Ответы к §53. Особенности высшей нервной деятельности человека

Вспомните

Задание №1

Что такое высшая нервная деятельность?

Ответ:

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это единая деятельность (нейрофизиологические процессы) коры больших полушарий высших животных и человека, обеспечивающая адекватное поведение в новых изменяющихся условиях и осуществляемая посредством условных рефлексов.

Задание №2

Что такое поведение и потребности?

Ответ:

Поведение — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.

Потребность — вид функциональной или психологической нужды, или недостатка какого−либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества.

Физиологические (они же — органические, биологические, естественные) потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, жилище, отдыхе, дыхании, воспроизводстве рода и т. д.

Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.

Задание №3

Какое значение имело для эволюции человека формирование речи и письменности?

Ответ:

Формирование речи и письменности помогло человеку наладить коммуникацию и лучше социализироваться. Знания о мире, об окружающей действительности, о законах мироздания закрепляются с помощью речи и передаются из поколения в поколения. Речь и письменность помогают людям обмениваться накопленным опытом и умениями.

Вопросы <<

Задание №1

Чем потребности человека отличаются от потребностей животных?

Ответ:

И у животных, и у человека имеются врождённые базовые потребности в пище, воде, в общении с себе подобными. Если эти потребности не удовлетворять, то ни животное, ни человек жить не сможет. В течение жизни у человека формируются ещё и вторичные потребности (желание красиво одеваться, слушать любимую музыку и др.). Вторичные потребности могут быть очень разнообразными, и зависят они и от индивидуальных особенностей человека, и от той среды, которая его окружает в жизни, и от материальных возможностей.

Задание №2

Какое значение для человека имеет познавательная деятельность?

Ответ:

Развитие индивидуальности у человека происходит через познание. Оно помогает освоить новые знания, навыки и умения, которые необходимы для жизни в обществе и мире в целом. Познавательная деятельность определяется в обществознании как активное изучение индивидом окружающей среды. В этом процессе человек получает новую информацию, узнаёт о законах мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и влиять на него.

Задание №3

Какова роль речи в жизни человека?

Ответ:

Устная и письменная речь позволяет человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники, культуры. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое−то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы. Это связано с тем, что человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ.

Задание №4

От чего зависят индивидуальные особенности ВНД человека?

Ответ:

Высшая нервная деятельность характеризуется несколькими параметрами нервных процессов: силой, уравновешенностью и подвижностью.
Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной системы и её возможность противостоять утомлению.
Уравновешенность характеризует баланс между возбуждением и торможением.
Подвижность оценивает способность нервной системы менять своё состояние, то есть переходить от возбуждения к торможению или наоборот.

Задание №5

Каковы основные черты интеллекта человека?

Ответ:

Интеллект характеризуется тремя основными чертами. Во−первых, это способность познавать, исследовать окружающий мир. Во−вторых, это свойство, присутствующее во всех видах умственной деятельности, а не одна какая−то способность. И в−третьих, это преимущественно врождённое качество, достающееся (или не достающееся) нам от предков, а окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.

Задания >>

Задание №1

Охарактеризуйте известные вам типы ВНД.

Ответ:

Всего выделяют четыре типа ВНД:
1. Холерик — тип легко возбудимый, эмоциональный, общительный. Холерика отличают высокий уровень активности, энергичные действия, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для него характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.
2. Сангвиник — тип спокойный, устойчивый, чувственный, доверчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.
3. Флегматик — тип малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднён.
4. Меланхолик — тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартные ходы воображения и мышления, различные проявления творческих процессов.

Подумайте

Задание №1

Почему некоторые люди в процессе общения интенсивно жестикулируют?

Ответ:

Жесты передают слушателю дополнительную полезную информацию, также повышают экспрессивность и эмоциональность речи. Также жестами можно активнее завлечь слушателя, сделать повествование более интересным.