Проект 4. Древняя культура Китая
Древняя культура Китая. Какими достижениями древней культуры Китая вправе гордиться ныне живущие китайцы?
Китайская культура считается одной из самых древних, уступая по древности лишь шумерской, египетской и индийской. Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта – это большая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемонии.
Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.
Культура Древнего Китая существовала с начала II тысячелетия до н.э. и до 220 года до н.э., когда распалась империя Хань. Непосредственной предшественницей этому периоду была культура позднего неолита. Она получила название Яншао. До II тысячелетия до н.э. китайцы уже научились приручать животных, возделывать поля, строить землянки. Они овладевали пиктографической письменностью и были искусны в ремесленничестве. Высокого уровня в этот период достигают гончарные изделия. Керамические сосуды — блюда, чаши, амфоры, кувшины — украшаются сложными геометрическими (зигзаги, ромбы, треугольники, круги) и зооморфными узорами.
Во II тысячелетии до н.э. с появлением городов и цивилизации китайская культура претерпевает глубокие изменения. Существенно усложняются религиозно-мифологические представления о мире, усиливается вера в загробную жизнь и значение культа предков. Это проявляется в появлении более сложных и величественных гробницах. Так, например, гробница правителя Шана представляет собой две подземные камеры, расположенные друг над другом, охраняемые тотемными стражами в виде полузверей-полулюдей. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые в загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной.
Особого выделения заслуживает так называемая эпоха «Борющихся царств» (V-III в. до н.э.), когда между несколькими сильными государствами шла борьба за власть. В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь. Эпоха «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ее также называют эпохой «соперничества ста школ». Страна действительно переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знании. В астрономии уточняется продолжительность солнечного года, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения, складывается концепция движения небесных светил — «дао».
Успешно развиваются математика и другие науки. В частности, публикуется «Трактат о горах и морях». Рост научных знаний ведет к ослаблению религиозно-мифологического мышления, вызывает даже некий религиозный скептицизм. Об этом свидетельствует трактат «Вопросы к Небу», где звучит критика мифологических представлений. Эта эпоха стала золотым веком китайской философии, в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.
Конфуцианство стало, на мой взгляд, одной из самых больших ценностей, привнесенных Китаем в мировую культуру. Основатель конфуцианства — Кун-цзы (551-479 до н.э.) — избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания, но отношения между людьми. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.
Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. По его мнению, именно прошлое, забытая древняя мудрость таят в себе ключи от решения проблем настоящего. Освоение опыта прошлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать свое место в жизни и понять простую истину: «Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном». Конфуций рассматривал общество-государство как большую семью, где главным носителем норм и правил поведения выступает гуманный правитель.
Созданное Конфуцием и его последователями учение выходит за рамки философии и религии и составляет основу всего уклада жизни. В нем можно найти ответ и на вопрос о смысле жизни, и о том, как вести себя в конкретной ситуации. Конфуцианство сыграю определяющую роль в создании древнекитайской системы образования, где явное предпочтение отдавалось гуманитарным наукам. Благодаря этой системе в китайском обществе сформировалось достаточно широкое сословие образованных чиновников, составлявшее привилегированную элиту и напоминавшее по своей социальной роли касту жрецов в Индии.
В период «Борющихся царств» начинается строительство одного из самых знаменитых культурных и архитектурных памятников Китая – Великой Китайской стены. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны – около миллиона человек. Крепостная стена, протяженностью более 8 тысяч километров была призвана обеспечить защиту от постоянных набегов кочевников.
Еще одним известным памятником – гордостью китайцев — является мавзолей императора Цинь Шихаунди, рядом с которым была захоронена знаменитая терракотовая армия. Так называется захоронение по меньшей мере 8100 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей. По замыслу императора, статуи должны были сопровождать его после смерти, и, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные амбиции в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. Строительство потребовало усилий более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников и длилось 38 лет. Периметр внешней стены захоронения равен 6 км.
Китай привнес в мировую культуру и множество изобретений. Так, в Китае научились использовать тончайшую нить тутовых шелкопрядов (шелковичных червей) для изготовления тонкой и лёгкой шелковой ткани.
В Китае был также изобретен дешевый материал для письма — бумага, которую изготавливали из измельченной коры деревьев, бамбука и тряпок. Эту массу варили, затем переливали в прямоугольный бассейн, откуда массу зачерпывали рамкой с густой сеткой. Вода с сетки стекала, и на сетке оставался влажный лист бумаги. Как следствие изобретения бумаги Китай стал родиной книгопечатания.
Компас был тоже изобретен в Китае. Его использовали для уточнения направления пути во время далеких путешествий. Компас был похож на ложку, изготовленную из магнетита. Намагниченная ручка ложки указывала на юг. Сегодня современные компасы также представляют собой портативные магниты в которых красная стрелка указывает на север, а белая на юг.
Еще одно знаменитое изобретение, родиной которого является Китай – это порох. Правда, это было уже в средние века. Свидетельства первого применения пороха в Китае относятся к эпохе пяти династий и десяти царств (907-960 гг).