Ответы к §59. Римская империя при Константине

Вспомните, как называется первая часть Библии

Первая, наиболее древняя часть Библии называется Ветхий Завет.

Объясните значение слов

Варвары — представитель народов, непричастных к греко-римской цивилизации. Греки и римляне называли варварами всех, чей язык они не понимали и которые казались им грубыми и необразованными.

Епископ — священнослужитель в христианской церкви.

Папа Римский — епископ Рима. Сегодня — это глава католической церкви.

Новый Завет — вторая часть Библии, принятая на Никейском соборе. Состоит из 27 книг.

Рождество Христово — христианский праздник, посвященный рождению Иисуса Христа. День Рождества установлен на Никейском соборе и назначен на день существовавшего в те времена языческого праздника — дня рождения «непобедимого солнца».

Пасха — христианский праздник, символизирует воскрешение Иисуса Христа после принятия им мученической смерти за все грехи рода человеческого во имя его спасения от адских мук.

Проверьте себя

1. Как полководец Константин пришёл к власти и стал императором?

Константин пришел к власти и стал императором в результате долгой и кровопролитной борьбы с другими претендентами на высшую власть в Римской империи. Ему пришлось победить в борьбе пятерых «императоров». Откуда в Римской империи появилось такое количество «императоров»? В учебнике истории, к сожалению, пропущен большой период, во время которого несколько раз менялась политическая система. Давайте постараемся быстро наверстать упущенное.

Со времен «хороших» императоров, одним из которых был известный нам император Траян, прошло почти 200 лет. Империя трещала по швам. Постоянные набеги германских племен на западе, угроза со стороны парфян на востоке — управлять огромной империей стало очень сложно. Императоры перестали справляться со своими функциями и начался период так называемых «солдатских императоров». В III веке императоры выбирались и снимались исключительно волей армии. Легионы назначали угодных им императоров, а неугодных просто убивали. Редко какой император правил больше года. В этот период от Римской империи стали откалываться восточные и западные провинции. Образовались Галльская империя на западе и Пальмирская империя на востоке. Лишь к концу III века императору Аврелиану удалось вновь объединить Римскую империю. Но объединение не решало проблем управления огромными территориями. Поэтому император Диоклетиан в 291 году ввел принцип тетрархии, по которому империей должны были управлять два старших императора (августа) и два младших императора (цезаря), которые через 20 лет правления старших императоров должны были стать августами и назначить себе смену, двух новых императоров-цезарей.

Вот в такой ситуации оказался Константин, бывший к тому времени одним из цезарей, избранным легионами вместо своего умершего отца. Борьба за единоличную власть между всеми императорами разгорелась серьезная. В эту борьбу также вмешался еще и один из ранее сложивших полномочия старших императоров. Выиграв в этой борьбе, Константин получил единоличную власть в Римской империи.

2. Как изменился состав армии при Константине? На­сколько велика была в Риме его власть?

При императоре Константине продолжилась «варваризация» римской армии. Наряду с римлянами, в легионах служили и жители многих провинций — галлы, германцы, сирийцы. Это было отнюдь не новшеством императора Константина. В римскую армию активно принимал варваров еще император Аврелиан. Однако, именно Константин кардинальным образом изменил облик римской армии. Во-первых, он увеличил численность войск. Во-вторых, распустил преторианскую гвардию — «постоянное гнездо мятежей и разврата», несколько столетий терроризировавшую страну своими амбициями. Теперь вместо преторианской гвардии введены, функционально более определенные, дворцовые войска и свита императора. В-третьих, Константин ограничил численность легиона 1000 солдат (при императоре Диоклетиане в легионе было уже почти 6 тысяч солдат). Другая причина уменьшения численности легионов связана с варваризацией армии и необходимостью внимательнее следить за каждым солдатом.

Власть Константина в Римской империи была абсолютной. С именем Константина связано окончательное установление в Римской империи системы домината, т.е. неограниченной власти императора. Монарх стал пользоваться невиданными до того почестями. Константин первым из римских императоров стал носить диадему как знак абсолютной власти правителя.

3. Как изменилось положение колонов?

Константин продолжил процесс закрепления колонов на обрабатываемой ими земле. Налоги на колонов наложил еще император Диоклетиан. Но Константин, желая увеличить доходы казны, повысил налоги со свободных земледельцев, а когда они стали убегать с обрабатываемых ими земель, выпустил указ, запрещавший колонам покидать свои участки. Дети колонов должны были оставаться на том месте, где родились, и обрабатывать ту же землю, что и их родители.

4. За что христиане во всём мире почитают Константина и его мать Елену?

Христиане всего мира почитают императора Константина как первого христианского императора, прекратившего гонения на христиан. Почитается так же и мать Константина — Елена, за то, что она был ревностной христианкой и, вероятно, имела большое влияние на сына.

Однако император Константин не был первым императором, кто прекратил гонения на христиан. За два года до Миланского эдикта Константина, дающего свободу вероисповедания, императором Галерием был подписан Никомедийский эдикт терпимости, прекращавший все гонения на христианскую религию. Из этого эдикта следовало, что христиане могут открыто исповедовать свою религию при условии, что они должны молить своего Бога о процветании и благополучии Римского государства. Сразу после приятия этого эдикта все находившиеся в тюрьмах христиане были освобождены. При этом христианские авторы обличают Галерия как одного из главных гонителей христиан. Считается, что к концу своей жизни император Галерий изменил свое отношение к христианству, поскольку понял, что гонения на христиан потерпели неудачу. Христиане не только не исчезли, но и укрепились в своей вере, что наносило ущерб национальному единству и гармонии. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения.

Таким образом, Константин лишь продолжил дело, начатое императором Галерием, подписав Миланский эдикт. Кстати, этот эдикт был принят также и еще одним императором — Лицинием. Миланский эдикт не придавал официального государственного статуса какой-либо религии. В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

5. В какую из двух частей Библии входят Евангелия?

Евангелия входят во вторую часть Библии — Новый Завет. В 325 году император Константин созвал Никейский собор, на котором заставил христианских епископов упорядочить символы веры. По результатам этого собора были определены основные положения христианской религии. Священники договорились, во что они сами будут верить и чему будут учить верить других, какие книги будут считаться священными и войдут в Новый Завет, а какие следует уничтожить, какие направления религии будут признаны правильными, а какие — еретическими. В ходе этого собора была выработана единые правила религии, а те епископы, которые с ними не согласились, были изгнаны. Так, например, поступили с арианцами.

Подумайте

Подумайте, почему христиане не представляли опасности для римских властей.

Христианское учение распространялось в Римской империи в течение нескольких столетий. Сначала эту веру проповедовали рабы и нищие. Их вера была опасна для Рима, поскольку проповедовала равенство перед Богом, что грозило восстаниями и неповиновением. В дальнейшем, христианство стало захватывать целые провинции и распространяться в самом центре Империи. В единого Бога и его сына Иисуса стали верить легионеры, набиравшиеся из бедных земледельческих сословий, а также из числа варваров. Гонения на христиан стали восприниматься как неоправданные жестокости, поскольку обязательно среди знакомых оказывались христиане. Обществу грозил раскол. Была ли в такой ситуации христианская религия безопасной для римских властей? Отнюдь нет. Наоборот, несмотря на то, что христиане заявляли, что славят императоров, поскольку любая власть дается только Богом и глупо было бы ей противиться, эта религия была бы очень опасна для Римской империи, если бы императоры продолжали настаивать на сохранении язычества.