Урок 3 Как устроен наш язык
Обозначение звуков речи на письме
Серёжа сказал: «Каждый звук речи имеет свою букву». Прав ли Серёжа? Объясни свой ответ.
Не прав. Есть буквы, которые не имеют звука (ь,ъ), и есть звуки, которые обозначаются на письме разными буквами ([о] - о ё, [у] - у ю, [а] - а я, [э] - э е), и есть разные звуки, которые обозначают на письме одной и той же буквой (твердый и мягкий звук р обозначается одной буквой).
Упражнение 1. Рассмотри картинки. Сравни транскрипцию слов и их орфографическую запись. Произнеси звуки в каждом слове.
[дуп] дуб [сава] сова [л’эс] лес
[школа] школа [б’элка] белка [лос’] лось
Запиши слова в два столбика: 1) все согласные звуки твёрдые; 2) есть мягкие согласные.
дуб лес
сова белка
школа лось
Упражнение 2. Произнеси звуки парами.
Как произносятся первые звуки каждой пары? А вторые?
Первые произносятся твердо, а вторые - мягко.
Придумай и запиши в тетрадь слова, в которых есть эти звуки. Пиши, диктуя себе по слогам. Записывай так.
[н] норка [н’] незабудка
[в] волна [в’] ветка
[к] кошка [к’] кепка
[р] рубаха [р’] река
[б] булка [б’] берёза
[д] дом [д’] дети
Упражнение 3. Запиши слова, а рядом — согласные звуки, которые произносятся в слове.
Образец: клён — [к], [л’], [н].
день, мёл, сад, дядя, салют, рука, люди
День - [д], [н’], мёл - [м’], [л], сад - [с], [т], дядя - [д’], [д’], салют - [с’], [л’], [т], рука - [р], [к], люди - [л’], [д’].
Сравни написание и произношение выделенного слова. Сколько в нём звуков? Назови.
3 звука: [с], [а], [т].
Сколько букв? Назови.
3 буквы: с а д.
Упражнение 4. Назови животных. Запиши произношение слов с помощью транскрипции.
Образец: волк — [волк].
Слон — [слон], тигр — [тигр], лев — [л’эф], рысь — [рыс’], волк — [волк].
Упражнение 5. Запиши слова буквами.
[м’ал], [мал], [вол], [в’ол], [ток], [т’ок], [нос], [н’ос]
Мял, мал, вол, вёл, ток, тёк, нос, нёс.
Почему одинаковые гласные звуки обозначаются разными буквами? Подчеркни эти буквы.
Потому что некоторые гласные обозначают мягкость согласного.