Подведём итоги и сделаем выводы

Какие предания и легенды древних римлян вам запом­нились?

Самым известным преданием, конечно же является легенда об основании Рима братьями Ромулом и Ремом. Она повествует об их чудесном рождении, естественно, не обошлось без божественного вмешательства бога войны Марса, попытке их убийства и спасении с помощью волчицы, накормившей их своим молоком, и пастухом, который нашел их и вырастил. Возмужав, браться вернули власть своему деду. Но сами они решили построить новый город. В процессе создания Рима между братьями разгорелся спор, в результате которого Рем был убит.

В числе главных преданий можно назвать мифологическую поэму Виргилия «Энеида», в которой он связал рождение римской цивилизации с троянским царским родом. В своей поэме Виргилий описал путешествие бежавшего после разгрома Трои родственника царя Приама Энея, который со спутниками прибыл в Италию и породнился с царским родом племени латинов, которые в свою очередь пошли от Латина, внука Одиссея, связав таким образом эллинские корни и божественное предначертание особой роли Рима в мире.

Характерные мифы Рима чаще всего можно отнести к политическим или моральным, то есть они связаны с развитием системы римского правления в соответствии с божественными законами и с демонстрацией приверженности человека к моральным надеждам.

Наиболее популярные мифы:

  1. Похищение сабинянок объясняет важность сабинян в формировании римской культуры и возвышение Рима через конфликт и альянс.
  2. Нума Помпилий, второй царь Рима, по происхождению сабинянин, который общался с нимфой Эгерией и создал многие из правовых и религиозных институтов Рима.
  3. Лукреция, чьё самопожертвование послужило поводом к свержению ранней Римской монархии и привело к созданию Республики.
  4. Муций Сцевола («Левша»), который сунул правую руку в огонь, чтобы доказать свою преданность Риму.
  5. Манлий Капитолин и гуси, о божественном вмешательстве в осаду Рима галлами.

В чём сходство между устройством Римской республи­ки и Афинского полиса при Перикле? В чём различия (опорные слова: принятие законов, оплата должностей, роль сената)?

Устройство Римской республики и Афинского полиса во многом похожи. И в Древнем Риме, и в Древних Афинах государственный строй назывался демократическим, источником всей власти был народ — граждане, обладающие избирательным правом. Но на деле существовали большие различия в системах управления. Если в Афинах действительно граждане активно участвовали в принятии законов и управлении государством, то в системе управления Римом существовали признаки как народовластия, так и власти олигархов и даже признаки монархии. Развитые органы государственного управления должны были соблюдать строгие принципы разделения полномочий. Ни один оган управления не мог представлять римский народ в целом. В этом были не только необходимые гарантии от узурпации власти, но и требование «действовать с народом». Наличие взаимных сдержек разных государственных органов было в римском праве гарантией реализации народной воли. При этом благо народа признавалось высшим законом и высшим принципом организации власти.

Принятие законов. Законы в Афинском полисе и Римской республике принимались на Народном собрании.

В Древних Афинах любой гражданин мог стать инициатором закона, который обсуждался и разрабатывался в Совете 500 и выносился для утверждения на Народное собрание.

В Древнем Риме инициаторами законов могли выступать только консулы или народные трибуны, разработкой законов занимался Сенат, то есть те люди, которые как считалось в этом хоть что-то соображают. Затем повестка Народного собрания утверждалась в Сенате, а консулы должны были объявить сбор Народного собрания. На собрании граждане принимали закон, но его еще должны были утвердить в Сенате.

Выборные должности. И в Древнем Риме и в Афинском полисе существовали выборные должности.

В Афинах — высшими выборными должностями являлись стратеги, подотчетные Народному собранию.

В Риме — консулы. Эта должность тоже была коллегиальной, поскольку консулов всегда было двое. Для принятия какого-либо решения, они должны были согласовывать его друг с другом, поскольку каждый из них мог заблокировать решение другого. Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали Сенат и Народные собрания (комиции), председательствовали в них, назначали диктаторов и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах Сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

В Римской республике за исполнение выборных обязанностей не существовало какой-либо платы, поэтому зачастую такие должности занимали люди обеспеченные. В Афинах платили за исполнение таких обязанностей и занять общественные должности, а следовательно, принимать непосредственное участие в управлении государством мог каждый.

Народные собрания. В Римской республике и Афинском полисе существовали Народные собрания, но их роль и значение были разными.

В Афинах Народное собрание являлось высшим органом власти, принимающим законы, избирающим стратегов и кандидатов на прочие выборные должности, контролирующим финансовые расходы, решающим важные вопросы жизни полиса, войны и мира.

В Древнем Риме роль Народных собраний была не такой значительной. Граждане на таких собраниях избирали и как бы делегировали свою власть различным исполнительным органам, а те в свою очередь должны были как бы советоваться с народом по важным решениям.

Коллегиальные органы управления. В Афинах и в Риме существовали коллегиальные органы управления.

Сенат в Древнем Риме — собрание «лучших людей», призванных руководить всей общиной. Сенат формировался главным образом из тех, кто своей прежней деятельностью доказал умение руководить народом — то есть из бывших должностных лиц, военачальников и т.д., а также отвечал высокому имущественному цензу. Позднее звание сенатора стало наследственным, связывалось с соблюдением определенных правовых ограничении и, по существу, стало не только государственно-политическим чином, но и сословным обозначением. Сенат считался как бы «опекуном» римского народа и потому обладал некоторыми императивными полномочиями: мог не утвердить принятый собранием закон (но сам принять закон права не имел), представлял республику во внешних сношениях, заведовал государственной казной, контролировал деятельность должностных лиц. Однако влияния на выбор должностных лиц, т.е. в конечном счете, на свой собственный состав, Сенат не имел.

В отличие от Сената в Древнем Риме, коллегиальные органы управления в Афинах не имели такой власти. Роль совета архонтов со временем только уменьшалась, а Совет 500 был лишь рабочим органом Народного собрания, в котором разрабатывались законы.