§22 Минеральные и горные породы
Вопросы перед параграфом
Задание №1
Чем отличаются минералы от горных пород?
Ответ
Минералы − это индивидуальные вещества, а горные породы являются природными смесями.
Задание №2
Могут ли разные минералы иметь одинаковую формулу?
Ответ
Не могут, так как каждый минерал имеет определённый состав, который выражают химической формулой.
Задание №3
Глина − это горная порода или минерал?
Ответ
Глина − это мелкозернистая осадочная порода, пылевидная в сухом состоянии, но становящаяся пластичной при увлажнении.
Рис. 109. Глина: а − белая; б − красная
Задание №4
К каким классам веществ обычно принадлежат минералы?
Ответ
Обычно минералы относят к оксидам и солям.
Задание №5
Вода − это минерал или нет?
Ответ
Вода является минералом в твёрдом агрегатном состоянии (в форме льда).
Лед это минерал, когда он образуется естественным путем, но он уже не будет считаться минералом, если для его получения были приложены человеческие усилия.
Снежинка, падающая из тучи будет считаться минералом, потому что она естественным путем образуется в атмосфере Земли. Однако, кубик льда, сделанный в холодильнике, не будет считаться минералом, так как он был произведен действиями людей.
(стр.141)
Задание №1
Какие минералы и горные породы вы знаете из курса географии?
Ответ
Из курса географии мы знаем:
1. Минералы: поваренная соль, мел, доломит, галька, гипс и каменная соль.
2. Горные породы: гранит, габбро, олинивит, базальт, пикрит, пемза, нефть, известняк, уголь, щебень, песок, глина, гравий, галька, мрамор.
(стр.145)
Задание №1
Проведём опыт.
Поместим в пустую склянку стеклянную воронку, отверстие в которой закроем ватным тампоном. Насыплем в воронку песок и нальём воду. Вода проходит сквозь песок. Значит, песок пропускает сквозь себя воду, которая просачивается между отдельными песчинками. Теперь размешаем в воде немного глины. Вода станет мутной. Мутную воду выльем в воронку с песком. Проходя сквозь песок, вода становится прозрачной − очищается. Вся муть оседает на песке. Насыпанный в стакан с водой чистый песок не делает воду мутной, так как тяжёлые песчинки сразу опускаются на дно. Обычно песок содержит в своём составе небольшое количество глины. Такой песок делает воду мутной.
Ответ
Поместим в пустую склянку стеклянную воронку, отверстие в которой закроем ватным тампоном. Насыплем в воронку песок и нальём воду. Вода проходит сквозь песок. Значит, песок пропускает сквозь себя воду, которая просачивается между отдельными песчинками. Теперь размешаем в воде немного глины. Вода станет мутной. Мутную воду выльем в воронку с песком. Проходя сквозь песок, вода становится прозрачной − очищается. Вся муть оседает на песке. Насыпанный в стакан с водой чистый песок не делает воду мутной, так как тяжёлые песчинки сразу опускаются на дно. Обычно песок содержит в своём составе небольшое количество глины. Такой песок делает воду мутной.
§22. проблемный вопрос
Задание №1
Как образуются минералы в природе?
Ответ
Минералы – это природные тела естественного происхождения. Они образуются в результате разнообразных физико−химических процессов на поверхности или в недрах Земли. Все минералы находятся в данный момент или некогда находились в кристаллическом состоянии.
§22. вопросы и задания
Задание №1
Назовите по одному примеру минералов − простых веществ: металлов и неметаллов.
Ответ
Металл: золото (Au), марганец (Mn).
Неметалл: сера (S), алмаз и графит (C − являются аллотропными формами углерода).
Задание №2
Какие вы знаете минералы, принадлежащие к классу оксидов?
Ответ
Минералы, принадлежащие к классу оксидов:
1. Гематит ($Fe_{2}O_{3}$).
2. Куприт ($Cu_{2}O$).
3. Корунд ($Al_{2}O_{3}$).
4. Кварц ($SiO_{2}$).
5. Пиролюзит ($MnO_{2}$).
6. Касситерит ($SnO_{2}$).
Задание №3
Перечислите важнейшие типы горных пород. Приведите примеры.
Ответ
Магматические (гранит, базальт), осадочные (известняк, мел, фосфориты, глины, каменный уголь, горючие сланцы), метаморфические (кварцит, гнейс, глинистые сланцы).
Задание №4
Предложите способ очистки песка от содержащейся в нём примеси глины.
Ответ
Способ отстаивания.
Смесь помещаем в воду и встряхиваем, а потом оставляем на время. Постепенно песок оседает на дно, а примеси глины равномерно распределяются в толще воды. С осевшего на дно осадка аккуратно, по стеклянной палочке сливаем жидкость.
Задание №5
Как экспериментально доказать, что при действии кислот на известняк образуется углекислый газ?
Ответ
Следует поместить известняк в пробирку и добавить немного кислоты (например: серная $H_{2}SO_{4}$, соляная кислота ($HCl$)) а выделяющийся газ пропустить через пробирку с известковой водой. Помутнение прозрачного известкового раствора свидетельствует о наличии углекислого газа.
Задание №6
В какую историческую эпоху выполнена скульптура, представленная на рисунке 114? Что она изображает?
Рис. 114. Скульптура из мрамора
Ответ
Данная скульптура была выполнена в Средние века в Греции. На скульптуре изображена древнегреческая богиня Артемида и олень.