Ответы к §55. В Риме при императоре Нероне
Проверьте себя
1. Какую опасность для зрителей представляло собой посещение театра во время выступлений Нерона?
Поскольку императора Нерона во время его выступления в театре постоянно охраняли преторианцы, а зал был наполнен десятками доносчиков, зрителям было опасно проявлять неудовольствие или незаинтересованность игрой императора-актера. После спектакля простолюдинов могли просто казнить, а знатные римляне приобретали в лице императора заклятого врага и гонителя. Поэтом, единственно, что могли делать зрители во время выступления Нерона — восхищаться игрой актера, какой-бы она ни была на самом деле.
2. При каких обстоятельствах по приказу Нерона было казнено четыреста ни в чём не повинных людей?
Один богатый римлянин был убит собственным рабом. По закону нужно было казнить не только этого раба, но и всех рабов, находившихся в доме убитого. Их было 400 человек — мужчины и женщины, старики и дети. Все они были казнены, несмотря на требования римлян освободить ни в чем не повинных людей.
3. С какими целями Нерон, по мнению многих, поджёг Рим?
Существует две версии великого пожара в Риме, который произошел 19 июля 64 года н.э. По версии древнеримского историка Светония, Рим был подожжен по приказу Нерона. Согласно легендам, когда императору донесли о пожаре, он выехал в сторону Рима и наблюдал за огнём с безопасного расстояния. При этом Нерон был одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои. Одни говорили, что Нерон поджог Рим, чтобы получить поэтическое вдохновение. Другие — что таким образом Нерон хочет прославить себя созданием на пожарище нового города, который собирается назвать своим именем.
Однако современные историки более склонны полагаться на описание событий, данное другим древнеримским писателем и историком Тацитом, пережившим пожар, будучи ребёнком. По его словам, Нерон, получив известие о пожаре, немедленно отправился в Рим и за свой счёт организовал специальные команды для спасения города и его жителей. Нерон открыл для оставшихся без крова людей свои дворцы, а также предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей среди выживших. Позже он разработал новый план городского строительства. В нём были установлены минимальное расстояние между домами, минимальная ширина новых улиц, требование строить в городе только каменные здания. Кроме того, все новые дома должны были возводиться таким образом, чтобы главный выход был обращён на улицу, а не во дворы и сады.
Учитывая, что историк Светоний в год пожара еще даже не родился и свои хроники писал со слов других людей, а историк Тацит был очевидцем событий, полагаю, что версия Тацита более близка к реальным события.
4. Кого сам Нерон объявил поджигателями? Каким казням подверг этих людей?
Скорее всего, действительно, Нерон не имел к пожару никакого отношения, но необходимо было найти виноватых. Таковыми стали христиане. Через несколько дней после пожара христиан обвинили в поджоге города и произошли их массовые казни, организованные зрелищно и разнообразно. Христиан распинали на крестах, одевали в шкуры диких зверей и отдавали на растерзание собакам, обреченных на смерть также поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Так Нерон стал первым гонителем христианства. В основном адептами христианства в то время были рабы и вольноотпущенники, а также представители низших слоев общества, на защиту которых Нерон вставал в первые годы своего правления. Хотя религия и не была запрещена официально, поклонение новому богу практически лишало всякой защиты государства.
Опишите рисунок
Опишите рисунок «Казнь христиан при Нероне» (см. с. 267). По чьему приказу приведены на арену амфитеатра эти люди? В чём они провинились? Что их ожидает?
На рисунке мы видим арену для зрелищных представлений и гладиаторских боев. На арену выведена группа людей, которым придется на потеху императору и публики быть разорванными дикими львами. Так император Нерон расправлялся с первыми христианами, представителями новой для того времени религии, которые верили в пришествие спасителя-сына бога Иисуса Христа. Вспомним, что Иисус был казнен прокуратором Иудеи Понтием Пилатом за 31 год до описываемых событий во время правления императора Тиберия.
Император Нерон обвинил христиан в поджоге Рима и обрек на смерть. По всему городу прошли массовые казни христиан. Для того, чтобы римлянине почувствовали отвращение к христианам-поджигателям, а заодно и к новой религии, из казней устраивалось шоу. Обреченных на смерть распинали на крестах и поджигали их с наступлением темноты ради ночного освещения, отдавали на растерзание диким зверям и собакам и т.д. Однако император Нерон просчитался. Многочисленные и жестокие казни вызвали лишь сочувствие и жалость к бедным, безвинным людям.
Подготовьте сообщение
Подготовьте сообщение о Нероне и его воспитателе Сенеке (см. 266). Каково было отношение Сенеки к рабам? Подумайте, почему на стене одной из каморок в гладиаторской школе города Помпеи археологи обнаружили надпись «Сенека». Почему раб-гладиатор написал именно это имя?
Сенека был воспитателем императора Нерона. В первые годы правления Нерона Сенека фактически руководил политикой государства. Возможно, именно поэтому первая половина правления этого императора наполнена разумными и полезными деяниями и законами. Однако в 62 году, после смерти второго наставника Нерона Бурра, Сенека видя, во что превращается почувствовавший неограниченную власть Нерон, подал в отставку. Сенека отдал все свое состояние Нерону и удалился от дел. Но его философские взгляды прочно обосновались в Сенате и легли в основу сенатской оппозиции деспотизму Нерона.
В условиях рабовладельческого строя Сенека отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей. Согласно его представлениям, поработить можно только телесную оболочку человека, но никак не его душу, разум. «Он раб! — замечал Сенека.— Но, быть может, душою он свободный». Согласно Сенеке, рабы по сути своей равны другим людям, которые обладают теми же душевными качествами. Свободный дух раба неподвластен купле-продаже, как его тело. Сенека считал, что рабы для рабовладельца должны быть прежде всего людьми. Сенека стремился доказать, что раб — не «говорящее орудие» или быдло, а человек. Эти взгляды выглядели крайне радикально и предшествовали идеям раннего христианства.
С рабами нельзя обращаться как со скотом. Сенека советует: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обращались стоящие выше». И моралист призывал «наказывать» рабов словами. Но Сенека, резко критикуя рабство, не видит нужды в освобождении рабов. Если рабы благородны духом, то они сами возвысятся над своим рабским состоянием, в противном случае свободу можно обрести через смерть. Вероятно, именно поэтому в школе гладиаторов в Помпее раб-гладиатор написал на стене имя Сенеки, подчеркивая тем самым, что хотя он и раб по воле судьбы, в душе он остается свободным человеком и останется таковым, приняв смерть на арене.
В 65 году после раскрытия очередного заговора Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством. По приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства. Сенека, выполняя приказ императора, перерезал себе вены. Однако, поскольку он уже был стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело, и яд не произвёл своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это — возлияние Юпитеру Освободителю».
Сенека остался в памяти римлян как великий философ и оратор. Он оставил большой след в мировой художественной культуре своими трагедиями «Агамемнон», «Геркулес в безумии», «Троянки», «Медея», «Эдип» и др.