Ответы к §13. Человек в группе
Задание №1
Выберите из списка, приведённого ниже, признаки, относящиеся только к малой группе. Обведите номера верных признаков.
 1. Количество людей колеблется от 2 до 10 человек.
 2. Они насчитывают десятки, иногда и сотни людей.
 3. Для участников группы характерно религиозное единство.
 4. Общие интересы и увлечения.
 5. Объединение людей для достижения какой−либо конкретной цели, не требующей больших усилий.
 6. Относительное постоянство членов.
 7. Быстрый распад группы при достижении цели.
 8. Кровнородственные связи внутри группы.
 9. Единая мораль и нравственные ценности.
 10. Объединение по профессиональному признаку.
 11. Объединение лиц одного возраста или пола.
Ответ:
1. Количество людей колеблется от 2 до 10 человек.
 2. Они насчитывают десятки, иногда и сотни людей.
 3. Для участников группы характерно религиозное единство.
 4. Общие интересы и увлечения.
 5. Объединение людей для достижения какой−либо конкретной цели, не требующей больших усилий.
 6. Относительное постоянство членов.
 7. Быстрый распад группы при достижении цели.
 8. Кровнородственные связи внутри группы.
 9. Единая мораль и нравственные ценности.
 10. Объединение по профессиональному признаку.
 11. Объединение лиц одного возраста или пола.
Задание №2
Заполните таблицу.
| Дела, которые лучше делать одному | Дела, которые лучше делать в группе | 
Ответ:
| Дела, которые лучше делать одному | Дела, которые лучше делать в группе | 
| Чтение книги | Играть в футбол | 
| Прослушивание музыки | Переносить тяжести | 
| Чинить кран | Делать уборку по дому | 
| Менять колесо | Строить дом | 
Задание №3
Из предложенного ниже списка выберите примеры групповых норм, которые помогают сплочению малой группы. Обведите номера соответствующих примеров.
 1. Участники группы всегда носят одинаковую одежду.
 2. Участники группы помогают друг другу в учёбе.
 3. Участники группы всегда говорят друг другу прямо о том, что им не нравится друг в друге.
 4. Участники группы никогда не говорят друг другу того, что может быть неприятным.
 5. Участники группы вместе проводят досуг.
 6. Участники группы могут слушать музыку только определённых авторов и исполнителей.
 7. Участники группы увлекаются одним и тем же видом спорта.
Ответ:
1. Участники группы всегда носят одинаковую одежду.
 2. Участники группы помогают друг другу в учёбе.
 3. Участники группы всегда говорят друг другу прямо о том, что им не нравится друг в друге.
 4. Участники группы никогда не говорят друг другу того,что может быть неприятным.
 5. Участники группы вместе проводят досуг.
 6. Участники группы могут слушать музыку только определённых авторов и исполнителей.
 7. Участники группы увлекаются одним и тем же видом спорта.
Задание №4
Назовите не менее трёх качеств настоящего лидера. Объясните, почему эти качества важны именно для лидера.
Ответ:
Качества настоящего лидера: ответственность, самоорганизованность, честность.
 Принимать решения и нести за них полную ответственность − самое важное качество для лидера. Его решения должны быть полезными и результативными для общей цели.
 Самоорганизованность нужна для того, чтобы уметь организовать время и труд группы. Человек без организации не сделает работу группы продуктивной.
 Лидер должен быть честным перед собой и перед группой. Если лидер удерживает свою позицию обманом, то группа развалится, ведь правда рано или поздно откроется всей группе.
Задание №5
Учёные выделяют среди многочисленных малых групп группы формальные и неформальные. Чем, по−вашему, отличаются эти виды групп друг от друга? Назовите не менее двух отличительных признаков.
Ответ:
Формальные группы − это группа созданная в рамках закона, в ней есть правила и должности.
 Неформальные группы − это группа, которая складывается спонтанно, на основе интересов и межличностных отношениях.
Задание №6
Обведите цифры, под которыми указаны верные суждения.
 1. Малая группа характеризуется более тесными отношениями между её участниками.
 2. Я не обязан(а) знать всех участников малой группы, в которую вхожу и я.
 3. Все участники малой группы относятся друг к другу с симпатией.
 4. Я. являюсь участником разных общественных групп, в том числе и малых.
 5. В разных общественных группах ко мне могут по−разному относиться другие их участники.
 6. В случае несоблюдения мной принятых в малой группе норм и правил группа может отторгнуть меня.
Ответ:
1. Малая группа характеризуется более тесными отношениями между её участниками.
 2. Я не обязан(а) знать всех участников малой группы, в которую вхожу и я.
 3. Все участники малой группы относятся друг к другу с симпатией.
 4. Я являюсь участником разных общественных групп, в том числе и малых.
 5. В разных общественных группах ко мне могут по−разному относиться другие их участники.
 6. В случае несоблюдения мной принятых в малой группе норм и правил группа может отторгнуть меня.
Задание №7
Прочитайте следующий фрагмент текста и выполните задания к нему.
Обязательные и свободные группы
 Некоторые группы являются свободными. В них вступают по желанию. Другие носят обязательный характер. В них участвуют независимо от желания.
 Так, появившись на свет, мы не выбираем семью, этническую группу или нацию. Мы входим в них по чисто биологическому принуждению...
 Наряду с обязательными группами существуют другие, куда вступают по желанию... спортивный клуб, культурное общество или социальное объединение.
1. Продолжите перечень обязательных групп, в которые входите вы. _
 Объясните своими словами различия между двумя видами групп, указанных в тексте. _
 2. Игорь утверждает, что школьный коллектив, в котором он учится с первого класса, является обязательной группой, потому что он его не выбирал. Наташа с ним не согласна. Она говорит, что эта группа является свободной, потому что Игорь может перейти в другую школу. С кем из ребят вы согласитесь? Какие дополнительные аргументы вы приведёте? _
Ответ:
1. К обязательным группам можно отнести народ, школьный класс, жителей нашего дома. Мы можем выбрать для себя необязательную группу, а в обязательной группе у нас такой возможности нет.
 2. Я соглашусь с Игорем. Мы не выбирали наш класс, нас привели сюда наши родители. Даже если мы переедем в другой город, то школу будут выбирать всё равно родители. Когда мы закончим школу, мы можем выбрать для себя высшее учебное заведение.
Задание №8*
Нарисуйте на отдельном листе схему "Малые группы нашего класса".
Ответ:

 
											