Ответы к §51. Врожденное и приобретенное поведение

Вспомните

Задание №1

Что такое поведение?

Ответ:

Поведение − процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов

Задание №2

Чем условные рефлексы отличаются от безусловных рефлексов?

Ответ:

Условные рефлексы − это индивидуальные приобретенные системные приспособительные реакции организма, формирующиеся на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловным рефлекторным актом.

Безусловные рефлексы − видовые рефлексы, относительно постоянные стереотипные врождённые реакции организма на воздействия внешней и внутренней среды, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения.

Вопросы <<

Задание №1

Какие виды врождённых программ поведения вы знаете?

Ответ:

Виды врождённых программ:
1. Инстинкты − цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности.
2. Запечатление (импринтинг) − свойство запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов.
3. Безусловные рефлексы. Так, новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду.

Задание №2

Что такое запечатление, или импринтинг?

Ответ:

У многих животных существует запечатление (импринтинг) — свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов. Например, вылупившиеся утята считают своей мамой то движущееся существо, которое увидят первым, и старательно следуют за ним. Периоды импринтинга есть и у человека. Если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.

Задание №3

Что является основой формирования программ приобретённого поведения?

Ответ:

Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды.

Задания >>

Задание №1

Используя дополнительную литературу, подготовьте доклады о проявлениях рассудочной деятельности у животных.

Ответ:

По определению Л. В. Крушинского, рассудочная деятельность – это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации.

Способность животных к проявлению рассудочной деятельности напрямую зависит от сложности строения их центральной нервной системы. Именно проявление элементов разума способствует выживанию особей и их размножению при внезапных и быстро протекающих изменениях среды обитания. Наряду с обучением рассудочная деятельность является одной из важных составляющих индивидуально−приспособительной деятельности животных и в большой степени способствует повышению пластичности их поведения.

Собаки имеют высокоразвитый головной мозг, и рассудочная деятельность у них сильно выражена. Лабораторные исследования показывают, что по уровню развития рассудочная деятельность представителей семейства Волчьих занимает в сравнительном ряду следующее место после обезьян и дельфинов. Элементы рассудочной деятельности собак весьма многообразны: они проявляются в избегании собакой опасностей, преодолении препятствий, в частности, открывании различных запоров, ловли дичи и т. д. Однако рассудочная деятельность далеко не всегда используется в повседневной жизни, большей частью животное предпочитает действовать по привычному шаблону. В поведении человека шаблоны также играют огромную роль, часто мы действуем автоматически, не задумываясь. Человеку, привыкшему ездить ежедневно по одному и тому же маршруту на работу, бывает исключительно трудно изменить его. Сложно бывает перестроиться с привычных и заученных понятий на новые и т. д.

Подумайте

Задание №1

Какое биологическое значение имеет формирование наследственных и приобретённых программ поведения?

Ответ:

Наследственные и приобретенные программы поведения позволяют обеспечивать важнейшие жизненные потребности такие как питание, размножение, то есть способствуют выживанию.