Ответы к §15. Конфликты в межличностных отношениях
Задание №1
Как вы понимаете, что такое конфликт? Запишите не менее 5 синонимов к этому понятию.
Ответ:
Конфликт в моём понимании − это ссора, ожесточённый спор, столкновение, раздор, вражда.
Задание №2
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 4. Третья сторона, которая может помочь разрешить конфликт. 5. Словесное столкновение разных мнений.
По вертикали: 1. Коммуникация между сторонами конфликта, при которой каждая сторона может представить свою позицию. 2. Случай, происшествие. 3. Разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок.
Ответ:
По горизонтали: 4. Посредник. 5. Спор.
По вертикали: 1. Переговоры. 2. Инцидент. 3. Компромисс.
Задание №3
Заполните таблицу. Какие выводы можно сделать, глядя на неё?
Положительные стороны конфликта | Отрицательные стороны конфликта |
Ответ:
Положительные стороны конфликта | Отрицательные стороны конфликта |
Устранение недопониманимание | Появление обид |
Доказательство своей правоты | Риск ухудшения отношений |
Отстаивание своей позиции | Потеря социального статуса |
Вывод: Конфликт не конструктивен. Вступая в открытый конфликт мы рискуем оказаться в неприятной ситуации. Если конфликт не избежен, главное не давать волю эмоциям и контролировать свои мысли.
Задание №4
Используя приведённую ниже схему конфликта, рассмотрите ситуацию, в которой оказалась незадачливая неряха Федора: от неё ушла вся посуда вместе с домашней утварью. (История подробно описана К. И. Чуковским в произведении "Федорино горе".)
Рассмотрите следующие положения:
1. Участники конфликта.
2. Объект притязаний (из−за чего возник конфликт).
3. Внешняя позиция участников конфликта (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта его участники).
4. Внутренняя позиция участников (чего опасаются участники, какие истинные причины стоят за конфликтом).
5. Изменения отношений участников конфликта и его понимания в процессе развития конфликта.
6. Выбранный способ разрешения конфликта (чем всё закончилось).
7. Оценка выбранного сторонами способа разрешения конфликта (что думают и что чувствуют сами участники конфликта на стадии завершения конфликта).
Своё исследование представьте на отдельных листах.
Ответ:
Исследование конфликта в произведении К. И. Чуковского "Федорино горе"
1. Бабушка Федора и её посуда.
2. Конфликт возник из−за лени бабушки, которая не хотела мыть свою посуду.
3. Посуда говорит прямым текстом, что бабушка не ухаживает за ней, бьёт ее и пачкает.
4. Убежавшая посуда не хочет быть сломанной и выброшенной, она хочет найти заботливых хозяев.
5. Бабушке Федоре стало совсем плохо и она отправилась искать свою посуду. Она осознала, что была не права.
6. Бабушка Федора пообещала посуде, что теперь всегда будет мыть и заботиться о посуде.
7. Конфликт закончился благополучно. Виновная сторона конфликта признала свою ошибку и старается всё исправить.
Задание №5
Прочитайте текст басни Л. Н. Толстого и ответьте на вопросы к нему.
Слепой и молоко (басня)
Один слепой от роду спросил зрячего: "Какого цвета молоко?"
Зрячий сказал: "Цвет молока такой, как бумага белая".
Слепой спросил: "А что, этот цвет так же шуршит под руками, как бумага?"
Зрячий сказал: "Нет, он белый, как мука белая".
Слепой спросил: "А что, он такой же мягкий, как и сыпучий, как мука?"
Зрячий сказал: "Нет, он просто белый, как зимой заяц−беляк".
Слепой спросил: "Что же, он пушистый и мягкий, как заяц?"
Зрячий сказал: "Нет, белый цвет точно такой, как снег".
Слепой спросил: "Что же, он холодный, как снег?"
И сколько примеров зрячий ни говорил, слепой не мог понять, каким бывает цвет молока.
1) Какие барьеры помешали героям басни понять друг друга? _
2) Какой вывод, полезный для предотвращения конфликта в общении, можно сделать на основе этой басни? _
3) Как собеседникам понять друг друга? _
Ответ:
1) Героям басни понять друг друга мешал уровень восприятия. Зрячий воспринимает увиденное своим зрением, а слепой воспринимает всё тактильно и на уровне ощущений.
2) Зрячему нужно уметь доносить информацию и понимать, как этот мир воспринимают другие люди.
3) Чтобы слепой понял, зрячему нужно было объяснить цвет через ощущения, например, что белый цвет холодный, а жёлтый тёплый.
Задание №6
Насколько вы конфликтная личность? Чтобы узнать это, ответьте на вопросы теста. Ответ А) − 4 балла, Б) − 2 балла, В) − 0 баллов.
1. В общественном транспорте разгорелся спор. Ваша реакция:
А) не принимаю участия
Б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой
В) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя
2. Часто ли вы спорите с друзьями?
А) нет
Б) только по принципиальным вопросам
В) споры − моя стихия
3. Как вы реагируете, если кто−то пытается нарушить очередь?
А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже
Б) делаю замечание
В) прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком в очереди
4. Дома на обед недосоленное блюдо. Ваша реакция:
А) не буду поднимать шума из−за пустяков
Б) молча возьму солонку
В) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды
5. Если на улице, в транспорте наступили на ногу, то:
А) с возмущением посмотрю на обидчика
Б) сухо сделаю замечание
В) выскажусь, не стесняясь в выражениях
6. Если кто−то из близких купил вещь, которая вам не нравится:
А) промолчу
Б) ограничусь коротким тактичным комментарием
В) устрою скандал
7. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесётесь?
А) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней
Б) не скрою досаду, но отнесусь к произошедшему с юмором
В) проигрыш надолго испортит настроение
8. Выступаете ли вы с критикой на собраниях?
А) нет
Б) только если имею для этого веские основания
В) критикую по любому поводу всех, кого считаю неправым
Сумма баллов: _.
От 22 до 32 баллов: вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение "Платон мне друг, но истина дороже" никогда не являлось вашим девизом. Может быть, кто−то назовет вас приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
От 12 до 21 балла: вы слывёте человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразится на приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Всё это заслуживает уважения.
До 11 баллов: споры и конфликты − это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете "съесть живьём". Ваша критика − ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами в школе и дома. Ваша несдержанность может отталкивать людей. Людям со вздорным характером трудно рассчитывать на дружбу.
Ответ:
1. В общественном транспорте разгорелся спор. Ваша реакция:
А) не принимаю участия
Б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой
В) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя
2. Часто ли вы спорите с друзьями?
А) нет
Б) только по принципиальным вопросам
В) споры − моя стихия
3. Как вы реагируете, если кто−то пытается нарушить очередь?
А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже
Б) делаю замечание
В) прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком в очереди
4. Дома на обед недосоленное блюдо. Ваша реакция:
А) не буду поднимать шума из−за пустяков
Б) молча возьму солонку
В) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды
5. Если на улице, в транспорте наступили на ногу, то:
А) с возмущением посмотрю на обидчика
Б) сухо сделаю замечание
В) выскажусь, не стесняясь в выражениях
6. Если кто−то из близких купил вещь, которая вам не нравится:
А) промолчу
Б) ограничусь коротким тактичным комментарием
В) устрою скандал
7. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесётесь?
А) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней
Б) не скрою досаду, но отнесусь к произошедшему с юмором
В) проигрыш надолго испортит настроение
8. Выступаете ли вы с критикой на собраниях?
А) нет
Б) только если имею для этого веские основания
В) критикую по любому поводу всех, кого считаю неправым
Мой результат: 8 баллов.
До 11 баллов: споры и конфликты − это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете "съесть живьём". Ваша критика − ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами в школе и дома. Ваша несдержанность может отталкивать людей. Людям со вздорным характером трудно рассчитывать на дружбу.
Задание №7
Составьте план сообщения на тему "Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации". Чем подробнее получается ваш план, тем лучше.
Ответ:
План сообщения на тему "Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации".
1. Что важно знать в самом начале конфликта?
2. Какая должна быть ваша реакция на конфликт?
3. Что может помочь вам свести конфликт на "нет"?
4. Чего не нужно забывать во время конфликта?
5. Какие выводы после решения конфликта вы сделаете?
Задание №8*
Подростков спросили о самых распространённых причинах конфликтов в межличностных отношениях. Результаты опроса представлены на следующей диаграмме.
1. Какую причину выбрало большинство опрошенных? меньшинство? Как вы думаете, почему?
2. Глядя на диаграмму, скажите, много ли подростков считают, что конфликты возникают из−за недопонимания. Объясните свой ответ.
Ответ:
1. Большинство подростков выбрало причиной конфликтов "Разногласие во мнениях и вкусах", а меньшинство указало обман. Я считаю, что конфликты по причине обмана происходят чаще всего в близких межличностных отношениях. О своём мнении или вкусе мы можем делиться абсолютно с любым человеком, отсюда вытекает большее количество вовлечённых.
2. Недопонимание − это одна из форм гнева, когда люди не хотят общаться, слышать друг друга, понимать и принимать чужие точки зрения. О том, что конфликты возникают из−за недопонимания, считают 43 процента подростков. Недопонимание − причина разногласий во мнениях и вкусах, когда один человек не хочет ставить себя на место другого и подумать, например, как это так, любить арбуз и не любить дыню.