-предлинной.
А если в корзине пылает малина —
Ещё тяжелее бывает корзина.
Бежит, извиваясь, лесная дорожка.
С корзиной малины шагает Серёжка.
(В. Суслов)
Выполни упражнения в тетради «Пишем грамотно» № 1.