Проект 5. Религии мира
Религии мира. Приверженцы каких древних религий почитали многих богов? Каким религиям свойственно единобожие (почитание единственного Бога)? Не забудьте, что одна из таких религий возникла позже остальных, в ту историческую эпоху, которую называют Средними веками.
Религиозные верования человечества прошли длинный и трудный путь от почитания сил природы, предков и религий с целым пантеоном богов до единобожия. Каждая религия обладает собственным набором мифов, объясняющих непонятные человеку явления: сотворение мира, зарождение жизни, что ждет людей после смерти, почему гремит гром, идет дождь, происходит смена времен года и т.д. И поскольку на многие вопросы у человечества нет рациональных ответов до сих пор, различные религиозные верования продолжают существовать и развиваться.
Первобытные верования и политеизм
Первые религиозные представления первобытных людей ограничивались верой в колдовство, в душу и жизнь после смерти — древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков. Первобытные люди представляли себе жизнь душ предков в «стране мертвых» аналогичной собственной жизни. Души предков переселяются в далекую «страну мертвых», живут там родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в его могилу все необходимое для путешествия в «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, оружие, украшения. На этом этапе развития религии человек верил в одушевленность всей природы. В каждом живом существе, в растениях, деревьях и камнях обитает дух, с которым можно общаться так же, как и с духами своих предков.
Потом древние люди верили в существование особого божественного замысла в организации их жизни. Не найдя объяснений различным явлениям природы, люди стали верить в высшие силы, которые управляют движением солнца, луны, владеют реками и озёрами, представляют собой ветер, огонь, землю, воздух и т.д. Все явления природы считались разумными действиями духов, гораздо более могущественных, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с существующего на тот момент человеческого общества. С развитием религиозных представлений росла и усложнялась религиозная мифология. Каждое божество, управляющее тем или иным явлением природы, получает в воображении человека имя, образ, характер, обзаводится многочисленными родственниками и историями собственного существования. С высшими существами уже нельзя общаться на равных, с ними нельзя жить в гармонии, их нужно почитать, задабривать, просить и в конце концов приносить жертвы. Появляются различные тотемы и идолы, представляющие природные объекты, животных-покровителей, высших духов природы, примитивных богов. Именно им начитают поклоняться люди, веря, что таким образом они поклоняются высшему существу.
На этом этапе появляются уже знакомые нам религии Древнего Шумера, Египта, Греции, Рима, Индии, Руси и т.д. Такие религии принято называть термином «политеизм». Подразумевается, что в такой религии есть множество богов, которые наблюдают или управляют человеческой жизнью. По-другому такие религии еще называются языческими (так именуют все традиционные религии в христианском богословии).
Начало единобожия
Теперь мы подходим к следующему этапу развития религиозных верований – появлению единобожия. Впервые концепция единобожия появилась в Древнем Египте. Фараон Аменхотеп IV ввел новую государственную религию, в основе которой было поклонение единому богу Атону (солнечному диску). При этом Аменхотеп сменил свое имя на Эхнатон, что означало «служащий или угодный Атону». Так Атон впервые стал Богом-Отцом, или первоисточником всего сущего на Земле, чье присутствие люди видели в красоте и многообразии природы. Он наполнял родительской любовью свое любимое детище — Землю, не требуя, в отличие от прежних культов, человеческих жертв. Если политеизм, именуемый нынче язычеством, был основан на свойственной многим стадным животным программе подчинения и преклонения перед более высшим существом, то новый культ впервые опирался на поведение и взаимоотношения людей. Она затрагивала такие тонкие чувства, как любовь, прощение обид и терпимость к недостаткам. Можно сказать, что фактически именно здесь проходит та грань, которая отделяет язычество от более развитых культов.
Именно идеи религиозного культа Эхнатона были заимствованы иудеями во время их пребывания в Египте. Первоначально иудейская религия с одним богом признавала существование многих богов, но при этом иудеи считали, что поклоняться надо лишь своему богу – покровителю рода. До тех пор, пока иудейский бог был одним из многих, это племя ничем не отличалось от других племен и народов, имевших собственных покровителей. Начиная с Моисея, этот Бог становится единственным во всей Вселенной, породив тем самым концепцию богоизбранности, определившую в дальнейшем и нелегкую судьбу еврейского народа. При этом, лежавшие в основе библейского мировоззрения древнешумерские мифы о сотворении земли и человека, о всемирном потопе и т.д. были переделаны под концепцию единого Бога-творца. Таким образом, мы видим, что идея многобожия была заимствована иудеями в Египте, а библейская мифология заимствована из шумерских мифов.
Христианство
Следующий шаг в эволюции иудаизма связан с именем Иисуса из Назарета, впервые осознавшим, что признание единого Бога отцом всего сущего ведет к совершенно иным взаимоотношениям между Богом и людьми. Это должны быть уже не страх и формальное исполнение законов Моисея, а сыновняя любовь к Богу, как к отцу всего сущего, а также отношение к другим людям, как к братьям и сестрам, т.е. фактически так, как это понимали Эхнатон и Нефертити. Пропагандируемые Иисусом идеи отказа от традиционного религиозного формализма и общения каждого человека с Богом не через посредников, а только «в сердце своем», рассматривались иудейскими первосвященниками как ересь, подрывающая устои их власти. Это и привело в конечном счете к преданию ими Иисуса мученической смерти, которую он принял фактически добровольно, повторив подвиг греческого философа Сократа, пропагандировавшего среди сограждан свое собственное понимание этических принципов и осужденного ими в 399 году до н.э. на смертную казнь.
Так с верой в Иисуса Христа, как сына божьего, зародилась новая религия – христианство. Мифология христианства была частично заимствована у иудеев в виде Ветхого завета. А вторая книга Библии Новый завет была составлена из специально отобранных свидетельств жизни Иисуса – Евангелий. Новая религия стала захватывать новых сторонников. От тех евреев, кто признавал Иисуса богочеловеком требовалось отказаться от «всех иудейских обычаев, от мацы и жертвоприношений ягнятами, от всех иудейских праздников, молитв, окроплений, очищений, освящений, канонизаций и искуплений, также соблюдения постов, новолуний, суббот, религиозных предрассудков, гимнов и песнопений, уставов и синагог, а также пищи и напитков евреев». Снятие таких ранее жестких требований, как обрезание, неупотребление свинины и многих других, а также признание всех людей детьми Божьими, по отношению к которым надо было хранить справедливость, милосердие и верность, открывало путь к распространению этого учения среди других народов.
Религии без бога
Отдельно стоит упомянуть религии, в которых Бога как такового не было, но тем не менее они получили широкое распространение. Речь идет о конфуцианстве и буддизме. Эти религиозно-философские учения построены не на вере в какое-то божество, а на признании и следовании определенным жизненным принципам и правилам взаимоотношений.
Ислам
В заключение данного информационно-творческого проекта мы рассмотрим еще одну религию – Ислам. Это, наверное, самая молодая мировая религия. Она возникла в VII веке нашей эры. Ислам так же, как и христианство и иудаизм является авраамической религией, то есть свою мифологию ведет от легендарного патриарха семитских племён Авраама, заключившего договор с Богом. Однако его сутью является очищение истины единобожия от искажений, внесенных иудеями и христианами. Другими словами, исламская религия проповедует веру в единого Бога-творца, но в ней считается, что христиане и иудеи верят неправильно. Об этом говорил в своих проповедях главный пророк ислама Мухаммед. По верованиям мусульман творец простил Адаму и Еве их первородный грех, а следовательно, искупительная смерть Иисуса была не нужна. Мусульмане признают Иисуса, но не сыном божьим, а в качестве еще одного пророка. Сегодня ислам – вторая по численности верующих религия в мире.