ГЛАВА 11. Органы чувств. Анализаторы
§45. Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор

Вспомните

Задание №1

С помощью каких органов чувств человек познаёт окружающий мир?

Ответ:

Познание мира у человека происходит за счет таких органов чувств как глаза (орган зрения), уши (орган слуха), язык (орган вкуса), а также нос (орган обоняния) и кожи (орган осязания).

Задание №2

Какие преимущества человеку даёт бинокулярное зрение?

Ответ:

Человек, у которого нормально функционируют оба глаза, видит мир объемным, различает формы и размеры окружающих предметов, может определять расстояние между ними. Такое возможно благодаря тому, что бинокулярное зрение обеспечивает фузионный рефлекс. Под этим понятием понимается способность человека соединять два изображения, полученные обоими глазами, в целостную картинку.

Вопросы <<

Задание №1

Что такое анализаторы и какие части входят в их состав?

Ответ:

Анализатор − это система, обеспечивающая восприятие какого−либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и др.); доставку этой информации по нервным путям в мозг; анализ этой информации в соответствующих структурах мозга и создание ощущения.

Задание №2

Каково строение зрительного анализатора?

Ответ:

Зрительный анализатор состоит из трёх частей. Периферическая часть представлена глазами, проводниковая — зрительными нервами, центральная — зрительной зоной коры больших полушарий. С участием всех трёх элементов воспринимаются и анализируются световые раздражители, и мы видим окружающий мир.

Задание №3

Где расположены рецепторы, воспринимающие зрительную информацию? Какие виды рецепторов различают и каковы их функции?

Ответ:

Пройдя через хрусталик и стекловидное тело, лучи света попадают на внутреннюю оболочку глазного яблока — сетчатку. Это многослойное образование содержит зрительные рецепторы — колбочки (около 7 млн) и палочки (около 130 млн). В палочках содержится зрительный пигмент родопсин, они более чувствительны, чем колбочки, и обеспечивают чёрно−белое зрение при плохом освещении. Колбочки содержат зрительный пигмент иодопсин и обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещённости.

Задание №4

Какие расстройства зрения вам известны и каковы их основные причины?

Ответ:

Среди основных расстройств зрения следует отметить близорукость и дальнозоркость. При близорукости глазное яблоко несколько вытягивается и изображение от отдалённых объектов не фокусируется на сетчатке, оказываясь как бы перед ней. При дальнозоркости картина будет противоположной, но в обоих случаях изображение на сетчатке будет нечётким.
Ещё одним нарушением зрения является косоглазие. При косоглазии глаза как будто пытаются сойтись вместе или, наоборот, разойтись. Косоглазие может или быть врождённым, или возникнуть из−за травмы.

Помутнение хрусталика довольно часто встречается у пожилых людей и диабетиков. Это заболевание называется катарактой.

Задания >>

Задание №1

Раскройте механизм работы зрительного анализатора.

Ответ:

Под действием квантов света зрительные пигменты разрушаются, генерируя электрические сигналы, которые передаются от палочек и колбочек к зрительному нерву, и по его волокнам импульсы поступают в мозг. В месте выхода зрительного нерва из сетчатки отсутствуют и колбочки, и палочки. Это место называется слепым пятном.

Выйдя из глазного яблока, зрительный нерв следует в верхние бугры четверохолмия среднего мозга, где зрительная информация подвергается первичной обработке. По аксонам нейронов верхних бугров зрительная информация попадает в зрительные ядра таламуса, а оттуда — в затылочные доли коры больших полушарий. Именно там формируется тот зрительный образ, который мы субъективно ощущаем, то есть видим.

Задание №2

Сформулируйте основные правила гигиены зрения.

Ответ:

Для сохранения зрения надо выполнять несколько несложных правил:
• При чтении и письме свет должен падать слева, должно быть хорошее освещение.
• Нельзя читать в движущемся транспорте.
• Расстояние от глаз до книги должно быть 30–35 см.
• Через 30–40 минут чтения, просмотра телепередач, работы на компьютере надо делать перерыв.
• Глаза следует защищать от яркого света.
• Не допускать травмирования глаз, попадания в них чужеродных предметов.

Подумайте

Задание №1

Почему в сумерки мы не можем различить окраску предметов?

Ответ:

В палочках содержится зрительный пигмент родопсин, они более чувствительны, чем колбочки, и обеспечивают чёрно−белое зрение при плохом освещении. Колбочки содержат зрительный пигмент иодопсин и обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещённости. В сумеречное время работают только палочки.