§8. Жизнь египетского вельможи

Вспомните, что представляла собой вера в «страну мёртвых» (см. § 3, п. 4).

Вера в «страну мертвых» берет начало в далекие первобытные времена. Первобытные люди представляли себе жизнь душ предков в «стране мертвых» аналогичной собственной жизни. Души предков переселяются в далекую «страну мертвых», живут там родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в его могилу все необходимое для путешествия в «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, оружие, украшения.

Проверьте себя

1. С какой целью египтяне изображали на стенах гробниц самого вельможу, его семью и слуг? Зачем в гробницу поме­щали фигурки работников?

Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня может ожить. Поэтому на стенах гробницы изображали дом, семью вельможи и самого вельможу, чтобы тот мог после смерти жить так же, как и при жизни. Фигурки работников помещали в гробницу, чтобы те могли служить вельможе в «стране мертвых».

2. Как жили и чем занимались вельможи на службе фараона? Откуда учёным об этом известно?

Исследуя гробницы вельмож, ученые получили возможность изучать рисунки и надписи, рассказывающие о жизни и достижениях вельможи. Надписи повествовали, чем занимались при жизни вельможи и какими милостями были осыпаны. Вельможи были ближайшими слугами и советниками фараона и выполняли его поручения. Вельможи могли распоряжаться работами в каменоломнях, принадлежащих фараону, вершить суд и расправу, следить за уплатой земледельцами налога, возглавлять военные походы или «носить царские сандали».

Ответьте на вопросы

Познакомьтесь с документом — отрывком из древнеегипетской пове­сти о Синухете (см. с. 45).

Читаем повесть "Приключения Синухета" в учебнике.

1. Что можно узнать из повести об опасностях передвижения по пустыне? о чувствах, которые испытывал вельможа при виде фараона?

Из отрывка древнеегипетской повести видно, насколько опасна пустыня для одинокого путника. Жажда и отсутствие воды неизбежно убьет путника. Днем жгучее солнце иссушает человека, ночью холод пробирает до костей. Бежать в одиночку в пустыню — равносильно самоубийству. Однако страх и благоговение перед фараоном неизмеримо больше. Именно страх гнева фараона погнал Синухета в пески. И именно предложение фараона заставило вельможу вернуться в Египет. Степень почитания фараона ярко продемонстрирована в тексте, когда Синухет упал и потерял сознание, только от того, что он снова увидел фараона.

2. Почему гробницу для Синухета, так же как и для других вельмож, сооружали из камня, а жилые дома и дворцы — из глиняных кирпичей?

В тексте повести не сказано, что гробница Синухета была из камня. Говорится лишь о том, что ее сооружали каменщики. Не опровергая выдвинутого предположения о каменной гробницы, следует напомнить, что на начальных этапах египетской цивилизации (периоды Раннего и Древнего царств) гробницы фараонов и вельмож строились и из кирпича. Такие гробницы назывались мастабами.

Объективно предположить, что гробница из камня намного долговечнее, чем гробница из кирпича. Поэтому в более поздние периоды Древнеегипетской истории наблюдается переход к строительству гробниц из камня. А обожженный кирпич по-прежнему использовали для строительства домов богатых египтян.

Рассмотрите древнеегипетское изображение «Наказание палками» (см. с. 44). Мог ли избиваемый человек быть земледельцем, или строителем гробниц, или вельможей? Если да, то вообразите, за что мог быть наказан каждый из них.

Избиваемый человек мог быть кем угодно, кроме фараона. Несмотря на то, что вельможи по указанию фараона могли вести суд и назначать наказания египтянам, сами вельможи тоже могли быть подвергнуты наказанию по требованию фараона. Однако, стоит заметить, что в Древнем Египте существовало четкое понимание, какое наказание может понести человек за то или иное преступление или правонарушение. Обычно избиению палками подвергались люди, совершившие небольшие правонарушения. Этот вид наказания рассматривался как телесное повреждение, принуждающее человека к выполнению своих обязательств. По большей части такому виду наказания подвергались незнатные египтяне.

За более серьезные преступления против государства, чести или религии полагалась смертная казнь, иногда сопровождавшаяся лишением имени (египтяне считали, что любое преступление — это преступление души, а не тела, поэтому за серьезное преступление человек должен нести не только телесное, но и духовное наказание). Одним из видов смертной казни было избиение палками до смерти виновного. Такому смертному приговору могли подвергнуться и знатные люди.