ЕГЭ 2025
D3cF6e
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Что такое воспитанность?
(2)Толковые словари разъясняют: умение вести себя в обществе. (3)Но это не только умение, это и желание выполнять те обязанности, которые вытекают из отношений между людьми. (4)А главная обязанность любого человека — вести себя наиболее благоприятно по отношению к другим, к обществу.
(5)Воспитанность — это прежде всего человечность. (6)Это способность быть среди людей человеком. (7)Простота, скромность, внимание и уважение к людям — все эти прекрасные черты свидетельствуют об огромной внутренней культуре, душевной чистоте, которые и являются основой воспитанности.
(8)Воспитанность — это в конечном счёте внутренняя интеллигентность. (9)А.П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». (10)Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. (11)Проявлять к другому человеку доброту и сердечность, уступить в автобусе место пожилому, прийти на помощь слабому, женщине — это законы нашей нравственности. (12)Безнравственное поведение происходит от недостатка воли, желания чаще, чем от недостатка знаний…
(13)Человек в общественном транспорте сплёвывает на пол шелуху от семечек… (14)Начальник с высокомерием обращается к подчинённому… (15)Распоясавшийся хулиган сквернословит на улице… (16)Разве скажешь о них, что они просто не умеют себя вести, не знают, что хорошо, а что плохо? (17)Знают! (18)Здесь уже налицо не невоспитанность, а обычная распущенность.
(19)А.П. Чехов писал О.Л. Книппер: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. (20)Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и прочее… но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает». (21)Подлинно воспитанный человек — это тот, кто ценит человеческое достоинство не только в себе, но и в равной степени в других.
(22)Однажды я прочла такой рассказ. (23)В Париже в Лувр по утрам приходили обездоленные и нищие, становились к отоплению, отогревались. (24)Стояла там старушка, рядом художница работала над копией. (25)Художница встала, принесла стул и поставила его старухе. (26)Та низко-низко поклонилась и села. (27)Эту сцену наблюдали мать и мальчик лет восьми. (28)Мать что-то шепнула ему. (29)Он подошёл к художнице, сказал: «Мерси, мадам» — и со счастливым лицом вернулся к матери.
(30)Меня увлекло в этом рассказе всё: и поведение художницы и матери, и счастье мальчика от своего участия в красивом человеческом поступке, счастье от своей общности с хорошими людьми. (31)Слабому помогли, сильный должен приходить на помощь слабому — это великодушие, подлинное благородство, которое является основой воспитанности. (32)Эти качества мы должны вносить в обыденную жизнь.
(33)Жизнь даёт немало поводов к раздражению по пустякам. (34)Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине… (35)Если не сдержался по ничтожному поводу, задел обидным словом человека, значит, унизил не только его, но и себя самого — что-то потерял в себе, стал беднее.
(36)Бывает и так: все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. (37)Собрались по-дружески поговорить, а разговора не получается. (38)Говорят все разом, шумно и с увлечением и совсем не слушают собеседника. (39)И вянет беседа, и уже нет того благодатного общения, которое так обогащает.
(40)Бывает, что мы навязываем своё мнение упорно, даже грубо, совершенно не интересуясь возражением. (41)А надо выслушать; убеждая, не навязывать своего мнения. (42)Этого требует культура взаимоотношений. (43)Хорошо сказал Расул Гамзатов:
Уважай чужое мненье,
Но, достойный мудреца,
Сам высказывай сужденье
Лишь от первого лица.
(44)Уважение к другим — это прежде всего строгость к самому себе. (45)Скромность в поведении, простота, сдержанность в проявлении чувств на людях, терпимость к мнению собеседника, великодушие по отношению к слабостям других. (46)Воспитанный человек придёт на встречу в точно назначенное время, обратит назревающий конфликт в шутку, а не пойдёт на скандал, не унизит себя и другого недоверием.
(47)В основе всех этих столь высоких моральных качеств лежит уважение к человеку…
(По С.В. Гиацинтовой*)
* Софья Владимировна Гиаци́ нтова (1895–1982) — советская актриса, театральный режиссёр, педагог.
23 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Воспитанность — это исключительно умение выполнять те обязанности, которые вытекают из отношений между людьми в обществе.
2) Зачастую безнравственное поведение происходит от недостатка воли, желания.
3) По мнению О.Л. Книппер, подлинно воспитанный человек – это тот, кто ценит в равной степени в себе и других людях человеческое достоинство.
4) Человек иногда навязывает своё мнение другим, совершенно не интересуясь их возражениями, однако культура взаимоотношений требует умения выслушать, готовности уважать чужое мнение.
5) Уважения к другим не может быть без строгости к самому себе: в основе всех столь высоких моральных качеств лежит именно уважение к человеку.
Ответ: __________________________________.
Ответ:
245
Номер:
24 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 3 и 4 противопоставлены по содержанию.
2) В предложениях 8–12 представлено рассуждение.
3) Предложения 22–29 раскрывают мысль, высказанную в предложении 21.
4) В предложениях 33–35 представлено рассуждение.
5) Предложения 45 и 46 указывают на цель того, о чём сообщается в предложении 44.
Ответ: __________________________________.
Ответ:
234
Номер:
25 Из предложений 30–34 выпишите слово со значением «единство, неразрывная связь».
Ответ: __________________________________.
Ответ:
общности <или> общность
Номер:
26 Среди предложений 22–29 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия.
Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: __________________________________.
Ответ:
24
Номер:
27 Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Как стать воспитанным человеком?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
(Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.