Проект 7. Устройство древних государств
Устройство древних государств. Чем отличалось управление в Афинах при Перикле и в Римской республике от управления в Древнем Египте, Персии, Китае?
Древние Афины
Афиняне называли управление в своем полисе демократией (властью демоса-народа). Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью родовой аристократии. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Древним грекам удалось законодательно определить круг демоса, в котором каждый обладал равными правами и свободами, мог избирать и быть избранным, имел возможность занимать выборные должности и предлагать собственные пути развития государства. Такая система во многом представляется идеальной, но только поскольку она была небольшой. Ограниченное количество избирателей, примерно равное образование и способности критически оценивать действия и их последствия позволяла считать, что такая форма правления действительно самая справедливая и эффективная.
Высшим законодательным органом Древних Афинах было Народное собрание, на котором могли присутствовать граждане (мужчины, рожденные в Афинах и достигшие 20 лет, женщины не принимали участие в управлении государством). Именно граждане на Народном собрании голосовали за тот или иной закон, а также выбирали чиновников. Высшим органом власти в Афинах Совет пятисот. Он представлял собой орган самоуправления и избирался из афинских граждан. Совет следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городской инфраструктуры, храмов. Исполнительную власть в Афинах осуществляли выборные стратеги.
Система управления Афинским государством продемонстрировало всему миру идеальную демократию и стала образцом для подражания для других государств, в том числе и современных. Естественно, сегодня мы не сможем найти практически ни одного примера такой идеальной системы. Тем не менее практически в каждой современной стране с развитыми формами государственного управления мы видим элементы, которые пришли из Древней Греции — выборы руководителей государства или административных территорий, представителей в законодательные органы власти, суды присяжных, личные свободы и права и т.д.
Кардинально другой была система управления в Древнем Египте, Персии, Китае. Название этой системы – тирания или абсолютная монархия.
Древний Египет
Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Структура системы управления государством была линейной, в связи с тем, что правил один человек — фараон. В основу такого понимания было положено божественное начало власти фараона. Опору власти фараона составляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Весь служилый люд, начиная от свободного земледельца и кончая царскими слугами, обозначался универсальным термином «хам», то есть слуга, раб фараона.
Вельможи, правители областей по богатству могли конкурировать с правителями, их усыпальницы не уступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он же считался казнохранителем государства. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелся многочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имел свое войско. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.
Древняя Персия
Древняя Персия была разделена на области – сатрапии во главе с царскими наместниками – сатрапами, обладавшими очень большой административной и законодательной властью. Сатрап имел военные отряды и множество чиновников. За наместниками был учрежден тайный надзор. Их проверяли, меняли, иногда казнили. Сатрапы – иранская знать, теперь оторванная от своих племен и родовых территорий, доносили друг на друга. Естественно, всей полнотой высшей власти обладал лишь царь.
Древний Китай
Для рассмотрения системы государственного управления в Древнем Китае следует ограничить временные рамки. Возьмем для примера период завершения войн семи царств и создания единой империей под властью Цинь Шихуана (221 год до н.э.).
В империи Цинь существовавшая ранее власть ванов трансформировалась в императорскую. Правитель выбрал для себя новый титул — хуанди, который означал претензию на исключительный статус и небывалые ранее полномочия. Власть императора стала практически неограниченной и обожествленной, особа его — священна и прикосновенна. Даже в рамках общего типа древневосточной монархии китайская империя отличалась особой исключительностью статуса правителя. Во главе управления империей находились два министра — советники императора и одновременно управляющие центральными ведомствами. В Древнем Китае впервые на Востоке сформировалась система учреждений, которые существовали независимо от полномочий высших руководителей и представляли постоянный государственный аппарат с особым персональным составом, самостоятельными функциями, особым порядком службы в них.
Империя была разделена на 36 крупных областей, которые, в свою очередь, подразделялись на более мелкие округа; на уровне общин и условных волостей администрация (организация работ, взимание налогов, исполнение трудовой повинности и т. п.) была в руках самоуправления. Область возглавляли губернатор-наместник и военный начальник. Областные чиновники подчинялись и своему наместнику, и центральному соответствующему ведомству. Военные и военачальники подчинялись только своему ведомству и, через него, императору.
В короткий срок эта административная система настолько усилила вездесущее государственное регулирование и вмешательство во все стороны общественной жизни, что Цинская империя оказалась способной на грандиозные предприятия: для защиты от кочевых племен севера была построена грандиозная Великая стена, аккумулировавшая на десятилетия людские, финансовые и материальные ресурсы страны, начато строительство новой столицы с огромным дворцовым комплексом. Новая государственная администрация позволила разоружить население и знать, перейдя на территориальные ополчения и профессиональную армию.
Заключение
Мы рассмотрели системы управления в крупнейших государствах древнего мира. По большому счету все их можно разделить на два типа: демократия и тирания (абсолютная монархия). В демократической системе управления вся власть номинально принадлежит народу — гражданам государства. Они реализуют свою власть путем выборных процедур. Фактическое управление государством осуществляется выборными органами управления. В тиранической системе управления власть принадлежит одному монарху. Свою власть он проводит, опираясь на государственный аппарат и войска.