Ответы к §43. В Александрии Египетской
Проверьте себя
1. Как выглядел Фаросский маяк? Каким целям он служил? Почему греки называли его одним из чудес света?
Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Македонский во время посещения Египта в 332 г. до н. э. Его сооружение было завершёно около 283 г. до н.э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.
Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Нижняя часть башни была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой частью располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю часть. Верхняя часть башни формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь. Восемь колонн несли купол, увенчанный 8-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Маяк был немного ниже Великой пирамиды Хеопса и был признан одним из 7 чудес света.
Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряжённых мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море. Маяк также использовался как оборонительная крепость.
2. Какие товары привозили по морю в Александрию? Какие вывозили?
По морю в Александрию доставляли древесину, серебро, выкрашенные пурпуром шерстяные ткани, вино. А вывозили зерно, папирус, слоновую кость, льняные ткани, изделия из стекла.
3. Почему учёных, живших в Музее, сравнивали с птицами в золотой клетке?
Царь Египта приглашал самых известных ученых и поэтов в Александрию. В Музее Александрии им предоставляли бесплатное жилье, питание, помещения для занятий, доступ к библиотеке. Ученые могли работать в свое удовольствие и совершать открытия. Однако они должны были и прославлять царя и его мудрость. Именно поэтому ученых, живших в Музее, сравнивали с птицами в золотой клетке.
4. Как греки называли одну из девяти сестёр-богинь — музу истории?
Музу истории греки называли Клио. Первоначально она была музой героической песни, провозвестницей славы, а уже c классической эпохи и эллинизма стала покровительницей истории. Изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, с грифелем и со свитком папируса или пергамента, или с футляром, шкатулкой для свитков.
Поработайте с картой «Распад державы Александра Македонского» (см. с. 211)
Найдите и назовите три главных государства, возникших на месте державы Александра.
В соответствии с учебником истории тремя главными государствами, образовавшимися на месте державы Александра Македонского стали сама Македония, Сирийское царство и Египетское царство. Следует отметить, что изначально крупнейшими территориями распавшейся империи Александра управляли его полководцы и телохранители Селевк (территория Сирии), Птолемей (Египет), Антигон (Малая Азия, Финикия, Палестина, Греция), Лисимах (Фракия) и Кассандр (Македония). В результате решающей битвы у города Исп армия Антигона была разгромлена, а земли его государства были поделены.
Селевк, Кассандр и Лисимах заключили между собой договор, по которому Кассандр получил Македонию, Фессалию, Элладу и Эпир; Лисимах утвердился во Фракии, Причёрноморье и Фригии, а также завладел Вифинией, Пафлагонией и Гераклеей Понтийской. Селевк получил господство над Сирией вплоть до Средиземного моря и над половиной Фригии. А Птолемей самовольно захватил Палестину.
Опишите рисунок «В библиотеке Александрии» (см. с. 209)
Чем заняты учёные? Какую помощь оказывают им библиотекари? Как выглядят древние книги? Предположите, кому могла быть поставлена статуя в центре зала.
На картинке мы видим седовласых ученых, которые работают с рукописями в Александрийской библиотеке и обсуждают друг с другом различные вопросы. Им помогают библиотекари, которые ищут необходимые папирусные свитки, которые и являлись в те времена книгами, и подносят их ученым. В центре зала стоит статуя, вероятно, это статуя Птолемею, царю Египта, поскольку именно с условием прославления мудрости царя Птолемея ученым дозволялось бесплатно жить и работать в Александрии.
Составьте рассказ
Составьте рассказ от имени мальчика или девочки, посетивших древнюю Александрию. Включите в рассказ описание маяка, гавани, улиц, Музея.
Мой дед говорил, что раньше в Египте все было по-другому. У нас были свои боги, своя культура, мы жила от разлива великого Нила до следующего разлива. Потом нас захватили персы, а затем пришли эллины. Теперь же нам говорят, что наши боги — это олимпийцы, принявшие облик, называемый странным словом антропоморфный. Повсюду видно влияние эллинской культуры. Строятся храмы по эллинским канонам, возводятся статуи эллинов, повсюду видна чужеземная одежда. Конечно же, эллины освободили египтян из-под персидского гнета, но от этого мы, египтяне, не сделались эллинами.
И вот сегодня я еду с отцом на телеге в Александрию. Мы везем лён на продажу. Говорят, в Александрии можно продать и купить все, что угодно — там есть товары со всего мира. А еще говорят, что Александрия — прекраснейший город на всем свете. Если честно, посмотреть очень хочется. Вот мы въезжаем через ворота Солнца в иудейский квартал. Хм, когда-то иудеи были рабами египтян, а сейчас у них свой квартал в столице. Широкая мраморная дорога, на которой могут разъехаться несколько повозок, проходит через весь город. Но наш путь лежит в гавань. Там мы найдем своего покупателя. Вот слева виден гимнасий. Таких заведений в Египте раньше не было. Говорят, там совершенствуют свои знания и свое тело жители Александрии. Ну конечно же, в загробной жизни им это ой как пригодится. Справа мы видим гробницу Александра Македонского, сюда приходят толпы людей посмотреть на могилу великого завоевателя. Чуть дальше на площади возвышается театр. Забавные эти люди, эллины, они показывают представления не во славу богам, а ради собственного удовольствия.
Так, пора поворачивать к гавани. Мы проезжаем мимо величественного дворцово-храмового комплекса. Говорят, это место называется мусеон. Это храм девяти муз. Сюда царь поселил великих ученых со всего мира, которые приехали в Александрию по его приглашению. Они там и живут, и едят, и работают. Странно, они же даже не жрецы, которым доступна мудрость богов, почему их считают великими, не знаю?
Вот и гавань. Она вся пестрит от многочисленных торговых кораблей со всего известного нам света. Вот корабль привез древесину, из нее получатся хорошие доски. А с этого корабля разгружают какие-то кувшины. Гавань огромная, но вход в нее очень узкий. Прямо перед входом в гавань стоит настоящий колосс. Это знамениты Фаросский маяк. О, боги, какой же он высокий. От такого величия аж даже дрожь в коленках. Он почти такой же высокий, как и Великая пирамида. Это как будто три огромных здания поставили друг на друга, а на купол последнего водрузили статую эллинского Посейдона. Да, такой красоты и изящества, конечно, в других городах Египта не увидишь. Может быть и правильно, что Египет стал эллинским…