Ответы к §13. Древнее Двуречье
Объясните значение слов
Шумеры — древнее население Южной Месопотамии. С шумерами обычно связывают возникновение цивилизации в долине Тигра и Евфрата — одной из первых цивилизаций в истории человечества. Происхождение этой группы населения и родственные связи шумерского языка являются частью крупной исторической проблемы, известной в научной литературе как «шумерская проблема» (до сих пор ученые не могут однозначно сказать, откуда появилась развитая шумерская цивилизация).
Клинопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Глиняная табличка — это одна из первых материальных основ для письма. Глина и ее производные были наиболее древним материалом для книг. Шумеры лепили плоские таблички из глины и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички затем высушивались и складывались в определенном порядке в ящик. Получалась глиняная клинописная книга.
«Отец школы» — глава школы.
«Сыновья школы» — ученики, обучающиеся в школах Междуречья.
Проверьте себя
1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар?
Шамаш — это имя шумерского бога Солнца. Син — имя бога Луны. Эа — бог воды, а Иштар — богиня плодородия и любви.
2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём различия?
В природных условиях Египта и Двуречья много общего. Центры цивилизаций располагались в плодородных поймах рек, отсутствовали большие запасы таких природных материалов как лес, в изобилии имелись различные осоковые культуры (папирус). Климат жаркий и сухой, земледелие возможно при условии разлива рек.
Но имелись и различия. Например в Междуречье разливы рек проходили бурно и с разрушительной силой. В период половодья уровень рек, берущих начало на Армянском нагорье, мог подняться на 3-4 метра. Также в Междуречье, в отличие от Египта не было больших запасов природного камня.
3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни?
Не до конца выяснено, с какой целью в Междуречье возводились ступенчатые башни или, как их называли, зиккураты. Одни исследователи считают, что зиккураты служили обсерваториями для наблюдения звездного неба. Прочие исследователи полагают, что зиккураты предназначалась для того, чтобы возвысить главного городского бога над другими божествами и отдалить его от «мирян». Другие исследователи видят в зиккурате огромную лестницу, мост, соединявший расположенные ниже храмы, где проводились ежедневные ритуалы, и находившееся наверху святилище, располагавшееся на полпути между землей и небом, где в определенных случаях люди могли встретиться с богами.
Пожалуй, лучшее определение зиккурата содержится в Библии, где говорится, что Вавилонскую башню строили, чтобы она стала «высотою до небес». В глубоко религиозном сознании шумеров эти огромные, но в то же время удивительно воздушные сооружения были «молитвами из кирпичей». Они служили постоянным приглашением богам спуститься на землю и в то же время выражением одного из важнейших стремлений человека — подняться над своей немощностью и вступить в более тесные отношения с божеством.
3. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?
Изначально шумерская письменность была идеографической, т.е. каждому символу соответствовало определенное понятие. Но рисовать идеограммы на глиняных пластинах было сложно, и письменность пошла по пути упрощения. Отдельные понятия вместо рисунка стали заменяться клиновидными символами (именно форму клина приобретает отпечаток палочки на глине), а затем письменность развилась до слоговой. Каждый символ обозначал не только понятие но и определенный слог, который можно было дополнить другими черточками, чтобы получить конкретное слово. Именно потому, что письменность была слоговой, в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв.
Опишите рисунки нашего времени
1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) — по плану: 1)река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка.
На картинке мы видим посёлок шумеров. Вероятно, автор изобразил небольшую деревушку на берегу реки возле города, стены которого мы видим на заднем плане на другом берегу реки. На берегу реки мы видим сооруженные насыпи, предохраняющие деревню от разрушительных наводнений. Для повышения эффективности земледелия шумеры научились отводить воду из реки по специальным каналам, которые напитывали влагой пахотные поля. На рисунке мы как раз видим несколько из таких каналов и мостики, перекинутые через них. Мы помним, что междуречье не было богато древесиной, поэтому на картинке изображены лишь несколько пальм, но мы также видим обильную зеленую траву, необходимую для выпаса домашнего скота: коров, коз и овец.
Художник на картинке изобразил типовые шумерские жилища, сложенные из высушенных на солнце глиняных кирпичей с примесью тростника, побеленных известью. Жилые дома не отличались особыми архитектурными изысками. В основном это были прямоугольные постройки без окон, единственным источником света был дверной проем. Зато в большинстве зданий была канализация. Дома из сырого кирпича были недолговечными и требовали постоянного обновления. Также на картинке мы видим специальные загоны для скота, сложенные из тростника.
Жители этого небольшого крестьянского поселка занимаются земледелием и животноводством: женщины с детьми пасут домашний скот, занимаются домашним хозяйством. Мужчина на переднем плане пашет поле плугом, запряженным двумя волами. Но самым интересным на этой картинке является изображение четырехколесной повозки, в которую запряжены два осла. Шумеры считаются изобретателями колеса и колесных повозок. По крайней мере исследователям известны древние шумерские рисунки, датированные 3000-2600 годами до н.э., на которых изображены колесные повозки. До изобретения колеса шумеры использовали сани-волокуши.
2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) — по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.
На картинке изображена школа в Двуречье. Мы видим восседающего на стуле старца — так называемого «отца школы», который стоял во главе школы и проводил уроки. Старцу внимают ученики — «сыновья школы». Они выполняют задания и пишут палочками на глиняных табличках. На переднем плане работник разминает глину, увлажняя ее водой из чана. Эта глина будет использоваться для обучения учеников письму.
Подумайте
Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами — отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?
В Двуречье не было лесов и древесина была редкостью. Деревянные табуретки, деревянные двери и другие изделия из дерева были дороги и позволить их себе могли только богатые люди. Поэтому богатые люди указывали в завещании среди своего имущества и изделия из дерева, как большую ценность.
Самой знаменитой глиняной книгой, записанной на 12 табличках, является поэма о Гильгамеше, созданная многими поколениями людей. Стихи о приключениях шумерского героя читали в храмах и во дворцах, на рыночных площадях, учили наизусть в писцовых школах, рассказывали у пастушьих костров, в хижинах бедняков.
Наиболее удивительным в поэме о Гильгамеше является рассказ о великом потопе. Был ли в действительности потоп или это просто сказка, придуманная людьми? В глиняных табличках часто сообщается: «А потом был потоп, а после потопа царская власть снова сошла с неба»
Когда археологи провели раскопки Ура, то стало ясно, что сведения табличек достоверны. Оказалось, что под древним городом лежит слой чистого ила толщиной в 2,5 метра, который могло принести только очень сильное наводнение, настоящий потоп. Всё Южное Междуречье оказалось под водой. Если вспомнить, что междуречье расположено между реками Тигром и Евфратом, а эти реки славятся своими бурными и разрушительными разливами (во время паводка уровень воды может подниматься на 3-4 метра), неудивительно, что миф о всемирном потопе сложился именно здесь. Так же естественно шумеры думали, будто потоп был не только у них, но и во всём мире.
Следует отметить, что шумерская цивилизация одна из самых древних. Поэтому миф о всемирном потопе, существовавший в последующих цивилизациях, не оригинален. А история Всемирного потопа, описанная в Ветхом Завете уходит корнями именно к шумерскому преданию.